Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты финансовых отношений страны и регионов
1.1 Сущность и экономическое содержание финансовых отношений, финансовой системы
1.2 Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие
ГЛАВА 2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ
2.1 Характеристика государственных и муниципальных финансов и их составляющие
2.2 Направления изменения финансовых отношений в РФ и ее регионах
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящее время кризисных преобразований как, в целом по России, так и регионах, в частности, одним из важнейших вопросов является устойчивое развитие финансовых отношений государства и регионов.
Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
|
|
· недостаточные темпы развития экономики;
· диспропорции развития экономической системы;
· отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
· излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
· низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Тема работы является весьма актуальной на сегодняшний день - надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики страны и ее регионах.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты финансовых отношений страны и регионов
Сущность и экономическое содержание финансовых отношений, финансовой системы
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений.
|
|
Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всем их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы - сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.
Таким образом, финансовая система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства.
Структура финансовой системы - это совокупность ее элементов и связей между ними.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Функции финансовой системы:
· денежная - эмиссия, обращение, расчеты;
· налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;
· бюджетная - превращение налогов в доходы, последних - в расходы;
контрольно-надзорная - надзор за финансовыми институтами;
государственного кредита - управление государственным долгом.
Но возможен и организационный аспект, когда финансовая система рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной власти.
Финансовая система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:
Федеральное Собрание - Федеральные Конституционные законы, федеральные законы;
Президент РФ - Указы Президента РФ;
Правительство РФ - Постановления Правительства РФ;
Федеральное Министерство - приказ и т.д.
Существует несколько типов финансовых институтов (ФИ):
· ФИ 1 (создаются государством)
· ФИ 2 (создаются населением под руководством государства);
· ФИ 3 (саморегулирующиеся организации).
Сами финансовые институты могут рассматриваться на разных уровнях:
Федеральный - представлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов
Субъектный - представлен субъектными финансовыми институтами. Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.
Муниципальный - местные финансовые институты, муниципальные образования.
В современных условиях в системе государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти - финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.
|
|
Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ формально не входит в Правительство РФ):
1. Центральный Банк РФ (Центральный аппарат (ЦА) + территориальные учреждения:Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры);
2. Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные управления + Управления Федерального Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные организации)
3. Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции + Управление МНС по субъекту)
4. Государственный таможенный комитет (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ)
5. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение)
6. Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение)
7. Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды
В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):
· государственных и муниципальных финансов;
· финансов хозяйствующих субъектов.
Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и, соответственно, финансовых фондов.
Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования..
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
|
|
Сфера финансов государственных и муниципальных финансов состоит из двух звеньев:
1) финансы государственного бюджета;
2) финансы внебюджетных фондов.
Государственный внебюджетный фонд - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение.