· Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации;
· Социализм предполагает устранение частной собственности, а значит и ликвидацию неравенства (эксплуатации человека над человеком);
· Но на стадии социализма этим должно заниматься государство, а уже на стадии коммунизма государство отмирает как не нужный обществу институт;
· Предполагается, что общество достигает такого уровня «сознательности» и технологического развития, что оно уже само может собой управлять;
· Формационный подход основную роль отводит экономике. Считается, что общественно-экономические отношения напрямую влияют политику, культуру, семья и т.д. Экономика (базис), а все остальное является надстройкой (право, политика, культура). Если меняется базис (общественно-экономические отношения), трансформируется надстройка;
· Слабой стороной подхода считается игнорирование особенностей отдельных обществ.
Характеристика | |
Первобытнообщинное | Первая ступень развития человечества, доклассовое общество с коллективным трудом и потреблением, общей собственностью и т.д. |
Рабовладельческое | Ступень развития человечества, возникшая при распаде первобытнообщинного строя. Рост производительных сил, разделения труда, экономический обмен привели к возникновению частной собственности, неравенству, превращению покоренных свободных людей в рабов, которые вместе с орудиями производства стали собственностью своего хозяина – рабовладельца. |
Феодальное | Экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство. |
Капиталистическое | Ступень развития человечества, сменившая феодализм. Основывается на частной собственности на средства производства и на эксплуатации наемного труда. |
Социалистическое и коммунистическое | две фазы, две ступени в развитии коммунистического общества, характеризующие степень экономической и культурной зрелости нового, высшего общественного строя — коммунизма. «Научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его». |
|
|
3. Цивилизационный подход
http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-i-otvety-po-filosofii-vstupitelnyj/958-civilizacionnyj-podhod-k-analizu-obshhestva - пожалуйста, прочитайте данную статью и выделите основную информацию.
Ниже я привожу небольшие отличия между формационным и цивилизационным подходом.
Формационный | Цивилизационный |
ü Человечество развивается по единым общественным законам. ü В основе развития общества – способ производства материальных благ. | ü Каждая цивилизация уникальная, своеобразна, неповторима. ü Духовная культура – главный фактор, влияющий на развитие цивилизации. |
Формация – это тип общества, основанный на определенном способе производства. | Цивилизация– устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. |
|
|
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Положительные последствия глобализации:
· Сближение народов и государство
· Стимулирование социального-экономического развития
· Расширение возможностей самореализации человека
Опасности глобализации:
· Унификация национальных культур;
· Неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития;
· Глобальные проблемы.
Домашнее задание! Вам нужно будет привести примеры глобализации в различных областях человеческой жизнедеятельности. Вам нужно будет заполнить табличку. На уроке проверю конспект.
Глобализация в политической сфере | |
Глобализация в культуре | |
Глобализация в экономике | |
Глобализация в социальной сфере |