Информационный материал

Семинар 3.

Тема: Я.А. Коменский – основоположник системы традиционного обучения

Цели:

1. Ознакомление с педагогическим наследием великого чешского педагога-гуманиста.

2. Овладение приемами поиска факторов и условий, способствующих достижению успеха, совершенства.

3. Оценка классно-урочной системы обучения, возможностей ее использования в школе будущего.

Задание № 1. Изучите жизнь и деятельность великого чешского педагога. Результаты своей работы оформите в виде таблицы.

 

№ п/п Период Жизненный путь Важнейшие труды Педагогические идеи
1.        

Задание № 2. Ответьте на вопрос: Каковы философско-мировоззренческие основы педагогики Я.А. Коменского? Какие положения концепции Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики.

Задание № 3. Раскройте основные педагогические принципы, обоснованные Я.А. Коменским, покажите их развитие в истории образования и в наши дни.

Задание № 4. Охарактеризуйте воспитательную систему Я.А. Коменского.

Задание № 5. Напишите мини-эссе на тему: «Великая дидактика» – энциклопедия знаний по теории обучения.

Рекомендуемая литература:

1. Джейладзе Г.Н. Философия Я.А.Коменского. – М., 1982.

2. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т. 1, 2. – М.: Педагогика, 1982.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. и др. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С. 11 – 106.

4. Коменский Я.А. Материнская школа. – М.: «Учпедгиз». – 1947.

Информационный материал

Ян А́мосКо́менский (в России часто произносят с ударением на второй слог: Комéнский) − чешский педагог-гуманист, общественный деятель, основоположникпедагогической науки. Считается изобретателем классно-урочной системы, которая до сих пор является основой педагогики.

1. Биография и деятельность

Родился в семье члена протестантской общиныЧешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608 − 10 учился в латинской школе затем в Херборнской академии,Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии – «Театр всех вещей» (1614 – 27) и начал работу над полным словарёмчешского языка(«Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский – учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохиВозрождения –Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда подидактикена чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (1633 – 38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания – «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

В 40-е гг. опубликовал рядучебников. В 1650 Коменский был приглашен для организации школ вВенгрии, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Философские воззрения

По своим философским взглядам Коменский был близок к материалистическомусенсуализму, который самому Коменскому представлялся философией простого народа. Признавая три источника познания – чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал 3 ступени – эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духегуманизма.

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом, делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы, то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим ее законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам – сначала родному, потом латинскому – как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами»естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия – высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания обучителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировойпедагогикии школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: