Формационный (материалистический) подход. Карл Маркс

· Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации;

· Социализм предполагает устранение частной собственности, а значит и ликвидацию неравенства (эксплуатации человека над человеком);

· Но на стадии социализма этим должно заниматься государство, а уже на стадии коммунизма государство отмирает как не нужный обществу институт;

· Предполагается, что общество достигает такого уровня «сознательности» и технологического развития, что оно уже само может собой управлять;

· Формационный подход основную роль отводит экономике. Считается, что общественно-экономические отношения напрямую влияют политику, культуру, семья и т.д. Экономика (базис), а все остальное является надстройкой (право, политика, культура). Если меняется базис (общественно-экономические отношения), трансформируется надстройка;

· Слабой стороной подхода считается игнорирование особенностей отдельных обществ.

 

  Характеристика
Первобытнообщинное Первая ступень развития человечества, доклассовое общество с коллективным трудом и потреблением, общей собственностью и т.д.  
Рабовладельческое Ступень развития человечества, возникшая при распаде первобытнообщинного строя. Рост производительных сил, разделения труда, экономический обмен привели к возникновению частной собственности, неравенству, превращению покоренных свободных людей в рабов, которые вместе с орудиями производства стали собственностью своего хозяина – рабовладельца.  
Феодальное Экономическая и общественная модель, при которой основные социальные классы людей феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство.  
Капиталистическое Ступень развития человечества, сменившая феодализм. Основывается на частной собственности на средства производства и на эксплуатации наемного труда.  
Социалистическое и коммунистическое две фазы, две ступени в развитии коммунистического общества, характеризующие степень экономической и культурной зрелости нового, высшего общественного строя — коммунизма. «Научное различие между социализмом и коммунизмом только то, что первое слово означает первую ступень вырастающего из капитализма нового общества, второе слово — более высокую, дальнейшую ступень его».  

 

3. Цивилизационный подход

http://filosofedu.ru/index.php/voprosy-i-otvety-po-filosofii-vstupitelnyj/958-civilizacionnyj-podhod-k-analizu-obshhestva - пожалуйста, прочитайте данную статью и выделите основную информацию.

 

Ниже я привожу небольшие отличия между формационным и цивилизационным подходом.

Формационный Цивилизационный
ü Человечество развивается по единым общественным законам. ü В основе развития общества – способ производства материальных благ. ü Каждая цивилизация уникальная, своеобразна, неповторима. ü Духовная культура – главный фактор, влияющий на развитие цивилизации.
Формация – это тип общества, основанный на определенном способе производства. Цивилизация– устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Положительные последствия глобализации:

· Сближение народов и государство

· Стимулирование социального-экономического развития

· Расширение возможностей самореализации человека

Опасности глобализации:

· Унификация национальных культур;

· Неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития;

· Глобальные проблемы.

 

Домашнее задание! Вам нужно будет привести примеры глобализации в различных областях человеческой жизнедеятельности. Вам нужно будет заполнить табличку. На уроке проверю конспект.

Глобализация в политической сфере    
Глобализация в культуре    
Глобализация в экономике  
Глобализация в социальной сфере  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: