Содействие подготовке и повышению квалификации научных и инженерно-технических кадров

4.1 Меры по совершенствованию действующих и разработке новых образовательных и профессиональных стандартов, образовательных программ, в т.ч. в области профессионального и дополнительного образования.

В рамках деятельности в области совершенствования образовательных стандартов предусматривается участие членов «ТП «ТиЛП».

Высшие образовательные учреждения   члены ТП «ТиЛП» вводят оптимальную стратегию своего дальнейшего развития – стратегию реализации в единой организационной методической структуре вуза многопрофильного и многоуровнего образования по международным стандартам. Разрабатываются основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) для уровней бакалавриата и магистратура, реализуемые по различным направлениям подготовки кадров высшей квалификации. Данные программы представляют собой перечень документации, разработанных и утвержденных с учетом требований рынка труда на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по соответствующим направлениям подготовки высшего образования (ФГОС 3++)

ОПОП регламентирует цели, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, ожидаемые результаты, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению, на основе компетентностной модели, и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик, государственной итоговой аттестации, календарный учебный график, фонды оценочных средств и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

В области обучения общими целями ОПОП являются:

-удовлетворение потребности общества и государства в фундаментально образованных и гармонически развитых специалистах, владеющих современными технологиями в области профессиональной деятельности;

-удовлетворение потребности личности в овладении универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, позволяющими ей быть востребованной на рынке труда и в обществе, способной к социальной и профессиональной мобильности.

Задачами образовательных программ являются:

1. Обеспечить фундаментальность и комплексность подготовки, позволяющей выпускнику успешно работать в производстве, сфере исследований и разработок.

2. Обеспечить создание и внедрение междисциплинарных связей для формирования устойчивых общепрофессиональных и профессиональных компетенций

3. Способствовать развитию креативного мышления, навыков проведения научно-технических исследований с применением технических средств и информационных технологий.

4. Обеспечить профессиональную подготовку, способствующую быстрому и самостоятельному приобретению новых знаний, необходимых для адаптации и успешного профессионального роста и востребованности на рынке труда.

5. Сформировать социально-личностные качества выпускников, направленные на повышение профессиональной и личной ответственности за результаты производственной деятельности, навыков коммуникации и управления коллективной деятельностью при решении профессиональных задач.

Срок получения образования по программе бакалавриата независимо от применяемых образовательных технологий, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану, составляет 4 года. Специалист может работать на производственных предприятиях.

Срок получения образования по программе магистратура 2 года. Основная цель магистратуры подготовка высококвалифицированных кадров одинаково востребованных как для промышленности, так и для научной сферы, включая пополнение кадрового резерва учебных заведений среднего и высшего уровней образования.

Технологическая платформа «Текстильная и Легкая Промышленность» является межрегиональной площадкой по обсуждению профстандартов с бизнесом и наукой. В рамках разработки профессиональных стандартов среднего образования были рассмотрены и обсуждены профессиональные стандарты, разработанные ФГБОУ ВО «КНИТУ» бесплатно по профессиям: байер, дессинатор, конструктор изделий швейной промышленности, дизайнер одежды, вышивальщица. В настоящий период стандарты находятся в Министерстве труда и социальной защиты РФ на утверждении.

В рамках работы по разработке профессиональных стандартов было принято решение о создании в 2018 году общественного совета по профессиональной компетенции в области текстильной и легкой промышленности. Данное решение позволит более грамотно проводить мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании; разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификационных требований; организацию независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности; проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценку их соответствия профессиональным стандартам, подготовку предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ; организацию профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ в сфере текстильной и легкой промышленности.

 

4.2 Мероприятия по созданию базовых кафедр компаний и выпускающих кафедр в ведущих вузах.

На базе ФГБОУ ВО «РГУ им. Косыгина» в рамках решения научных задач и формирования практических навыков, а также решения исследовательских и производственных задач студентами и предприятиями создан и работает учебно-технологический центр (УТЦ). УТЦ занимает площадь в 4500 кв.м. В распоряжении шесть участков: прядение хлопка, прядение шерсти, переработки химических волокон, технологии нетканых материалов, ткачества и трикотажного производства. Здесь проводятся различные виды занятий: лабораторные работы, учебно-ознакомительные, заправочные, монтажные практики, выполнение композиции в материале, дипломные работы студентов, научно-исследовательские работы аспирантов, преподавателей. 200 единиц оборудования предоставлены для того, чтобы дать возможность студенту изучить устройство, поработать, потрогать все своими руками. Учебно-технологический центр являются серьезной материально-технической базой для проведения исследовательских работ и подготовки специалистов высокого уровня.

При участии УТЦ (участок трикотажного производства) на базе университета осуществляется деятельность фирмы ООО «ТРИИНВЕСТ». Используются технологии 21 века, и ведется выпуск сетеполотна из металлических нитей для изготовления отражающих поверхностей космических и наземных антенн связи и других специальных изделий для ракетно-космической техники.

На ЗАО МОФ «Парижская коммуна» работает базовая кафедра ФГБОУ ВО «РГУ им. Косыгина» - «Кафедра кожевенных материалов». На базовой кафедре работают и учатся студенты ФГБОУ ВО «РГУ им. Косыгина» и проходят стажировку преподаватели.

На ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» совместно с базовыми предприятиями ООО «БКЛМ — Актив», г. Кострома; ОАО Вологодский текстиль», г. Вологда; ОАО Ярославский комбинат технических тканей «Красный перекоп», г. Ярославль; ОАО «Брянский комвольный комбинат», г. Брянск; ОАО «Яковлевская мануфактура», Ивановская область, г. Приволжск; ОАО КНИИЛП, г. Кострома; ООО «Владимирский текстиль», «Вязниковский льнокомбинат», «Меленковский льнокомбинат», Владимирская область, г. Вязники; ОАО «Пушкинский текстиль», Московская область, г. Пушкино; ОАО «ХБК», Московская область, г. Егорьевск; ЗАО «Трикотаж» г. Ярославль; ООО «Мицар» (ФЭСТ) г. Кострома; ЗАО «Трикотажная фирма – ЗАРЯ» г. Тула.

Созданы Учебные лаборатории: ткацкое оборудование, лаборатория трикотажного оборудования, лаборатории промышленных вязальных машин.

Студенты изучают оборудование, установленное на текстильных предприятиях, и вырабатывают образцы тканей и трикотажа, разработанные в рамках курсового и дипломного проектирования.

Научная работа студентов складывается из нескольких направлений. Начиная с третьего или четвертого курса, студенты, которые заинтересовались каким-либо вопросом технологии ткачества, помимо основных занятий могут заниматься еще и научными исследованиями совместно с преподавателями кафедры. На пятом курсе проводятся обязательные занятия по учебной исследовательской работе студентов (УИРС), результаты которой входят в выпускную дипломную работу.

В рамках сотрудничества ФГБОУ ВО «КНИТУ» как координатора ТП с бизнесом Республики Татарстан созданы две базовых кафедры по текстильным материалам и оборудованию на базе ООО «Мелита». В учебных классах и производственных площадях 1400 кв. м. базовой кафедры будут проходить инженерную подготовку специалисты ФГБОУ ВО «КНИТУ».

Институтом экономики и сервиса ФГБОУ ВО "Уфимский государственный нефтяной технический университет работает базовая кафедра проектирования одежды специального назначения на базе общества с ограниченной ответственностью «Учалинская швейная фабрика». На кафедре ведется практическая подготовка обучающихся по образовательным программам бакалавриата 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности профиль Моделирование и дизайн, а также программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессиям путем реализации Университетом части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, и включающей возможность проведения практических учебных занятий; для осуществления научной деятельности и воспитательной работы студентов.

В ФГБОУ ВО «Санкт- Петербургский государственный университет технологии и дизайна» созданы два учебно-производственных филиала, расположенных на предприятиях города Санкт-Петербург: ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С.М. Кирова», ОАО «Узор» и ООО «Нева ТАФТ».

Производственная база этих предприятий используется для проведения лабораторных работ, производственных практик, исследовательских работ, при этом исследовательские и дипломные работы, часто выполняются в соответствии с планами современного перспективного развития предприятий:Трикотаж медицинского и профилактического назначения, Трикотаж для спецодежды, Технический трикотаж.

Базовые кафедры на предприятиях созданы для осуществления проведения качественного образовательного процесса, обеспечения и проведения учебной и производственной практики студентов, практических и лабораторных занятий по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям.

Комплексное взаимодействие вуза и предприятия в образовательной, научно- методической и инновационной деятельности обеспечивает условия для подготовки, обучающихся студентов, магистров для курсовых и выпускных квалификационных работ и иных видов исследовательских работ, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой.

Работа базовых кафедр позволяет более качественно проводить научно-практические семинары, конференции. Совершенствовать научно,­ исследовательские работы. Но недостаток по работе базовых кафедр обсуждался на совещании в Вузпромэкспо. Базовые кафедры не могут проводить образовательную деятельность и учебный процесс непосредственно на предприятии, так как предприятие не имеет лицензии на образование. Требуется внести изменения в ФГОС будущего данный пробел. Базовая кафедра не должна иметь лицензию. Нужен дополнительный нормативный документ по уточнению данных вопросов.

4.3 Мероприятия по развитию мобильности научных и инженерных кадров (стажировки, обмен кадрами)

Повышение квалификации преподавательского и инженерного состава, который готовит кадры для текстильной и легкой промышленности, рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности вуза и деловой карьеры выпускника и осуществляется в течение всей его трудовой деятельности на непрерывной основе. Системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в вузах РФ и зарубежных странах, в ведущих Российских научных и производственных организациях, путем обучения на различных курсах, прохождения стажировки, в том числе зарубежной, участия в работе специализированных конференций, заседаний учебно-методических центров и семинаров, а также через другие формы повышения квалификации.

Внедрение ФГОС ВО поколения Три++ потребовало изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов, увеличение академическиой активности и мобильности. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса. Внедрение интернационализации образования включает следующие формы международного сотрудничества: индивидуальная мобильность - мобильность студентов или профессорско- преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональная мобильность, формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов; институциональное партнерство -создание стратегических образовательных альянсов. сетевого взаимодействия педагогов в инновационной развивающей образовательной среде. Она предполагает не только профессиональную подготовку педагогов, но и систему дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров. На базе университетов осуществляется очное, дистанционное и очно-дистанционное обучение педагогов, предлагаются индивидуальные образовательные программы накопительной системы повышения квалификации. В режиме дистанционного обучения педагогам предоставляется электронные курсы, включающие различные тематические модули, а также интерактивное методическое сопровождение по всем актуальным проблемам педагогического образования через систему видеоконференцсвязи, Skype и т.д. К программам дополнительного профессионального образования, претендующим на включение в банк программ повышения квалификации, предъявляются следующие требования:

– продолжительность обучения - не менее 72 аудиторных часов; возможность реализации обучения с использованием дистанционных технологий;

– осуществление не менее 50 процентов времени обучения в формате практической работы на базе образовательного учреждения, исследовательского центра или на базовом предприятии; наличие современной материально-технической базы для реализации предлагаемой практической работы, а также наличие педагогических работников соответствующего квалификационного уровня;

– ориентация на получение актуальных профессиональных компетенций с учетом основных приоритетов модернизации экономики России и согласованного перечня направлений повышения квалификации;

– использование модульного формата;

– учет требований профессиональных стандартов и (или) требований профильных заказчиков;

– завершение освоения программы повышения квалификации аттестационными процедурами в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая выдачу документа о повышении квалификации установленного образца;

–  обязательное участие представителей профильных заказчиков, объединений работодателей и федеральных органов исполнительной власти, в аттестационных процедурах;

– обеспечение возможности прохождения стажировок слушателями, прошедшими аттестацию, на базе исследовательских и инжиниринговых центров на территории России и за рубежом;

Программы повышения квалификации представляются российскими образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующему направлению подготовки (специальности) инженерных кадров.

Обязательным приложением к программе повышения квалификации является проект договора между образовательным учреждением и предприятием или организацией реального сектора экономики о повышении квалификации специалистов по предлагаемому направлению повышения квалификации.

В мае 2017 года прошел круглый стол «Перспективы и пути сотрудничества Ассоциации кожевенно-обувных предприятий Узбекистана с российскими вузами. Подготовка и переквалификация кадров в сфере кожевенно-обувной промышленности», в ходе работы которого было подписано соглашение о сотрудничестве между Российским государственным университетом им. А.Н. Косыгина и Ассоциацией кожевенно-обувных предприятий Узбекистана. Мероприятие прошло в рамках деловой программы 3-ей Международной платформы по аутсорсингу BEE-TOGET.

Ивановский государственный политехнический университет и Белорусский национальный технический университет подписали договор о сотрудничестве. Стороны заявили о своей готовности проводить совместные научные исследования, а также обмениваться лучшими образовательными практиками.

Специалисты ОАО «ЦНИИШП» прошли обучение по программе «Стандартизация (подготовка экспертов)» и сертификаты соответствия требованиям, предъявляемым к экспертам по стандартизации, пять человек получили сертификаты соответствия аудиторов внутренних проверок «Системы менеджмента качества» в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015).

4.4 Меры по развитию механизмов многосторонней кооперации компаний и вузов в образовательной сфере.

Сегодня в образовательной сфере важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Предполагается, что это является одним из решающих факторов развития экономики и общества. Потребность в высококвалифицированных и инициативных работниках обостряется в новых условиях, ведет к естественной интеграции вуза и основных работодателей, потребителей их услуг. Интеграция позволяет работодателям действенно участвовать в формировании и оснащении программы обучения, закладывать в условия специализации свои технологические «платформы», активно знакомиться с будущими выпускниками, привлекая их для прохождения практики и участия в проектах по своей проблематике. Работодатели ведут лекционные и практические занятия со студентами в рамках образовательных программ, являясь сотрудниками вузов по совместительству. Это новая форма кооперации вузов и компаний, которая содействует вузам в подготовке специалистов, а предприятиям – в оснащении кадрами.

Предприятия активно начинают работать с вузами по подготовке специалистов широкого профиля по индивидуальным программам. Настоящее время — период осмысления опыта и вычленения наиболее удачных форм такого сотрудничества. Большая работа проводится в научно-инновационном направлении:

На базе ФГБОУ ВО «РГУ им. Косыгина» - члена ТП «ТиЛП» в последнее время выполнены и внедрены на предприятиях текстильной промышленности и ВПК многие важные научные работы: технология переработки новых нитей на вязальных машинах в условиях МПТО «Красная Заря», технологическая линия производства пряжи с использованием регенерированных волокон на ОАО «Куровской текстиль», новый метод проектирования и технология шерстяных нитей и тканей на ЗАО «Текстильная фирма «Купавна», текстильно-металлические нити для антенн на ФГУП НПО прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева КБ «Салют». Данные работы проводились в рамках хозяйственных договоров, где совместно работали студенты вузов, преподаватели и специалисты предприятий. С ОАО «Парижская коммуна» ведется научная работа по направлениям актуальным для предприятия: Автоматизированное проектирование колодок, заготовок верха и низа обуви на базе математических методов описания трехмерных поверхностей с использованием станков с числовым программным управлением. Автоматизированное проектирование обуви. Изучение комплекса проблем связанных с проектированием внутренней формы обуви, обеспечивающей комфортное функционирование стопы.

Сегодня в России происходит активное инновационное развитие университетских комплексов, включающих целую систему инновационно-технологических единиц, тесно связанных с федеральными и региональными структурами. Инновационная деятельность высшего учебного заведения направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества продуктов и услуг, совершенствованием технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Наибольшую роль в разработке научной идеи и, ее последующей материализации играют новые организационные структуры – инновационные центры - технологически активные комплексы, входящие в структуру университета и являющиеся главным фактором развития инновационной деятельности образовательного учреждения. Это инжиниринговые центры при университетах. В составе ТП входят два инжинириновых центра. Инжиниринговый центр текстильной и легкой промышленности (ИЦ ТЛП) создан с целью оказания инжиниринговых услуг в интересах производственных предприятий и эффективного развития вузовского сектора исследований и разработок, способного обеспечить трансфер инноваций, синхронизированных с потребностями профильного промышленного сектора экономики. Действует в форме структурного подразделения Ивановского государственного политехнического университета и выделенного в дочернюю структуру общества с ограниченной ответственностью. Организациями участниками ООО ИЦ ТЛП являются члены ТП «ТиЛП»: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет», ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет», ФГБУН «Институт химии растворов им. Г.А. Крестова» РАН. Сегодня рассматривается проект по созданию межрегионального кластера по выращиванию и переработке льняного волокна. Соответствующий проект разработан Министерством промышленности и торговли РФ. Проект предусматривает создание в льноводческих регионах России типовых кластеров по выращиванию и первичной переработке натурального текстильного сырья на базе действующих производств с унификацией технологий выращивания льна.Об участии в проекте уже заявили ивановские предприятия: «ТДЛ-текстиль», «Мануфактура Балина» и ХБК «Шуйские ситцы». Всего в проекте должны участвовать, помимо Ивановской области, еще восемь регионов: Алтайский край, Брянская, Вологодская, Новгородская, Омская, Тверская, Смоленская и Ярославская области. Соответственно будут участвовать общеобразовательные учреждения, готовящие кадры для регионов и научные структуры.

Инжиниринговый центр инновационных материалов и технологий легкой промышленности ФГБОУ ВО «РГУ им. Косыгина» - члена ТП «ТиЛП» создан с целью использования научного, технологического и кадрового потенциала ФГБОУ ВО «РГУ им. Косыгина» для повышения эффективности выполнения прикладных научных исследований, опытно-конструкторских работ, коммерциализации результатов научно-технической деятельности и оказание инжиниринговых услуг промышленным компаниям по внедрению инновационных разработок в производство.

Основные виды деятельности инжинириновых центров:

– оказание широкого спектра инжиниринговых услуг предприятиям текстильной и легкой промышленности готовым к модернизации и технологическому переоснащению;

– проведение научных исследований, направленных на создание прогрессивных импортозамещающих текстильных технологий, материалов, оборудования, программных средств, способных обеспечить технологическое лидерство России в долгосрочной перспективе;

– обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров.

4.5 Мероприятия по созданию системы и функционированию мониторинга кадрового обеспечения предприятий – участников ТП, а также уровня подготовки их научных и инженерных кадров.

Создание системы и функционирования мониторинга кадрового обеспечения формируется через создание механизмов мониторинга кадрового обеспечения предприятий ‒ участников платформы, а также уровня их подготовки научных и инженерно-технических кадров и предусматривает:

- развитие инфраструктуры и технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации специалистов в различных отраслях промышленности, соответствующих задачам ТП «ТиЛП»;

-разработку стратегии подготовки специалистов с опережением существующих технологий, обновление методических механизмов по подготовке специалистов;

-развитие учебно-методической и материально-технической базы для подготовки кадров;

-развитие системы непрерывного образования педагогических кадров с использованием инструментов государственно–частного партнерства;

-реализацию на базе профессиональных образовательных организаций диверсифицированного набора адресных, коротких, эффективных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан, независимо от их возраста, состояния здоровья, социального положения, ранее полученного образования и места проживания;

-создание условий для развития выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и личностного роста, в том числе развитие содержания и технологий обучения, стимулирующих обучающихся к получению дополнительных профессий и квалификаций;

-целевое обучение навыкам предпринимательства, в том числе путем поддержки проектов, направленных на вовлечение обучающихся в предпринимательскую деятельность;

-подготовку в области эффективного поведения на рынке труда;

-формирование навыков коллективной работы, в том числе на основе развития студенческих объединений, проектных форм учебной практики;

-обеспечение системности мероприятий по повышению квалификации специалистов в соответствии с заявленными приоритетами;

-реализацию эффективных моделей повышения квалификации специалистов, основанных на запросах промышленного сектора с использованием современных образовательных технологий;

-создание необходимых условий для профессионального развития участников Программы.

Таблица 4 ‒ Дорожная карта «ТП «ТиЛП» в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров.

Наименование мероприятия Исполнители (основные) Срок Пояснения к содержанию мероприятия

Содействие подготовке и повышению квалификации научных и инженерно-

технических кадров

1. Формирование наблюда­тельных советов при обра­зовательных организациях с введением в их состав руководителей наиболее современных промышлен­ных предприятий и отрас­левых инвесторов, соз­дающих новые предприятия по профилю образо­вательной организации. Образователь­ные универси­теты, пред­приятия. В течение года Предоставление таким советам право на внесе­ние предложений по во­просам аттестации пре­подавателей и корректи­ровке структуры и со­става учебного плана, а также содержания обра­зовательных программ.  
2. Организация взаимообмена стажировками между образовательными организациями и пред­приятиями Образователь­ные универси­теты, пред­приятия.    
3. Приведение планов по открытию новых образо­вательных программ по подготовке в системе среднего профессио­нального, высшего, до­полнительного профес­сионального образования Образователь­ные универси­теты      
4. Формирование техниче­скими вузами и коллед­жами с участием предпри­ятий комплекса совместных модульных и сетевых образовательных программ подготовки и повышения квалификации компетент­ных специалистов на ос­нове технологий электрон­ного (дистанционного) обучения для текстильной и легкой промышленности Образователь­ные универси­теты    
5. Активизация создания профильных базовых кафедр и малых пред­приятий в кооперации с НИИ и бизнесом в области текстильной и легкой промышленности. Образователь­ные учрежде­ния    
6. Рассмотрение вопроса вве­дения в практику проекти­рования образовательных программ с проектно-ори­ентированным подходом, предполагающих команд­ное выполнение проектов полного жизненного цикла изделий текстильной и легкой промышленности. Образователь­ные учрежде­ния    
7.  Подготовить в 2018 про­граммы стажировки пре­подавателей на предпри­ятиях отрасли. Образователь­ные учрежде­ния 2018  
8. Рекомендовать в работе с бизнесом обеспечить эф­фективные модели повы­шения квалификации спе­циалистов по направлению текстильной и легкой про­мышленности, основанные на запросах промышлен­ного сектора с использова­нием современных образо­вательных технологий. Образователь­ные учрежде­ния    
9. Проведение мониторинга потребности по инженерно-техническим работникам и рабочим кадрам для создания единого элек­тронного банка данных. Образователь­ные учрежде­ния, предпри­ятия    
10. Разработать программу концепции образования и воспитания с ориентацией на профессиональные ин­женерные знания, интег­рированные в многодисци­плинарный комплекс смежных дисциплин, как источник инноваций Образователь­ные учрежде­ния, предпри­ятия    
11. Рассмотрение вопроса по созданию общественного совета по профессиональным квалификациям Члены ТП 2018 Проведение экспертизы проектов профес­сиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов
12. Обеспечение профессиональной подготовки, способствующей быстрому и самостоятельному приобретению новых знаний, необходимых для адаптации и успешного профессионального роста и востребованности на рынке труда. Образователь­ные универси­теты 2017 ‒ 2020 гг. Углубленное изучение предметов, необходимых для профессиональной подготовки. Должно быть минимальный набор требований к знаниям выпускника и содержанию образовательных программ.  
13. Формирование социально-личностные качества выпускников, направленные на повышение профессиональной и личной ответственности за результаты производственной деятельности, навыков коммуникации и управления коллективной деятельностью при решении профессиональных задач. Образователь­ные универси­теты, пред­при­ятия 2017 ‒ 2020 гг. Требуется комплексный подхода к формирова­нию компетенций и про­фессионально важных качеств специалиста.
14. Разработка стратегии под­готовки специалистов с опережением существую­щих технологий, обновле­ние методических меха­низмов по подготовке спе­циалистов Образователь­ные универси­теты 2017 ‒ 2020гг.  
15. Реализовать и обеспечить эффективные модели по­вышения квалификации специалистов по направле­нию текстильной и легкой промышленности, осно­ванные на запросах про­мышленного сектора с ис­пользованием современных образовательных технологий. Отраслевые ассоциации, Профильные университеты В течение года Тесная работа с бизне­сом и уточнение на­правлений повышения квалификации с уче­том запроса рынков.
16.   Разработка образователь­ных программ и стандартов для подготовки магистров по направлениям в текстильной и легкой про­мышленности, согласовав их с бизнесом. Профильные образователь­ные универси­теты В течение 2018 года ОС НИУ – собственные стандарты ведущих вузов, позволяющие разрабатывать образовательные про­граммы для подготовки магистров по приоритетным направ­лениям развития тек­стильной и легкой промышленности.
17. Формирование пакета предложений по разра­ботке новых профессио­нальных образовательных стандартов по подготовке бакалавров и ма­гистров и профессиональных стандартов в области текстильной и легкой промышленности Образователь­ные универси­теты, пред­приятия. 2018 гг. Профессиональные стандарты – для уста­новления современных требований к специа­листам (должностям) в текстильной промыш­ленности Необходимы для формирования требований к образо­вательным стандартам и программам подготовки и повышения квалификации специа­листов
18. Формирование ведущими университетами и техническими вузами с участием предприятий комплекса совместных модульных и сетевых образовательных программ подготовки и повышения квалификации компетентных специали­стов на основе технологий электронного (дис­танционного) обучения для текстильной и легкой промышленности. Ведущие об­разовательные университеты, бизнес, отрас­левые ассо­циации и союзы. В течение 2018 года На 1 этапе - формиро­вание участников и выработка ТЗ на раз­работку актуальных, сетевых и модульных совместных образова­тельных программ для подготовки и повыше­ния квалификации на­учных и инженерно-технических кадров в области текстиля и легкой промышленно­сти применений. Со­общение и обсуждение на форуме в г. Чебоксары На 2-ом этапе разработка и апробация образовательных про­грамм
19. Анализ и обмен опытом создания профильных базовых кафедр и малых предприятий между вузами в кооперации с НИИ и компаниями в области текстильной и легкой промышленности Члены ТП «ТиЛП» В течение работы СПИ Через совещания и конференции, прово­димые членами ТП.
20. Разработка элементов системы мониторинга кадрового обеспечения предприятий текстильной и легкой промышленности – участников техплатформы, а также сертификации выпускников вузов и молодых специалистов. Рабочая группа по кадрам ТП, Комитет по образовании. СОЮЗЛЕГ-ПРОМА   . Обсуждение концепту­альных подходов в мониторинге Апробация элементов системы кадрового мониторинга в вузах и на предприятиях тек­стильной и легкой промышленности – участников техплат­формы
21. Разработка профессио­нальных стандартов и механизмов общественной аккредитации Профильные вузы В течение работы СПИ Усиление подготовки специалистов
22. Разработка механизмов внешнего аудита и качества подготовки кадров всех уровней для текстильной и легкой промышленности. Отраслевые ассоциации, Профильные университеты 2017 ‒ 2020 Поднятие уровня про­фессиональной подго­товки
23. Разработка программы направления перспек­тивных университетских управленческих кадров в рамках ТП высшего звена на стажировки и обучение по программам подготовки управленческих кадров в образовании в ведущие зарубежные университеты Профильные университеты ведущие предприятия отраслей про­мышленности 2018 г. Подготовка управлен­ческих кадров в сфере инновационной подго­товки специалистов

5. Развитие научной и инновационной инфраструктуры.

5.1 Сведения об участии в формировании и развитии инжиниринговых центров.

В рамках кооперационной работы ТП «ТиЛП» работает с двумя инжиниринговыми центрами текстильной и легкой промышленности: ООО «Инжиниринговый центр текстильной и легкой промышленности» (ООО «ИЦ ТЛП») г. Иваново, который создан в рамках реализации «Стратегической программы создания и развития Ивановского инжирингового центра текстильной и легкой промышленности на базе Ивановского государственного политехнического университета, Ивановского государственного химико-технологического университета и Института химии растворов им. Г.А. Крестова Российской академии наук», которые являются членами ТП. Цель создания ООО «ИЦ ТЛП» — консолидация усилий научного сообщества и бизнеса в реализации наукоемких проектов. В рамках научно-технической деятельности ООО «ИЦ ТЛП» организовано взаимодействие участников, предусматривающее кадровое, информационное, научное и материально-техническое обеспечение. При ООО «Инжиниринговый центр текстильной и легкой промышленности» создан Центр молодежного инновационного творчества «Фабрика дизайна».

Второй центр ‒ Инжиниринговый центр инновационных материалов и технологий легкой промышленности МГУДТ. Сферы деятельности:

Автоматизация отраслевых бизнес-процессов в области дизайна, конструирования, производства материалов, тканей и одежды:

Создание среды моделирования текстильных материалов

Формирование банка данных текстильных, трикотажных и нетканых полотен

Моделирование технологического процесса производства текстильных, трикотажных и нетканых полотен

Разработка системы автоматизированного мониторинга в режиме реального времени параметров смешивания разнородных волокон на базе оптоэлектронного первичного преобразователя (датчика)

Испытательная лаборатория легкой и текстильной промышленности

Проведение испытаний сырья (текстиль, кожа)

Проведение испытаний готовой продукции (одежда, обувь)

Проведение испытаний средств индивидуальной защиты

Проведение заказных исследований в области новых материалов

Стажировка на базе лаборатории:

Металл-полимерные нанокомпозитные материалы для изделий военного, гражданского и двойного назначения

Разработка эффективной отечественной технологии производства инновационного продукта – металл-полимерных нанокомпозитов – металлизированных полимерных нитей с заданными электрофизическими характеристиками и высоким коэффициентом экранирования в широком диапазоне частот

Организация на базе разработанной технологии импортозамещающего, высокотехнологичного конкурентоспособного производства прочных, термически плавких, легких и гибких проводов и кабелей для электротехнических изделий нового поколения, в том числе безопасных изделий для обогрева и эффективных экранов электромагнитного излучения

Материалы технического назначения на базе текстильной технологии

Разработка технологий изготовления трикотажных полотен из металлических нитей различных форм (плоские/трубчатые) и структур (кулирные и основовязаные переплетения)

Задание полотнам необходимых физико-механических свойств, необходимой растяжимости и стойкости к деформациям

Использование в космической отрасли:

Материалы для высокоэластичных отражающих поверхностей крупногабаритных трансформируемых космических антенн; трикотажные материалы из металлических нитей для защиты от электромагнитного излучения

Использование в медицине:

Материалы из титановой нити для замещения соединительных образований опорно-двигательного аппарата (протезы и имплантаты связок, сухожилий, фасций и апоневрозов)

Волокнисто-пористые композиционные материалы специального назначения

Разработка волокнисто-пористых композиционных нетканых материалов широкого назначения со следующими свойствами: фильтрационные, негорючие, пожаростойкие, теплоизоляционные, суперабсорбирующие, антимикробные

Разработка волокнисто-пористых композиционных нетканых материалов из биосовместимых и биоразлагаемых полимеров для производства изделий санитарно-гигиенического назначения

Разработка технологии многослойных нетканых текстильных материалов, обладающих радиационно-защитными свойствами (защита от рентгеновского излучения)

Разработка структуры и технологии геотекстильных нетканых материалов повышенной прочности из вторичных модифицированных ПЭТФ волокон

Технологии производства кожи, меха, швейных, обувных, кожевенно-галантерейных изделий различного назначения

Разработка нового вида синтетических кож обувного и одежного назначения с контролируемыми теплозащитными свойствами, высокой паропроницаемостью для обеспечения комфортной эксплуатации в контакте с человеческим организмом

Создание новых конструкций и технологий изготовления медицинской, эргономичной и комфортной обуви, а также протезно-ортопедических изделий

Опытно-конструкторское бюро легкой промышленности:

Разработка одежды двойного и специального назначения, спецодежды для арктических условий, а также одежды класса «прет-а-порте»

Дизайн; проектирование и моделирование швейных изделий

Разработка лекал

Разработка конструкторской и нормативной документации

Отшив экспериментальных образцов

Отработка технологии промышленного производства

Подбор и улучшение свойств материалов

Проведение испытаний материалов и готовых изделий

5.2 Мероприятия по развитию научной инфраструктуры, в том числе центров коллективного доступа к научному и экспериментальному оборудованию.

На базе ИХР РАН г. Иваново члена ТП функционирует Центр коллективного пользования «Верхневолжский региональный центр физико-химических исследований». Данный центр оснащен современными высокоточными измерительными приборами и комплексами для исследования свойств широкого круга объектов методами высокотемпературной масс-спектрометрии, газовой и жидкостной хроматографии, электронной и оптической микроскопии, инфракрасной спектроскопии, спектроскопии электронных переходов и ядерного магнитного резонанса, атомно-абсорбционной, термогравиметрии, дифференциальной сканирующей калориметрии, анализа размеров частиц и пористости материалов. ЦКП в соответствии с решением Научного совета Минпромнауки России (№40-794 от 25.07.03) включен в федеральную систему центров коллективного пользования. Центром пользуются ученые, студенты Ивановской области.

Центр коллективного пользования «Нанотехнологии и наноматериалы» ФГБОУ ВО «КНИТУ» координатора ТП «ТиЛП», был аккредитован 22.06.2013г. № Росс RU 0001. 517413. Основная задача центра возможности работы по НИР ученых, студентов Поволжского региона.

ПриФГБОУ ВО «РГУ им. Косыгина» члена ТП «ТиЛП»работает Центр коллективного пользования научным оборудованием «Наноструктурированные полимерные и волокнистые материалы». В его функции входит выполнение фундаментальных и прикладных исследований в области синтеза, модифицирования и переработки полимеров, направленных на создание инновационных технологических процессов и материалов, в том числе с использованием элементов нанотехнологии. Данным центром могут пользоваться ученые и студенты Московского региона.

На базе ФГБОУ ВО «СПбГУПТД» функционирует ц ентр коллективного пользования НИИ «Химической технологии и экологии».

5.3 Меры по созданию и развитию материально-технической базы для проведения опытных и демонстрационных работ и испытаний, необходимых для деятельности технологической платформы и внедрения в производство результатов исследований и разработок. Мероприятия по проведению опытных и демонстрационных работ.

В составе ТП «ТиЛП» 15 Высших образовательных учреждений и 8 Научно исследовательских институтов и центров. На базе университетов и НИИ имеется большой спектр научных лабораторий и центров, позволяющих вести научную работу и подготовку специалистов.

На базе ОАО «ЦНИИШП» члена ТП «ТиЛП» сформирован научный холдинг, объединяющий 7 научных подразделений, научно-испытательный центр «Одежда», орган сертификации и экспериментальные производства. ОАО «ЦНИИШП» имеет международные сертификаты соответствия №FSK.RU.0002.F0004527 от 24.03.2017 «Система менеджмента качества применительно к деятельности в области технического регулирования и стандартизации» и №FSK.RU.0002.F0004527 от 24.03.2017 «Система менеджмента качества применительно к деятельности по техническим испытаниям, исследованиям, анализу и сертификации» в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015). В настоящее время более 90 % швейных предприятий страны применяют разработки института по следующим направлениям:

- Моделирование и конструирование швейных изделий

- Технология и организация швейного производства

- Контроль качества на швейном производстве

- Разработка тканей и материалов со специальными свойствами

- Испытание ткани и одежды

- Стандартизация и техническое регулирование

В составе института находится лаборатория ассортимента и технологии производства многофункциональных текстильных материалов, которая объединяет специалистов высокого класса в области ткачества, производства нетканых и трикотажных полотен и их отделки, владеет информацией по специальным видам сырья и оборудования для производства текстильных материалов различного назначения. Разрабатывает технологии производства текстильных материалов со специальными свойствами, адаптированные к оборудованию действующих текстильных предприятий Российской Федерации, и НТД на эти материалы. Например:

1. ткань термоогнестойкая с антистатическими свойствами «Защита А5», содержит металлизированную нить (в основе и утке) и обеспечивает удельное поверхностное электрическое сопротивление, не превышающее 106 Ом, а также устойчивость к воздействию температур окружающей среды до плюс 300ºС;

2. ткани биологически активные, содержат наноразмерные частицы серебра, для постельного белья и медицинской одежды, обеспечивают снижение микробной обсемененности на 90-95%, предотвращают возникновение и распространение инфекционных заболеваний;

3. средства перевязочные с антимикробными свойствами двух типов (тип А, тип Б), применяются при интенсивной и умеренной экссудации, состоят из 3-х слоев (антимикробного, сорбционного и защитного), атравматичные, не вызывают аллергические реакции.

По результатам разработок получены:

· Патент на полезную модель № 99139 «Многослойный пакет текстильных материалов, обеспечивающий защиту от воздействий цепной пилой».

· Патент на изобретение № 2439220 ««Многослойный пакет текстильных материалов, обеспечивающий защиту от воздействий цепной пилой» от Патент на изобретение № 2502524 «Многослойный антимикробный нетканый материал».

· На медицинское изделие «Средство перевязочное с антимикробными свойствами» (Тип А, Тип Б) получено регистрационное удостоверение № РЗН 2016/4887.

Специалисты лаборатории работают по тематике огнезащитных и термоогнестойких материалов:

- огнезащищенные ткани из натуральных волокон или их смесей с искусственными или синтетическими волокнами с обработкой огнезащитными препаратами для спецодежды, матрасов, отделки интерьеров, устойчивы к действию открытого пламени.

- термоогнестойкие материалы различной цветовой гаммы для спецодежды пожарных, нефтяников, энергетиков, газовиков, работников шельфовых и горнорудных месторождений с постоянными термоогнестойкими свойствами, следующего ассортимента:

- термоогнестойкие декоративно-обивочные ткани для гостиниц, ж/д транспорта, морских и речных судов;

- термоогнестойкие нетканые материалы для теплоизолирующего слоя спецодежды;

- термоогнестойкие нетканые прокладочные материалы для тепло-звукоизоляции на транспорте и в строительстве;

- термоогнестойкие нетканые фильтровальные материалы;

- термоогнестойкие трикотажные полотна для белья и подшлемников.

Биологически активные и антимикробные материалы:

- Текстильные материалы для профилактики заболеваний, вызываемых патогенными и условно-патогенными микроорганизмами;

- Хлопковые ткани с биоцидными или бактериостатическими свойствами для постельного белья;

- Хлопкополиэфирные ткани с биоцидной отделкой для одежды медперсонала;

- Хлопкополиэфирные трикотажные полотна с биоцидными свойствами для нательного белья;

- Дезинфицирующие нетканые материалы с биоцидными свойствами для изделий однократного применения (салфетки, полотенца, постельное белье, спецодежда);

- Средства перевязочные антимикробные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: