Содействие семейному жизнеустройству детей-сирот и поддержка замещающих семей: дефициты и возможности включения общественных ресурсов

       Социальная работа с семьей и детьми за последние два десятилетия, как в России, так и за рубежом претерпело множество перемен, вызванных необходимостью и стремлением найти эффективные и адекватные современным условиям подходы и методы защиты детства и семьи. Большинство государств и международное сообщество определяет семью как наилучшую среду для жизни и воспитания ребенка. Политики, управленцы, представители помогающих профессий разных стран полагают основной целью семейной политики и социальной работы с семьей и детьми – сохранение целостности семьи, обеспечения устойчивости жизнеустройства детей и актуализации фамилистической идеологии.

       Основой вышесказанного является ценностный императив, сформулированный Джудит С.Райкус и Рональдом С.Хьюзом следующим образом: «Каждый ребенок имеет абсолютное право на проживание в безопасной, постоянной, стабильной семье, которая обеспечивает ему необходимое воспитание и уход и защищает его от насилия, пренебрежения его нуждами и эксплуатации»[1]. Это практическое выражение семейно-ориентированного подхода к социальной работе с детьми и семьей. Ценности семейно-ориентированного подхода основываются на абсолютности прав детей и условности прав родителей, на рассмотрении семьи как целостной системы, на презюмируемости родительских прав, на уважении каждой личности в семейной системе и признании права семьи на самоопределение и культурную идентичность.

       Семейно-ориентированная идеология и ценности являются базовыми образующими ресурсами социальной работы с семьей и детьми. И от их понимании, признания и реализации зависят политические решения, практика социальной работы, а в конечном итоге качество и результаты деятельности по защите прав детей и поддержке семьи.

       Партнерский подход к работе с семьей - один из ведущих принципов семейно-ориентированной идеологии, в рамках которой семья должна быть не только получателем услуг, но и активным участником совместной реабилитационной работы на всех ее этапах: от диагностики и планирования до оценки результатов.

       Не вызывает сомнений то, что наилучшей средой для жизни и воспитания ребенка является его родная семья. И приоритетной целью работы с семьей является ранее выявление нарушения прав детей и семейного неблагополучия и деятельность реабилитации, восстановлению функциональности семьи и сохранению ребенка в кровной семье. Это не значит, что ребенок должен оставаться в семье при любых условиях.   Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со стороны органов защиты детей, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребенка, подверженного риску плохого обращения, то специалисты обязаны рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребенка[2]. В таких случаях наша обязанность по защите ребенка требует, чтобы его права имели преимущественную силу по сравнению с правами семьи. Иными словами, права родителей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить ребенка.

       Но, к сожалению, довольно существенная доля случаев семейного неблагополучия приводит к изъятию детей из родных семей. В части ситуаций это носит временный характер, в части речь идет о лишении родителей родительских прав. Около года в России существует негласная судебная и иная профессиональная практика, в рамках которой реальный процесс лишения родительских прав сегодня усложнился, несмотря на то, что процедуры остались неизменны. Это связано с мнением Президента России Д.А. Медведевым, высказанным в беседе с журналистами по итогам 2010 года[3]. Речь там шла о необходимости более тщательного подхода к решению вопросов о лишении родительских прав и о привлечении общественных организаций к этому процессу. Действие семейно-ориентированного подхода распространяется и на этот круг вопросов. Задача специалистов обеспечить детям постоянство, стабильность и приближенность к семейным условиям проживания, в случае, когда проживание в кровной семье невозможно. 

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является одним из приоритетных направлений государственной политики в области защиты детства и семьи. В России в последние годы взят устойчивый курс на деинституализацию системы воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это реализуется через переход от интернатной модели к развитию семейного жизнеустройства, через закрытие или перепрофилирование детских домов в службы подбора и сопровождения замещающих семей. Это серьезная реформа, которая требует времени и взвешенного продуманного подхода. Это тот случай, когда быстрота изменений и взлетевшие показатели семейного жизнеустройства, могут иметь целый ряд негативных последствий и рисков, например, в виде возвратов детей из замещающих семей, в виде сопротивления специалистов, работающих в интернатной системе воспитания. Помимо этого быстрота и яркая проявленность изменений не всегда ведет к устойчивому результату, эффективному в долгосрочной перспективе. А в конечном итоге ставится под сомнение реализация ведущего принципа семейно-ориентированного подхода – обеспечения постоянства и стабильности в жизни детей.

Это объясняется объективными факторами, связанными, с одной стороны, с качеством, количеством и практикой решения проблем детского сиротства в истории России, с другой стороны, с вопросами и трудностями развития семейного жизнеустройства на современном этапе.

Важно понимать, что деинституционализация - это не только замена детских домов на семейное устройство, но создание и закрепление новой идеологии воспитания детей-сирот и планомерное развитие целой системы служб, которые предупреждали социальное сиротство (например, службы ранней помощи, раннее выявление семейного неблагополучия), представляли бы интересы ребенка (уполномоченные по правам ребенка, службы примирения и т. д.), улучшали бы социальную мобильность детей и семей (программы социальной адаптации детей-сирот). Кроме этого, необходимо отметить, что сегодня есть дети-сироты, чьи возможности устройства в семью снижены(это касается, в первую очередь, подростков), а иногда эти возможности и опасны для ребенка. Речь идет о детях, чьи эмоциональные связи и представления о взаимодействии в семье настолько нарушены, в силу тяжелых условий их жизни, что оптимальным для них является воспитание в нейтральных условиях учреждения[4].

Наряду с, безусловно, положительными результатами реформирования системы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо отметить и трудности, дефициты, возникающие на этом пути.

       Наибольшая проблема и риск в деятельности по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения - это нарушение прав детей в замещающей семье, возврат ребенка и вторичное сиротство. В 2010 году в Томской области было возращено 114 детей из всех форм семейной замещающей заботы. Это в два раза больше, чем предыдущий год. В 2011 году нами были изучены все случаи возвратов с целью определения причин возвратов и формирования предложений по профилактике вторичного сиротства[5]. Исследование продемонстрировало не только недостаточное качество работы по подбору, подготовке и сопровождению детей и замещающих семей, но и явное недоиспользование профессиональных и социальных ресурсов.

       Кроме вышеназванной проблемы существуют следующие риски в современной ситуации в семейном жизнеустройстве детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: отсутствие адекватных критериев \ девальвация критериев отбора замещающих родителей, увеличение рисков, с которыми сталкивается ребенок (недостаточное «качество» замещающей семьи); рост вероятности частой смены ребенком замещающей семьи\формы жизнеустройства, снижение количества кандидатов в замещающие родители.

В определенной степени трудности, приведенные выше, связаны с несовершенством законодательной базы, регламентирующей семейного жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В России и Томской области действует ряд нормативных актов, способствующих развитию семейных форм жизнеустройства. Тем не менее, эксперты[6] отметили несколько проблемных вопросов в законодательном обеспечении. В их числе отмечаются вариативность трактовки законов и нормативных актов и несвоевременность выхода ряда нормативных документов.

Исследования, проведенные в России и Томской области в русле этой проблематики, а также практика семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей позволяет утверждать, что большинство этих трудностей решаемы на региональном и местном уровне за счет активизации имеющихся ресурсов и потенциала.

Большая часть замещающих семей являются условно благополучными и при определенной системе поддержки и сопровождения могут сохранять свою функциональность и обеспечивать полноценное и гармоничное воспитание ребенка.

Зачастую наибольший объем институциональной поддержки осуществляется по отношению к семьям находящимся на стадии позднего или хронического кризиса, в то время как относительно благополучные семьи и семьи, балансирующие на грани (к ним зачастую относятся замещающие семьи), находятся вне зоны внимания государственных и общественных структур и поддерживают себя сами, за счет собственных внутренних и неформальных ресурсов. В связи с этим, современные научные подходы в работе с семьями, в семейной политике делают акцент на необходимости изучения, поддержки и активации внутрисемейных, общественно-неформальных ресурсов и источников развития семьи. Именно учитывая их самостоятельную роль и значение, а также опираясь на них, можно повысить эффективность и результативность внешних институциональных (государственных, общественных) ресурсов, вкладываемых в поддержку и развитие семьи.

Однако на практике довольно часто эти ресурсы разобщены. Это, прежде всего, связано с недостаточной изученностью ресурсов семьи и их взаимодействия в условиях меняющейся социальной реальности и изменения самой семьи как социального института. Нами уже была предпринята попытка изучения данного круга вопросов и классификации ресурсов семьи[7].

И, действительно, исследование данных вопросов в условиях формирования фамилистической (ориентированной на развитие семьи и семейственности) среды приобретают важное, в том числе практическое, значение. Современная практическая социальная работа уже оперирует таким понятием как «ресурсная» и «не ресурсная» семья. Но в настоящий момент большинство специалистов трактует эти понятия, исходя только лишь из собственных субъективных впечатлений. В связи с этим вопрос объективации ресурсности семьи, формирования целостного представления о ресурсах современной семьи, причем в динамическом аспекте является, крайне актуальным.

       С точки зрения развитие замещающей заботы, семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно выделить следующие группы ресурсов, значительная часть из которых концентрируется и проявляется на региональном и местном уровнях.

Первая группа – это ценностно-идеологические ресурсы. К этой группе мы относим, прежде всего, общественную идеологию, превалирующую в обществе, образ семьи и детства, элементы и отношение к этому образу. Какое место семья и дети занимают в системе общественных и личных ценностей? Какой тип, образ семьи является востребованным сегодня? Каково отношение к замещающим семьям и детям-сиротам в обществе? Ответы на эти вопросы ярче всего проявляются на региональном и местном уровне, т.е. на уровне повседневной жизни людей. Необходимо отметить, что на территории Томской области уже в течении десяти лет идет планомерная системная работа по развитию системы профилактики детского и семейного неблагополучия и созданию среды, дружественной по отношению к семье и детям[8]. Все региональные инновации, реформы и инвестиции последних лет в этой сфере преследуют именно эти цели и сегодня можно говорить об устойчивых положительных результатах и о высоком потенциале выбранного подхода. В Томской области стабильно увеличиваются показатели семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме этого, уже несколько лет ведется работа по улучшению качества семейного жизнеустройства и эта деятельность уже приносит свои положительные результаты.

Тем не менее, проведенные нами исследовании свидетельствуют о сохранении проблем и противоречий в общественном мнении, сознании людей в представлениях о семейном жизнеустройстве. В частности, приведем цитаты из двух интервью[9]: «Единственная трудность с моими соседями. Они всегда мне при девочке говорят, что зачем я взяла дочь алкоголиков, она же такая же будет. Но, я с этим уже разобралась, мы переехали с дочкой» (Женщина, 43 года) «Трудности? Даже не знаю… Пока нет. Но думаю, они будут, потому что девочка очень смышленая, несмотря на то, что из детского дома» (Женщина, 46 года).

Т.е. в обществе до сих пор имеет место стериотипизация и стигматизация относительно воспитанников детских домов и это является определенным препятствием для развития семенного жизнеустройства, а главное это риск для конкретных замещающих семей и детей. Крайне важно, информировать население, общество о миссии замещающей заботы, о ее роли в успешной социализации детей-сирот, о позитивном влиянии замещения на развитие самой семьи и общества в целом[10].

Важнейшим системно-ценностным ресурсом семьи является семейная политика, включающая в себя целый ряд важнейших, с точки зрения ресурсности, составляющих элементов, таких как структура семейной политики, приоритеты, стратегия, бюджет. Это вторая группа ресурсов. Стратегия и приоритеты государственной семейной политики, а также их административно-финансовое обеспечение во многом определяет объем и качество институциональных ресурсов для современной семьи. Кроме того, именно по содержанию и объему государственной семейной политики можно судить о степени фамилистичности (т.е. ориентированности на семью) государственной политики в целом. Именно на государственном уровне важно определить современные приоритеты в области семейной политики, такие как профилактика семейного неблагополучия, стимулирование рождаемости, ориентация на семейное жизнеустройство детей сирот во многом определили и систему социальной работы с семьей и детьми. Именно развитость и качество работы данной системы, а также инфраструктура системы является серьезным ресурсом для семей, в первую очередь, находящихся в трудной жизненной ситуации. Действительная, а не декларируемая приоритетность семейного жизнеустройства детей-сирот является важнейшим ресурсом для развития этой системы. Очень важны содержания и формы проявления данной приоритетности. В частности, в Томской области ежегодно проводятся областные грантовые конкурсы для организаций и учреждений по направлению «Сопровождение опекунских, приемных и других замещающих семей». Основой для данного грантового конкурса и, целом, для работы в этом направлении является минимальный стандарт социальной услуги по профилактики социального сиротства «Сопровождение опекунских, приемных и других замещающих семей». Данный стандарт был утвержден Департаментом по вопросам семь и детей Томской области[11]. Ежегодно в течение последних нескольких лет     на территории области работают 20-25 служб сопровождения замещающих семей, действующих на базе организаций победивших в конкурсе. Нельзя не отметить, роль межведомственного взаимодействия в вопросах развития системы семейного жизнеустройства. Фактически в эту область практики включены целый ряд ведомств и общественных секторов и эффективное взаимодействие между ними - это значимый административно-управленческих ресурс.

Важным ресурсом для развития семейного жизнеустройства являются неформальные ресурсы местного сообщества [12]. В современной России развиваются и постепенно занимают свою нишу негосударственные институциональные и неформальные ресурсы семьи. К первым относятся общественные организации различных организационно-правовых форм. Данные организации первоначально появились как институты самопомощи (ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями, сообщества приемных родителей, например), целью которых было решение проблем, актуальных для данной категории семей, взаимная поддержка. Дальнейшая профессионализация этих организаций привела к их качественному развитию, структурированию деятельности, расширению целевой группы и спектра предоставляемых услуг. Именно общественные организации не просто заполняют «белые пятна» государственной системы поддержки семьи и детства, но и развивают собственные уникальные практики работы с семьей.

Кроме этого, нельзя не отметить роль благотворительных фондов, ориентированных на поддержку семьи и детей. Зачастую материальные и организационные возможности этих фондов являются единственными ресурсами для семей, нуждающихся в помощи.

Еще одним немаловажным ресурсом семьи выступают общественные организации, существующие в форме семейных клубов – зарегистрированных объединений, имеющих название, символику, помещение для встреч, собственный сайт в сети Интернет. При этом надо отметить, что, не смотря на то, что речь идет об институциализированных объединениях, подход к работе клуба, к организации досуга его членов часто остается неформальным. На базе большинства служб сопровождения замещающих семей созданы постоянно действующие клубы замещающих родителей, в рамках которых родители могут обсудить насущные проблемы, поделиться полезной информацией, пригласить специалистов для консультаций. Кроме этого, данные клубы реализуют досуговую функцию и серьезную поддерживающую функцию, профилактируя эмоционального выгорание приемных родителей. Необходимо отметить, что примерно половина клубов замещающих семей действуют в Томской области на базе средних школ. В первую очередь это касается сельской местности, где школа является фактически общественным центром.

Неформальные ресурсы современной семьи включают в себя все формы поддержки, инициируемые самой семьей и ее ближайшим окружением и различными фамилистическими сообществами.

Наиболее традиционным источником ресурсов остаются родственные связи и система взаимодействия с родственниками как в рамках одного поколения, так и межпоколенной структуры. Безусловно, его роль сегодня снижена по сравнению с тем, какова она была века и даже десятилетия назад, но все-таки имеет место быть при этом.

Еще одной категорией, на которую опирается семья, выступает ее ближайшее окружение, связанное с семьей не кровным родством, а дружескими связями. Как правило, это однопоколенное сообщество, функции которого могут быть более широкими, чем у окружения родственников. Оно претендует не только и не столько на статус источника экономических ресурсов, сколько на роль партнера по организации досуга, коммуникаций, совместному достижению целей в социально-бытовой, педагогической, психологической, социо-культурной, рекреационной сферах. Фактически семьи, включенные в данное сообщество, поддерживают и взаимообогащают друг друга, объединяя свои ресурсы. При планировании семейного жизнеустройства крайне важно учитывать кровно-родственные связи и дружеские отношения, как замещающей семьи, так и ребенка, передаваемого на воспитание. К сожалению, в России существуют лишь отдельные частные примеры работы с этими ресурсами. В то время как, например, в США уделяется большое внимание взаимодействию приемного и усыновленного ребенка с его кровными родственниками. Задача замещающей семьи и специалистов не просто не запрещать эти связи, а всячески их разумно поддерживать, не табуировать данную область для ребенка. В России, как правило, мы наблюдаем обратную ситуацию.

Немаловажную роль сегодня играют Интернет-сообщества, имеющие сегодня высокий ресурсный потенциал для российской семьи. К ним относятся различные информационные сайты, посвященные семейному жизнеустройству. На многих из них работает онлайн-консультация, блоги, форумы, где приемные родители, дети, специалисты могут обсудить интересующих их вопросы и просто пообщаться. Одним из показателей ресурсности замещающей семьи является ее включенность в социально поддерживающие сети и способность к построение эффективных взаимоотношений с субъектами социальной среды[13].

       Ресурсом для семейного жизнеустройства, о котором нельзя не сказать – является профессиональное сообщество. Именно в недрах профессионального сообщества экспертов и специалистов рождаются зачастую инновации, новые подходы и методы работы. Для развивающейся сферы социальной работы активное профессиональное сообщества крайне важно. В Томской области в последние несколько лет создается система профессиональной поддержки и сопровождения специалистов, работающих с семьей и детьми. Специалисты имеют возможность обучаться, получать супервизорскую и методическую поддержку. В последние годы специалисты, работающие с семьями, в том числе с замещающими имеют возможность чаще встречаться, что позволяет им развивать собственные практики и инициативы и в то же время ощущать себя частью общего процесса.

       Кроме вышеперечисленных, серьезным ресурсным потенциалом для развития семейного устройства детей-сирот, но не проявленным сегодня в достаточном объеме, являются бизнес-структуры и церковь.

       Также отметим, что замещающие семьи и дети также являются ресурсом для возрождении и развития местного сообщества как на ценностном уровне, так и на социально-практическом. В нескольких поселениях Томской области, население в которые катастрофически сокращалось за счет старения и переезда молодых людей в город, удалось остановить этот процесс и в определенной степени улучшить демографические показатели за счет создания замещающих семей. Главный фактором в этом процессе выступили активная позиция органов опеки и попечительства, наличие в населенном пункте службы сопровождения замещающих семей и заинтересованность главы администрации поселения, который всячески поддерживает данные семьи.

Система семейного жизнеустройства – это область «живой» развивающейся социальной практики, поэтому возникновение трудностей и дефицитов – это естественная ситуация. Важно осознавать наличие, потенциал и пути актуализации региональных и местных ресурсов для дальнейшего совершенствования системы замещающей заботы, направленной на обеспечение права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

 

Литература

 

Воронина Т.Д., Рыкун А.Ю., Южанинов К.М. «Соблюдение прав детей-сирот, развитие форм их семейного жизнеустройства, форм и уровня социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений (опыт регионального мониторинга)»//Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология, 2010, № 1(9) – С.54 -85

Воронина Т.Д., Пучкина Ю.А., Аверина Е.А. «Неформальные и институциональные ресурсы современной семьи в условиях формирования фамилистической среды в регионе: возможности использования качественных методов исследования»//Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология, 2011, № 1(13) – С.32-44

Кузьминова Т.Г., Шайдо Т.Н. Материалы для специалистов, работающих по социальной услуге «Сопровождение опекунских семей». Томск.: НИП. 2011. 59с.

Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 336с.

Райкус Джудит С., Хьюз Рональд С. Социально-психологическая помощь семье и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т.Т.I Концептуальные основы социальной работы с детьми. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. 2008.-288с.

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.:Питер, 2007.414с.

Протасова И.В. «Основные направления и инструменты формирования в Томской области среды, дружественной семье и детям», Формирование в Томской области среды, доброжелательной к семье и детям. Сборник статей. 2010. Томск, 156с.

URL: http://ria.ru/society/20101224/312880044.html

 


[1]      Джудит С.Райкус, Рональд С.Хьюз Социально-психологическая помощь семье и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т.Т.I Концептуальные основы социальной работы с детьми. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. 2008. С. 52

[2]      Из материалов тренинга Айлин Лалли «Кейс-менеджмент в социальной работе с семьей и детьми», 2007г. Университет штата Аляски(материалы были автором получены в ходе стажировки)

[3]      URL: http://ria.ru/society/20101224/312880044.html (дата обращения: 25.05.2011)

[4]      Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.:Питер, 2007. С.244

[5]      Отчет по исследованию «Причины возвратов из семей опекунов(попечителей), усыновителей и приемных родителей в Томской области», 2011г., Руководители: Воронина Т.Д., Зальмеж Т.Н.

[6]      Т.Д. Воронина, А.Ю. Рыкун, К.М. Южанинов «Соблюдение прав детей-сирот, развитие форм их семейного жизнеустройства, форм и уровня социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений(опыт регионального мониторинга)»//Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. – 2010. - № 1(9) – С.54 -85

[7]      Воронина Т.Д., Пучкина Ю.А., Аверина Е.А. «Неформальные и институциональные ресурсы современной семьи в условиях формирования фамилистической среды в регионе: возможности использования качественных методов исследования», Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. – 2011. - № 1(13) – С.32-44

[8]      Протасова И.В. «Основные направления и инструменты формирования в Томской области среды, дружественной семье и детям», Формирование в Томской области среды, доброжелательной к семье и детям. Сборник статей. 2010. Томск:Дельтаплан. С. 7

[9]      Исследование «Опекунские семьи Томской области: социальное положение, трудности и возможности их преодоления»,  Андрусенко А.А., Воронина Т.Д.. Исследование было проведено в 2009-2010 гг. Было опрошено 62 опекуна, проживающих в г. Томске.

[10]        Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.:Генезис. 2006. С. 226

 

[11]     Кузьминова Т.Г., Шайдо Т.Н. Материалы для специалистов, работающих по социальной услуге «Сопровождение опекунских семей». Томск:НИП. 2011. С. 5

[12]     Так же см. Воронина Т.Д., Пучкина Ю.А., Аверина Е.А. «Неформальные и институциональные ресурсы современной семьи в условиях формирования фамилистической среды в регионе: возможности использования качественных методов исследования»// Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология, 2011, № 1(13) – С.32-44

 

[13]     Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис/ 2006. С. 221



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: