Индекс концентрации (concentrationratio)

Индекс Херфиндаля-Хиршмана(Herfindal-HirshmanIndex)

Индекс энтропии

Индекс Джини

 


 

 

13. Экономическое содержание и формы концентрации капитала в торговле: горизонтальная и вертикальная интеграция.

 

Понятие концентрации имеет узкое и широкое значение. В узком смысле понятие концентрации применимо к отдельному предприятию, как монопрофильному, так и многопрофильному по номенклатуре производимой продукции. В широком смысле понятие концентрации целесообразно использовать преимущественно по отношению к различным типам корпораций. При различных вариантах концентрации должны использоваться разные показатели ее уровня и разные критерии оценки эффективности концентрации.

Концентрация и централизация капитала и производства, укрупнение размеров хозяйствующих единиц - это первые причины, обуславливающее процесс фундаментальной трансформации.

Другими причинами, сокращающими сферу господства рыночной организации, по нашему мнению, являются:

1) действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов,

2) возрастание роли инфраструктуры,

3) информации,

4) новых товаров,

5) увеличение затрат на трансакции в результате роста количества экономических субъектов, размеров экономической системы и информационного потока.

Рассмотрим указанные причины подробнее.

Действие объективной тенденции возрастания затратности и убывания доходности в результате ограниченности ресурсов. Данная тенденция может не требовать в целом более крупных хозяйствующих субъектов, так как только им под силу становится использовать возрастающую массу предметов труда, которые с течением времени обходятся человечеству дороже (переход к более бедным месторождениям и разработка ресурсов, находящихся дальше от мест традиционного использования).

Возрастание роли инфраструктуры. Инфраструктурные объекты - наиболее капиталоемкие, требующие к тому же значительных текущих затрат. Их сооружение не представляется возможным в рамках только рыночной экономической организации без использования контрактной системы и все более крупных фирм. Обслуживание инфраструктурных объектов под силу только сверхкрупным компаниям с развитой внутрифирменной иерархией (большинство из них являются естественными монополиями, так как инфраструктура часто является объектом естественных монополий (трубопроводы,транспортные системы, линии электропередач и проч.)).

Возрастание роли информации. Информационные системы являются частью инфраструктуры, поэтому все, что справедливо применительно к инфраструктуре, справедливо и применительно к ним. Здесь самостоятельным аспектом является именно возрастание роли информации. Поэтому вполне уместно говорить и об информационном обществе, и об информационных технологиях, и т. д.

Роль новых товаров. Разработка, подготовка к производству, массовое производство товаров с принципиально новыми свойствами вряд ли под силу мелкому и среднему капиталу. Это удел крупных и сверхкрупных компаний (есть даже такая монополистическая политика - “быть второй”, т. е. быть за спиной некрупной компании - инноватора и успеть вовремя перехватить у нее производство нового товара). Само же производство новых товаров также требует и контрактных трансакций, и отношений внутрифирменной иерархии.

Ученые обычно выделяют три основные разновидности корпоративной интеграции:

горизонтальная интеграция – означает установление фирмой контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на одной и той же стадии производственного процесса. В этом случае организуется фирма, напоминающая картель, т.к. объединяются предприятия, заключающие соглашение о цене, объеме производства, разделе рынка сбыта, стремящиеся монополизировать рынок. Это вызывает особый интерес со стороны государственных органов по антимонопольной политике;

вертикальная интеграция – определяет установление компанией контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на последовательных стадиях производственного процесса. В этом случае объединяются компании, добывающие сырье и выпускающие первичную продукцию, перерабатывающие их и даже самостоятельно реализующие продукцию на рынке. На таком рынке также устанавливается контроль над собственностью предприятия или его поведением, но при этом объединяемые единицы относятся к разным стадиям технологической цепочки;

конгломеративная (универсальная, многоотраслевая, диверсифицированная) интеграция представляет собой установление контроля двумя или более разными фирмами, функционирующими на разных продуктовых рынках. Следовательно, диверсифицированная компания – это многопродуктовая компания, работающая на различных рынках.

 

 


 

 

14. Содержание и организация планирования хозяйственной деятельности предприятий отрасли, виды и система планов.

 

Планирование – важнейшая функция экономического управления торговым предприятием в рыночной экономике.

Отказ от централизованного планирования повлек резкое ухудшение экономического положения большинства торговых предприятий.

Планирование – это:

1. умение увязать ресурсы предприятия с его рыночными целями;

2. важнейший способ управления экономикой, регулирование темпов ее развития;

3. комплекс работ по составлению и организации выполнения планов экономического и социального развития, осуществляемый на разных уровнях управления экономикой.

Планирование в торговле – экономическая деятельность людей по управлению и регулированию товарного обращения.

Планирование на уровне предприятия – это разработка и корректировка планов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного субъекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Функции планирования на уровне торгового предприятия:

1. выделение целей предприятия и установление его соответствия целям развития национального хозяйства, а также развитию социальных и рыночных процессов;

2. определение параметров и темпов хозяйственных процессов на торговых предприятиях;

3. планомерное распределение и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения общих и частных целей хозяйствующего субъекта.

Таким образом, планирование – это формирование стратегических задач и текущих целей фирмы, разработка ее политики, определение ожидаемых результатов и расчет предполагаемых технико – экономический показателей плана.

Сущность планирования:

· оно базируется на выборе из множества возможных альтернатив развития фирмы в будущем;

· планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно корректируются цели и задачи развития фирмы; определяются пути и способы их достижения; разрабатываются и увязываются планы, отражающие различные стороны ведения экономики фирмы;

· отправной точкой планирования фирмы является достижение целей фирмы, предусматривающей получение и обеспечение высоких результатов ее хозяйственной деятельности.

Алгоритм планирования на торговом предприятии:

· определение целей и задач развития предприятия;

· анализ хозяйственной и рыночной деятельности предприятия;

· прогнозирование возможных вариантов увязки ресурсов предприятия и его целей;

· разработка окончательного плана;

· контроль за исполнением плана и его корректировка.

В настоящее время разрабатываются краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бизнес – планы.

Основой предприятия является бизнес – план. Он оказывает предпринимателям помощь в конкуренции.

Задачи бизнес – плана:

· изучить емкость и перспективы развития потребительского рынка;

· оценить расходы торгового предприятия;

· определить варианты ценообразования, позволяющие за счет доходов определить намечаемую прибыль;

· обнаружить возможные негативные стороны и способы устранения.

Бизнес – план рекомендуется составлять на несколько лет с выделением показателей по годам.

Разделы бизнес – плана:

· описание главных видов деятельности;

· оценка емкости потребительского рынка;

· маркетинговые задачи (реклама, стимуляторы продажи товаров);

· материально – техническая база (собственная и арендованная);

· персонал предприятия;

· финансовый план, который представляет собой баланс доходов и расходов предприятия.

Долгосрочный план – составляется на срок 3 или 5 лет и является прогнозом стратегического характера. Стратегическое планирование на разработку комплекса мер по расширению емкости потребительского рынка (фирмы, потреб. союзы, крупные кооперативы, универсальные магазины).

Составная часть долгосрочного плана – различные программы развития материально – технической базы.

Среднесрочный план – развитие торговли может быть установлено на 2 года.

Краткосрочный план – составляется на каждый очередной год, а внутригодовые планирования содержат задания по кварталам. Текущие планы охватывают основные показатели деятельности торгового предприятия.

Показатели деятельности торгового предприятия.

Любой план работы предприятия находит отражение в конкретных показателях; правильное вычисление и экономическая обоснованность показателей определяет научный характер планирования и эффективность планирования.

Требования, предъявляемые к показателям:

· адекватность – отражать реальные процессы;

· достаточность – обеспечивает точность отражения планируемого процесса;

· измеримость – возможность количественного измерения показателей;

· динамичность – обоснование планируемых расчетов и учетом их развития в динамике;

· достоверность – объективность, правдивость;

· определенность- однозначность в понимании;

· документальность – обеспечение связи с отчетностью предприятия.

Необходимость высокого уровня обоснованности планов и рост эффективности торговли предопределяет систему показателей плана. Показатели, применяемые в планировании, можно подразделить на количественные и качественные, объемные и удельные, натуральные и стоимостные.

 


 

 

15. Экономическая сущность товарооборота отрасли: состав, структура и система показателей.

Товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается экономическая, социальная и другая деятельность отрасли. Он включает продажу товаров, как населению для личного потребления, так и учреждениям, организациям и предприятиям за наличный расчет для коллективного использования и хозяйственных нужд, а также в целях последующей продажи на рынке.

Товарооборот как процесс проявляет себя посредством обмена товаров на деньги. Владельцы товаров / продавцы – предприятия отрасли – в обмен на деньги передают товар в собственность прочим юридическим или физическим лицам. Как экономический показатель товарооборот характеризует масштабы процесса движения товаров посредством торговых операций купли-продажи. С точки зрения экономической теории товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

· Объекта торговой операции, собственно товара;

· Именно продажи как формы товародвижения от производителя к потребителю;

Товарооборот отрасли можно рассматривать:

во-первых, как результат деятельности отрасли в целом, т.е. как экономический эффект от её функционирования;

во-вторых, как один из показателей уровня жизни, в социально-экономическом аспекте, т.е.товарооборот на душу населения (показатель товарного снабжения населения).

В торговле товарооборот выражается в объёмах денежной выручки за проданные товары. По величине товарооборота определяется и доля того или иного торгового предприятия на потребительском рынке.

Количественная характеристика товарооборота составляет объём реализации в денежном исчислении, качественная связывается со структурой. Структура товарооборота отрасли – это доли отдельных товарных групп в общем объёме продаж отрасли. Структура товарооборота торгового предприятия называется ассортиментным составом.

Состав товарооборота отрасли представляет собой перечень группировок объёмов выручки по видам продаж:

· товарооборот розничной торговли;

· товарооборот оптовой торговли;

· товарооборот общественного питания.

Система показателей товарооборота отрасли включает следующие отраслевые показатели:

· объём товарооборота в денежном выражении в текущих ценах;

· объём товарооборота в денежном выражении в сопоставимых ценах;

· структура товарооборота по отдельным группам товаров (в денежном выражении и в процентах);

· однодневный объём товарооборота;

· объём товарооборота в расчёте на одного работающего, в том числе на работника торгово-операционного персонала;

· объём товарооборота на 1 м2 общей площади, в т.ч. на 1 м2 торговых площадей

· время обращения товаров, дней оборота;

· скорость товарооборота, число оборотов.

 

 


 

 

16. Торговая надбавка как источник доходов отрасли, размеры торговых надбавок.

 

Основным для торговой организации является доход от торговой деятельности, представляющий собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары. По источникам образования различают доход, полученный за счет торговых надбавок, и доход, полученный за счет торговых скидок.

Торговая надбавка является основным источником формирования дохода от реализации.

Роль торговой надбавки заключается в том, что этот элемент цены представляет доход торговой организации, характеризует цену торговых услуг, оказываемых покупателям при реализации товаров и услуг, является исходной основой хозяйственного расчета, создания условий для самофинансирования и т.п.

 Основные требования, предъявляемые к обоснованию торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торговой организации, отражать специфику реализации отдельных групп товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное различие производства (поставщиков), пути продвижения отдельных товаров к потребителю и т. д.

 Уровень торговой надбавки определяется с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, расходов по реализации, прибыли и ставок косвенных отчислений по формуле:
(11.4)

где ТН? уровень торговой надбавки, %;
  Р? сумма фактических расходов;
  П? сумма нормальной прибыли;
  КО? обязательные отчисления, взимаемые за счет валового дохода;
  ОС? отчисления на пополнение собственных оборотных средств;
  Пс? покупная стоимость товаров.

 

       Торговая надбавка определяется в процентах к отпускной цене предприятия-изготовителя. Другим источником образования дохода являются торговые скидки. Торговые скидки устанавливаются в прейскурантах в процентах к розничной цене, как и уровень дохода. Средний размер торговой надбавки пересчитывается в уровень дохода по формуле:
(__._)
где??ндс – 1 + индекс ставки НДС,

??нпр – 1 + индекс ставки налога с продаж.

 Индекс ставки НДС определяется путем расчета средневзвешенной ставки НДС по организации по формуле:

(____.___)

где ? средневзвешенная ставка НДС;
  0,10,20? ставки НДС в % к сумме покупной стоимости товара и торговой надбавки;
  Дт0, Дт10, Дт20? удельный вес в товарообороте реализации товаров, облагаемых НДС по соответствующим ставкам.

       Под дифференциацией торговых надбавок следует понимать установление различного уровня торговых надбавок. Торговые надбавки могут быть дифференцированы по следующим основным признакам:

1. по товарным группам (социальнозначимые и другие товары);

2. по торговым системам (социальнозначимые для потребкооперации и государственной торговли);

3. по торговым организациям. В основу такой дифференциации положена различная удаленность торговых организаций от источников поступления товаров, ее целью является выравнивание условий хозяйствования. Осуществляется при помощи коэффициента дифференциации.

       Распределение торговых надбавок между оптом и розницей представляет собой процесс деления этих надбавок между оптовым и розничным звеньями, через которые проходил товар, с целью покрытия их расходов и образования прибыли. Критерием распределения торговой надбавки является уровень расходов по реализации оптового и розничного звена и обеспечение нормальной прибыли для каждого из них.

       В потребкооперации распределение торговых надбавок обычно осуществляется на уровне областного звена. Основную часть расходов несет розничное звено, что обусловливает предоставление ему преобладающей части торговой надбавки (70%). На уровне облпотребсоюза составляется шкала распределения торговой надбавки, в которой предусматриваются размеры торговых надбавок для опта и розницы в разрезе товарных групп.

       При поступлении товаров в розницу транзитом надбавка в пользу оптового звена составляет около 1% от покупной стоимости товара.

       Методика экономического анализа доходов торговой организации. В процессе анализа доходов устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений плановым, выполнения заданий по доходам. В ходе анализа определяется динамика доходов, устанавливаются причины их роста или снижения. В связи с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен на товары, поставляемые из различных источников, целесообразно организовать учет доходов в зависимости от того, по каким каналам поступает товар на торговую организацию для его последующей реализации конечному потребителю.

       В процессе анализа рассчитываются следующие показатели:

o % выполнения плана доходов по абсолютной сумме;

o показатели динамики доходов по абсолютной сумме;

o абсолютное отклонение фактической суммы доходов от плана и предшествующего года;

o размер изменения уровня дохода;

o темп изменения уровня дохода (с какой скоростью он изменился);

o относительное изменение дохода.


 

 

17. Рынок труда и его значение в формировании кадров отрасли, организация оплаты труда.

Рыноктруда — сфера формирования и реализации спроса и предложения рабочей силы. Он неоднороден, существуют многочисленные федеральные рынки рабочих мест, профессий, а также региональные и местные рынки. Особенностью современного отечественного рынка труда является наличие многочисленных барьеров, ограничивающих свободное перемещение рабочей силы.

Сущность рынка труда проявляется в следующих его основных функциях:

- согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;

- обеспечение пропорциональности распределения рабочей силы в соответствии со сложившимся общественным распределением труда;

- поддержание динамического равновесия между спросом и предложением рабочей силы;

- формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;

- стимулирование эффективной и рациональной занятости;

- регуляция индивидуальных доходов работников;

- содействие формированию оптимальной профессионально-квалификационной структуры кадров.

Структура современного рынка труда. В качестве основных компонентов современного рынка труда принято выделять:
а) субъекты и объекты рынка труда;

Основными субъектами рынка труда являются:

- контрагенты трудовых отношений - работники и работодатели;

- посредники между работодателями и наемными работниками;

- представители органов власти, вырабатывающие принципы правовой регламентации отношений на рынке труда, осуществляющие государственное регулирование рынка труда и контроль за соблюдением законодательства;

- представители интересов работников и работодателей - такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

6) рыночный механизм формирования объема спроса и предложения рабочей силы, а также равновесной цены на труд как экономический ресурс;

в) законодательное обеспечение функционирования рынка труда (контрактное право, минимальный уровень оплаты труда, права безработного, право молодежи на первое рабочее место);

г) резервную армию труда;

д) рыночную инфраструктуру (служба занятости, служба миграции, пресса, страхование безработицы и т. д.).

       Организация оплаты труда включает следующие элементы: нормирование труда, тарифную систему, формы и системы оплаты труда.

Нормирование труда позволяет установить каждому работнику количественную меру труда в виде норм (норм времени, выработки, численности, управляемости, обслуживания, нормированных заданий). Каждой норме труда соответствует определенная мера его оплаты, без этого невозможно обеспечить оплату труда в соответствии с его количеством.

Тарифная система позволяет дифференцировать заработную плату в зависимости от качества труда (его сложности, интенсивности, условий).

Формы и системы заработной платы – это механизм установления размера заработной платы в зависимости от количественного результата и качества труда, т. е. служат средством взаимосвязи оплаты труда с его результатами.


 

18. Прибыль, виды прибыли и пути ее увеличения в отрасли (торговле).

 

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле

где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где Ру – расходы на управление; Рк – коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

где Содр операционные доходы и расходы; Свдр внереализационные доходы и расходы.

В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

где Н – сумма налогов.

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов (рис. 20):

где Чдр чрезвычайные доходы и расходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

В общем плане эти мероприятия по увеличению прибыли могут быть следующего характера:

  • увеличение выпуска продукции;
  • улучшение качества продукции;
  • продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
  • снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
  • диверсификация производства;
  • расширение рынка продаж и др;
  • рациональное расходование экономических ресурсов;
  • снижение затрат на производство и реализацию;
  • повышение производительности труда;
  • ликвидация непроизводственных расходов и потерь;
  • повышение технического уровня производства.

 


 

 

19. Рентабельность как показатель эффективности функционирования отрасли (торговли), система показателей рентабельности.

           

       Рентабельность один из важнейших показателей экономической эффективности производства на предприятиях, в объединениях, отраслях экономики и в народном хозяйстве в целом. /19/ Рентабельность характеризует конечный хозяйственный результат деятельности за определённый период и определяется величиной полученной прибыли в сравнении с размерами вложений в основные и оборотные средства. Рентабельность комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов и эффективность применяемых авансированных средств. Прибыль и высокая рентабельность является движущим мотивом, целью производства и имеют своим источником прибавочную стоимость, получаемою в результате эксплуатации наёмного труда. Рост прибыли и рентабельности предприятий и монополий сопровождается ожесточённой конкурентной борьбой и сочетается с огромными потерями вследствие периодических кризисов и хронической недогрузки.

       Предприятие может иметь прибыль, но быть не рентабельной.

       Рентабельность предприятия - это показатель эффективностииспользования основных средств и производственных ресурсов.

       Рентабельность производственной деятельности должна быть не ниже 15%. Рентабельность коммерческой деятельности (оптово-розничная торговля) - 20-25%, только в этом случае предприятию выгодно осуществлять данный вид деятельности, то есть получаемая прибыль не только получает расходы, но и обеспечивает возможность к стимулированию деятельности и расширенному воспроизводству.

       Рентабельность служит необходимым условием формирования финансовых ресурсов государства для обеспечения высоких темпов расширенного воспроизводства.

       Показатели рентабельности характеризуют эффективность работыпредприятия в целом, доходность различных направлений деятельности(производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результатыхозяйствования, потому что их величина, показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании./14/

       Показатели дают также возможность сравнивать между собойальтернативные варианты использования авансированных ресурсов и текущих затрат с точки зрения их эффективности.

       В деятельности торговых предприятий широко применяется показатель рентабельности, характеризующий относительный размерприбыли.

В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельностьторгового предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям:

• товарооборот;

• издержки обращения;

• оборотные средства;

• основные средства;

• средства на оплату труда;                       •

• собственный капитал;

• капитал (совокупный капитал предприятия, включающий собственные и заемные средства).

 


 

 

20. Издержкипредприятий отрасли (торговли), классификация издержек и пути их снижения.

       Издержки обращения это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя

Издержки обращения торговых предприятий классифицируются следующим образом.

       /. По участию в образовании стоимости.

       По этому признаку все издержки обращения делятся на чистые идополнительные.

       Чистые издержки обращения — это затраты торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращенияобусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителяпроизводится путем купли-продажи и смены формы стоимости.К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятсярасходы, связанные с рекламой/денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.

Дополнительные издержки обращения — это затраты торговыхпредприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.

В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых идополнительных издержек обращения, но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистыхиздержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что приналичии насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей.

Соответственно, более быстрыми темпами возрастают расходы, на правляемые именно на совершенствование процесса обслуживания,т.е. возрастает доля чистых издержек обращения в общей их сумме.

2. По подотраслям деятельности.

По этому признаку можно выделить издержки обращения:

• розничных торговых предприятий;

• оптовых торговых предприятий;

• предприятий внедомашнего питания.

Классификация издержек обращения по подотраслям деятельности обусловлена особенностями торгово-технологических процессов вразличных торговых предприятиях. Специфика хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что наиболее высокий уровень издержек,как правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий — в оптовой торговле. Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре издержек торговых предприятийразличных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий питания включаются не только издержки обращения, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значительной степенипредопределяют разницу в подходах к ценообразованию.

3. По выполняемым задачам.

По этому признаку все издержки обращения можно подразделить на операционные и административно-управленческие.Операционные издержки обращения — это расходы торговыхпредприятий, которые связаны с осуществлением основной деятельности, т.е. обусловлены непосредственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционнымрасходам относятся транспортные расходы; расходы на заработнуюплату персонала; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки — это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппаратауправления, т.е. обусловлены организацией хозяйственной деятельности конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся расходы по заработной плате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы ирасходы на командировки и др.

4. По способу распределения по товарным группам.

По этому признаку все издержки обращения торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).

Прямые издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены копределенной товарной группе без дополнительных расчетов.

Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документовне могут быть отнесены к определенной товарной группе; вследствие этого их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов.

5. По степени зависимости от изменений объема товарооборота.

По этому признаку все издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные.

Условно-переменные издержки обращения — те затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых изменяется с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятсятранспортные расходы, расходы по оплате труда, расходы по хранению и подготовке товаров к продаже, потери товаров, проценты запользование кредитом и др.

Условно-постоянные издержки обращения — это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постояннойпри изменении объемов товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений и инвентаря, износ спецодежды, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др.

Деление издержек на переменные и постоянные в значительноймере является условным, так как учитывает влияние только одногофактора: изменения объема товарооборота. На практике на величинуиздержек обращения торговых предприятий одновременно оказывает влияние множество факторов, поэтому характер их изменения можетбыть различным в зависимости от конкретной ситуации.

6. По видам затрат.

Данный признак классификации издержек обращения являетсяосновным. По этому признаку затраты торговых предприятий можно разделить на следующие группы:

• оплата труда работников торговых предприятий;

• оплата услуг других отраслей экономики (транспорта, связи,коммунального хозяйства);

• материальное потребление в торговых предприятиях (износ основных фондов, расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии);

• материальные потери (убыль и потери товаров);

• другие расходы (подготовка кадров, охрана труда и социальноестрахование).

В соответствии с классификацией по видам затрат для учета, анализа и планирования разработаны номенклатура статей и составрасходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли. Эта номенклатура утверждается централизованно, обязательна к применению всеми торговыми предприятияминезависимо от форм собственности и содержит 14 основных комплексных статей:

1. Транспортные расходы.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.

5. Амортизация основных средств.

6. Расходы на ремонт основных средств.

7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья,посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихсяпредметов.

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковкутоваров.

10. Расходы на рекламу.

11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.

12. Потери товаров и технологические отходы.

13. Расходы на тару.

14. Прочие расходы'.

Содержание и сущность комплексной программы по сниже­нию издержек зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты:

комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение новой техники и безотходной технологии, позволяющих более экономно расходовать сырье, материалы, топливо и энергию; совершенствование норматив­ной базы предприятия; внедрение и использование более про­грессивных материалов; комплексное использование сырья и материалов; использование отходов производства; улучшение ка­чества продукции и снижение процента брака и др.);

мероприятия, связанные с определением и поддержанием опти­мального размера предприятий, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов (освобождение предприятия от излишних машин и обору­дования; сдача имущества предприятия в аренду; улучшение ка­чества обслуживания и ремонта основных средств; обеспечение большей загрузки машин и оборудования; повышение уровня квалификации персонала, обслуживающего машины и оборудо­вание; применение ускоренной амортизации; внедрение более прогрессивных машин и оборудования и др.);

мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей си­лы (определение и поддержание оптимальной численности пер­сонала; повышение уровня квалификации; обеспечение опере­жающего роста производительности труда по сравнению со средней заработной платой; применение прогрессивных систем и форм оплаты труда; совершенствование нормативной базы; улуч­шение условий труда; механизация и автоматизация всех произ­водственных процессов; обеспечение мотивации высокопроиз­водительного труда и др.);

мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда (углубление концентрации, специализа­ции, кооперирования, комбинирования и диверсификации про­изводства; внедрение бригадной формы организации производ­ства и труда; внедрение научной организации труда; совершенствование организацион­ной структуры управления фирмой и др.).

Кроме того, комплексная программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек произ­водства хотя и дают определенный эффект, но не решают пробле­мы в целом.

 


 

21. Основные фонды отрасли (торговли), и пути повышения эффективности их использования.

Основные фонды предприятий торговли представляют собой совокупную стоимость материально-вещественных ценностей про­изводственного и непроизводственного назначения, функциониру­ющих и развивающихся в отрасли, необходимых для рационального и планомерного выполнения производственных функций торгово­го обслуживания населения, создания условий для высокопроиз­водительного труда работников торговли.

С точки зрения организации и осуществления торгового процесса состав основных фондов можно представить следующим образом:

- здания (стационарные, передвижные, разборные киоски и ларьки);

- сооружения (подъездные пути, погрузочно-разгрузочные эстакады, ограды, стенды, витрины);

- оборудование и инструменты (электродвигатели, насосы, аккумуля­торы, лабораторное оборудование, хозяйственные инструменты);

- персональные компьютеры;

- мебель и торговый инвентарь (прилавки, емкости для хранения това­ров и т.п.);

-весоизмерительное оборудование;

-измельчительно-режущее, упаковочное и тепловое оборудование;

- контрольно-кассовые машины;

- холодильное и компрессорное оборудование;

- торговые автоматы и полуавтоматы;

- подъемно-транспортное оборудование (подъемники, погрузчики, краны);

- транспортные средства (электрокары, тележки, транспортеры, повозки, автомашины);

- конторское оборудование;

- специальная одежда;

- печатные издания;

- прочие основные средства (ковры, зеркала и т.п.).

Износ – последовательно нарастающая утрата потребительских свойств имущества, результат воздействия времени и эксплуатации объекта. Физическийизнос – износ имущества, возникающий вследствие старения или под влиянием внешних (прежде всего климатических) условий. При этом следует различать фактический возраст имущества (срок эксплуатации) и его долговечность (предельный срок службы). При этом элементы объекта имеют разный срок службы. Моральный износ – утрата полезности активов в результате разработки более совершенного оборудования, изменения стиля или других причин, не имеющих отношения к физическим свойствами активов. Моральный износ может быть выявлен в результате сравнения с другими объектами одного и того же функционального назначения, как правило, по стоимостным, либо качественным параметрам.

Амортизация – снижение стоимости капитальных ресурсов в течение определенного периода времени их функционирования и постепенное перенесение их стоимости на производимый продукт; целевые отчисления денежных средств и их накопление для последующего использования на возмещение износа основных фондов. Нормы амортизации рассчитываются исходя из сроков полезно­го использования объектов, которые должны определяться самими хозяйствующими субъектами при принятии объекта к бухгалтерско­му учету. Если срок полезного использования отсутствует в техниче­ских характеристиках объекта, то его определяют исходя из ожидаемого срока использования объекта основных средств в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью его применения, ожи­даемого физического износа, который может зависеть от режима экс­плуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово-предупредительных ремонтов. В России согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет ос­новных средств» (ПБУ 6/01), утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001г. №26н, используются применяемые в международной практике бухгалтерского учета четыре следующих способа для определе­ния амортизационных отчислений: линейный способ;способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ); способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного ис­пользования.

Выбранный способ амортизации объекта (или группы объектов) не должен меняться в течение всего срока его полезного использования. В противном случае финансовые результаты работы предприятия в кон­кретном периоде могут быть искажены.

Для оценки эффективности использования фондов целесооб­разно использовать как общие показатели, характеризующие эф­фективность использования всей совокупности фондов, так и част­ные, характеризующие эффективность использования отдельных групп фондов.

К обобщающим показателям эффективности следует отнести показатели фондоотдачи, рентабельности, фондоемкости, фондовооруженности, интегральный коэффициент эффективности использования основных фондов.

Фондоотдача определяется отношением объема реализации то­варов к среднегодовой стоимости основных фондов:

Фотд = Т / Фсг,

где Фотд — фондоотдача;

Т — розничный товарооборот;

Фсг — среднегодовая стоимость основных фондов.

Рентабельность основных фондов определяется отношением при­были к среднегодовой стоимости основных фондов:

Р = П / Фсг.

Фондоемкость определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов к объему товарооборота:

Фе = Фсг / Т.

Фондовооруженность определяется отношением активной части основных фондов к численности работников:

Фр = Фасг / Ч.

Для общей оценки эффективности использования основных фондов рассчитывается интегральный показатель: _______

Уоф = √Фотд * Р.

Частные показатели: использование торгово-производственных помещений характе­ризуется следующими показателями: товарооборот на 1 м2 общей площади, на 1 м2 торговой площади, на одно посадочное место (предприятия общественного питания); соотношение площади тор­гового зала и посадочных мест, прибыль на 1 м2 общей площади, на 1 м2 торговой площади. Показателями использования оборудо­вания торговли являются: коэффициент сменности работы обору­дования, коэффициент использования установленного оборудова­ния, коэффициент использования мощности оборудования и др.

       Предприятия торговли должны изыскивать резервы для улучшения использования ОС. Для этого необходимо, помимо сказанного выше, увеличивать пропускную способность предприятия. Это может быть достигнуто путём:

- сокращения времени ремонта, инвентаризации, переучётов;

- правильного выбора типа торгового предприятия и рационального размещения оборудования и предприятий с учётом интенсивности покупательских потоков;

- совершенствования организации труда;

- внедрения прогрессивных форм обслуживания.

 


 

 

22. Оборотные средства отрасли (торговли), и пути повышения эффективности их использования.

 

Оборотные средства представляют собой авансированную в денежной форме стоимость для формирования и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения в минимально необходимых размерах, обеспечивающих нормальный (непрерывный) торгово-технологический процесс.

Оборотные фонды – это часть производственных фондов, целиком потребляемая в технологическом процессе в одном цикле и полностью переносящая свою стоимость на стоимость готовой продукции. Затраты по обращению оборотных фондов относятся на издержки производства и обращения. Оборотные фонды используются как в процессе эксплуатации основных фондов, так и для подготовки товаров к продаже покупателям.

Фонды обращения – это совокупность материальных ресурсов и денежных средств: запасы товаров, денежные средства и средства в расчетах (дебиторская задолженность). На предприятиях торговли подавляющая часть производственных фондов – это товарные запасы в виде фондов обращения. Предприятиям необходимо иметь определенный запас наличных денег для осуществления товарных и нетоварных платежей: в кассах предприятия, на расчетном счете в банке и в пути, а также денежные документы. Расходы по обороту этих фондов отражаются на издержках обращения.

По источникам формирования оборотные средства подразделяются на собственные и заемные (привлеченные). Наличие собственных оборотных средств является необходимым условием финансовой устойчивости предприятия. Источниками их образования служат уставной капитал, отчисления от прибыли (в резервный фонд, в фонды специального назначения), целевое финансирование и поступления, арендные обязательства, вклады учредителей. Заемные оборотные средства, привлекаемые главным образом в виде банковских кредитов, покрывают дополнительную потребность предприятия в средствах.

Исходя из принципов организации и регулирования производства и обращения оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые оборотные средства – это собственные оборотные средства, рассчитанные по экономически обоснованным нормативам (производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция на складе). Ненормируемые оборотные средства являются элементом фондов обращения (продукция отгруженная, но не оплаченная; средства в расчетах; денежные средства на расчетном счете и в кассе). Управление этой группой оборотных средств предотвращает их необоснованное увеличение, способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения.

Потребность в оборотных средствах предприятия торговли определяется на основе данных по каждому элементу (товарные запасы, денежные средства и прочие товарно-материальные ценности).

Потребность в запасах товаров на планируемый период определяется на основе объема товарооборота по себестоимости (оптово-закупочным ценам) и расчетных норм оборачиваемости (в днях).

Потребность в денежных средствах определяется на основе предстоящих расходов: прогнозируемые потоки денежных платежей; оплата труда персонала; отчисления во внебюджетные фонды; уплата налогов, в первую очередь налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятия, на прибыль, на рекламу, различные финансовые санкции; отдельные статьи издержек обращения, такие как оплата коммунальных услуг, плата за аренду помещения и оборудования, расходы на рекламу и т.п.Расчет потребности денежных средств в кассе предприятия определяется на основе установленного банком лимита их в абсолютной сумме или в днях оборота. Как правило, лимит в днях оборота не превышает 0,5 дня однодневной выручки предприятия по розничным ценам.

Определение потребности предприятия в прочих товарно-материальных ценностях (тара, малоценный инвентарь и т.п.) осуществляется на основе сложившейся тенденции расходования их в отчетном периоде и предполагаемых изменений, связанных с ростом цен и изменением конъюнктуры рынка в планируемом году.

Эффективность использования оборотных средств связана с временемих обращения, которое измеряется длительностью одного оборота и коэффициентом оборачиваемости.

Длительность одного оборота в днях определяется по формуле:

Одн = (ОА * Д) / Т,

где Одн - оборачиваемость в днях;

ОА – средний запас оборотных средств;

Д – количество дней в рассматриваемом периоде;

Т – товарооборот.

Коэффициент оборачиваемости средств – число оборотов, совершенных за конкретный период, рассчитывается по формуле:

Ко = Д / Одн.

Сумму оборотных средств, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, можно определить по формуле:

Эос = Оф – Оп * Ро,

где Эос - достигаемая сумма экономии оборотных средств;

Оф - фактическая оборачиваемость за отчетный период, в днях;

Оп - оборачиваемость в предшествующем периоде, в днях;

Ро - однодневный объем реализации за рассматриваемый период.

Уровень эффективности использования оборотных средств может также характеризоваться коэффициентами фондоотдачи и фондоемкости (загрузки) средств в обороте.

Коэффициент фондоотдачи характеризует величину товарооборота на 1 руб. оборотных средств и рассчитывается как отношение товарооборота к среднему запасу оборотных средств.

Коэффициент фондоемкости (загрузки) средств в обороте - определяется путем деления средних запасов оборотных средств на товарооборот, что показывает размер оборотных средств в одном рубле оборота продаж. Чем меньше коэффициент загрузки оборотных средств, тем эффективнее они используются.

Можно выделить следующие пути ускорения оборачиваемости оборотных средств:

- совершенствование товародвижения и оптимизация размещения оборотных средств;

- совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями;

- ускорение оборота денежных средств за счет инкассации торговой выручки;

- недопущение дебиторской задолженности;

- минимизация запасов хозяйственных материалов, МБП, инвентаря, расходов будущего периода и др.

 


 

 

23. Основные направления инновационного развития отрасли, пути повышения экономической эффективности.

 

Основными тенденциями в развитии предприятий розничной торговли современных форматов в России следует считать:

– устойчивый рост торговой сети и качественное улучшение ее структуры;

– опережение темпов роста торговых площадей над темпами роста сети;

– высокий уровень товарного насыщения потребительского рынка;

– появление новых форм розничной торговли;

– поляризацию розничной торговли, которая проявляется в том, что высокой прибыльности добиваются как магазины с широким ассортиментом с высокой степенью диверсификации, так и узкоспециализированные торговые предприятия;

– глобальное расширение крупнейших розничных торговых предприятий;

– торговлю вне магазинов;

– формирование современного комплекса услуг торгового предприятия.

В настоящее время большое влияние информационных и компьютерных технологий (ИКТ) на сферу торговли как источника инновационных процессов в торговых предприятиях.

Среди основных направлений инновационного развития в торговой отрасли выделяются следующие:

− во-первых, при формировании продукта в условиях бурного развития ИКТ необходимо тщательно анализировать, каким образом компьютерные технологии повлияют на традиционное торговое предпринимательство, а также какие новые возможности открываются для расширения бизнеса. В частности, новые технологии позволяют уменьшить негативное воздействие свойств торговой услуги («5Н» − неpазрывность производства и потребления услуги, неосязаемость, непостоянство качества, несохраняемость и др.) на реализацию услуг, открывают дополнительные возможности дифференциации стратегий в сфере услуг торговых предприятий;

− во-вторых, наряду с известными особенностями воздействия ИКТ на ценовую политику, следует выделить инновационные подходы. Они сконцентрированы, прежде всего, вокруг возможностей применения ИКТ для изучения и учета индивидуальных особенностей покупателя, оценки его ценностей;

− в-третьих, необходимо учитывать, что современные ИКТ позволяют взаимодействовать с клиентом в любом месте и в любое время. Поэтому элемент комплекса маркетинга «место» целесообразно заменить на элемент «место, киберпространство и время», подчеркивающий, что торговая услуга может предоставляться в том месте и в то время, когда это удобно клиенту. При этом возникают цепочки инноваций в бизнес-процессах компании;

− в-четвертых, инновации в продвижении торгового бизнеса чаще всего связывают с применением интернет-технологий (создание сайта компании, интернет-бренда и т.п.). Вместе с тем продвижение, стимулирование сбыта в торговой отрасли может стать источником инновационных решений более высокого уровня, благодаря проводимым исследованиям по созданию виртуальной реальности и виртуальных миров;

− в-пятых, неразрывность процессов оказания и потребления торговых услуг заставляет внедрять основанные на ИКТ инновации в процессы предоставления услуг в торговом предприятии, организацию взаимодействия персонала с покупателем, формирование физического окружения услуги.

 


 

 

24. Стратегия вертикальной интеграции,вертикальная интеграция в отрасли.

 

Вертикальная интеграция – определяет установление компанией контроля над другими самостоятельными фирмами, находящимися на последовательных стадиях производственного процесса. В этом случае объединяются компании, добывающие сырье и выпускающие первичную продукцию, перерабатывающие их и даже самостоятельно реализующие продукцию на рынке. На таком рынке также устанавливается контроль над собственностью предприятия или его поведением, но при этом объединяемые единицы относятся к разным стадиям технологической цепочки;

Вертикально интегрированная фирма – это фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции.

С точки зрения направленности интеграции выделяют два ее типа либо на предшествующие (первоначальные), либо на последующие стадии производственного процесса:

– интеграция «вперед» (интеграция продукта), т.е. вертикальная интеграция по направлению вниз – включает в себя процесс приобретения фирмой предприятий, относящихся к последующим стадиям реализации продукции;

– интеграция «назад» (интеграция ресурса), т.е. по направлению вверх производственного потока – состоит из приобретения фирмой предприятий-поставщиков ресурсов.

В практике встречаются фирмы, одновременно применяющие интеграционные схемы «назад» и «вперед». Например, нефтеперерабатывающая компания приобретает предприятие, добывающее нефть и сопутствующее сырье, а также сеть нефтезаправочных станций.

Иногда на рынке встречаются такие ситуации, когда по тем или иным причинам доминирующей фирме не удается установить полный контроль над собственностью других фирм в процессе интеграции. Тем не менее, менеджмент этой фирмы все же имеет возможность осуществлять контроль над управлением подразделениями разных структур. В этом случае имеет место неполная, или частичная, интеграция. Данная форма интеграции проявляется в деятельности сетевых компаний.

Особенности вертикальных отношений в России. Для России (как для страны с переходной экономикой) характерна квазиинтеграция. Можно выделить два особых типа квазиинтеграции, присущих экономике России:

1) давальческие отношения. Предусматривают сохранение права собственности поставщика промежуточной продукции на конечной продукт при условии оплаты добавленной стоимости его производителю. Его возникновению в России послужила проблема неплатежеспособности производителей промежуточной продукции;

2) использование альтернативных форм расчетов: бартер, расчет наличными, векселями, казначейскими обязательствами и пр. Подобные расчеты были призваны смягчить проблему неплатежеспособности предприятий, а также возникли в силу отсутствия механизма банковского коммерческого кредитования и вексельного обращения. Негативные моменты данной системы заключаются в том, что она позволяет уклоняться от налогов, а также ограничений в выборе канала сбыта и поставки, что снижает конкуренцию.

 


 

 

25. Стратегия горизонтальной интеграции, горизонтальная интеграция в отрасли.

 

Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. В первом случае предприятия одной отрасли специализируются на изготовлении узлов, деталей, заготовок, необходимых для производства конечного продукта. Во втором объединяются предприятия, производство которых характеризуется технологической общностью и однородностью выпускаемой продукции.

В случае горизонтальной интеграции границы фирмы раздвигаются вширь: она вбирает в себя все больший объем производства какого-нибудь одного вида. Диверсификация рассматривается обычно как особый случай горизонтальной интеграции. Она обозначает проникновение фирмы в разнородные, технологически не связанные между собой отрасли. Пример - крупные конгломераты, имеющие множество самых разных предприятий промышленности, торговли, финансов.

Говорят, что горизонтальная интеграция имеет место тогда, когда две фирмы (firms), осуществляющие одинаковые стадии производственного процесса, объединяются в одну организацию.

Объективно назревающая необходимость горизонтальной интеграции связана с конкурентной борьбой в рамках того или иного уровня каналов товародвижения и ее рассмотрение актуально прежде всего для предприятий, имеющих норму прибыли меньшую, а уровень издержек больший, чем в среднем в рамках соответствующего звена товародвижения. Интеграция же достаточно эффективно функционирующих предприятий позволит еще более повысить их совместную конкурентоспособность и воспроизводственный потенциал.

Проблема вертикальной или горизонтальной интеграции предприятия связана с тем, хочет ли его руководитель принять участие в каждом этапе выполнения какой-либо функции или желает специализироваться только на определенном этапе.

Обычно процессу диверсификации предшествует горизонтальная интеграция, т.е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: