Психолого-педагогическая характеристика 6А класса

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный социально-педагогический университет

 

Факультет математики, физики и информатики

 

Кафедра психологии и педагогики

 

Отчёт по педагогической практике

 

Исполнитель: студент ФМФИ

Кузнецова Наталья Сергеевна

Место прохождения практики:

МБОУ СОШ №101

 с углубленным изучением

отдельных предметов

 

Руководитель: доцент каф.психологии и

педагогики Бусыгина Т.А.

Оценка___________________

Самара 2017

 

Психолого-педагогическая характеристика 6А класса

 

I. Общие сведения о классе

В 6А классе МБОУ СОШ №101 27 учащихся, из них 15 мальчиков и 12 девочек. Класс с углубленным изучением математики.

Параметры диагностики Значение
Всего учащихся 27
Мальчики 15
Девочки 12
Жилищно-бытовые условия  
Благоустроенная квартира 20
Собственный дом 0
Коммунальная квартира, общежитие 4
Арендуемое жилье 3
Категория семьи  
Полная 22
Неполная 2
Многодетная 2
Малообеспеченная 1
Неблагополучная 0
Образование родителей(мать\отец)  
Высшее 56%
Средне-специальное 26%
Среднее 8%
Неполное среднее 0%
Морально-психологическаяобстановка в семье  
Благоприятная 27
Неблагоприятная 0

 

Большинство детей 2005-2006 года рождения. Учатся вместе с 1го класса. Смена классного руководителя была при переходе из начальной школы в среднюю. Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Старостой класса является Репова Татьяна. Девочка с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете и по столовой.

I. Учебная мотивация

В классе с учащимися было организовано изучение уровня учебной мотивации. К сожалению, у меня не было возможности провести тестирование со всем классом, поэтому я проанализировала результаты тестов той подгруппы, в которой я веду английский язык. В тестировании принимало участие 13 человек. Результаты тестирования показаны в диаграмме ниже:

Высокий уровень: Среди учеников, 4 человека (31%) имеют высокий уровень учебной мотивации. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе. Эти ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Средний уровень: Средний уровень учебной мотивации имеет большинство, 7 человек (54%). Это хорошая школьная мотивация. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе. Учащиеся с такой мотивацией успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Низкий уровень: Данный уровень показали 2 ученика (15%). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

К счастью, крайне низкой учебной мотивации у детей выявлено не было. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для нихневыносимо.

 Таким образом, 80 % учащихся имеют внутреннюю мотивацию учения, проявляют заинтересованное отношение к предметам. Отношение к требованиям учителей у большинства класса положительное. Дети ответственно и добросовестно относятся к выполнению своих учебных обязанностей. На уроках ученики активны, владеют навыками самостоятельного умственного труда, домашние задания выполняются систематически. Но следует обратить внимание на учеников с низкой учебной мотивацией и попытаться исправить эту ситуация, пока не стало слишком поздно.

II. Познавательная сфера школьников.

Большинство учащихся 6 класса обладают устойчивым вниманием и могут легко переключиться с одного вида деятельности на другой. Больше всего ребята внимательны на математике, английском и русском языках. На технологии, музыке и ОБЖ внимание у детей рассеяно. Приблизительно у половины класса слуховая память преобладает над зрительной. У второй половины или преобладает зрительная память, или в равной степени развиты оба вида памяти. Школьники очень разносторонние личности. Мною замечено, что на переменах многие достают и собирают кубик рубика. Один мальчик собирает кубик из произвольного положения за 38 секунд. Ребята умеют грамотно выражать свои мысли, читают книги не только по школьной программе. Дети очень яркие, творческие, интересные. Многие занимаются в различных секциях (каратэ, бассейн) и кружках (английский язык, ДШИ «Радуга», ДМШ №17, СДЮШОР №4).

III. Особенности личности школьников.

Определение психотипов школьников

В результате проведенных наблюдений можно выделить, что в подгруппе преобладают сангвиники.

Сангвинический темперамент наиболее сильный и динамичный. Сангвиник - это очень работоспособный, энергичный человек, он отличается стойкой психикой и веселым нравом, легко и непринужденно переключается от одного вида деятельности на другой, увлечения его разнообразны. Редко впадает в депрессию несмотря на то, что очень привязан к мнению окружающих его людей.

Однако, практически столько же ребят флегматики. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Уровень тревожности у ребят невысокий. Основными причинами тревожности являются: хроническая или эпизодическая неуспешность, неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками, гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка, трудности переживания подросткового кризиса.

IV. Межличностные отношения.

Методика «Индекс групповой сплоченности Сишора» показала, что ребята оценивают свой класс, как сплоченный, дружный, с более лучшим отношением к учителям, чем другие классы. 80% учащихся не хотели бы переходить в другой класс, и даже наоборот, очень хотели бы остаться именно в своем классе. 50% опрошенных утверждают, что они считают себя полноправным активным членом коллектива, а остальные утверждают, что они участвуют в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее, чем он, или, участвуют примерно в половине дел класса.

Подгруппа, которая мне попалась, оказалась очень дружной. Ребята общаются не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Стиль общения-сотрудничество. Но, как и везде, иногда возникают конфликты. Основная причина-несогласие с мнением других.

V. Общение школьников со взрослыми

Ребята очень общительные. В их речи присутствует добрый юмор, поэтому с каждым учителем они стараются идти на контакт. Их классный руководитель, Светлана Викторовна, является для них безоговорочным лидером.

VI. Трудовая деятельность.

Учащиеся вовлечены не только в учебную, но и в трудовую деятельность. Ребята посещают и работают на субботниках пришкольной территории и не только. Во время летней практики ребята работают на пришкольном участке, где занимаются посадкой и пересадкой цветов и растений. У ребят привито бережное отношение к труду, понимают ценность труда, добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебников и школьной мебели.

VII. Формы досуга, увлечения

Ученики 6 класса активны и во внеурочное время. Подавляющее большинство ребят занимается в различных кружках, секциях, музыкальных школах. Несколько ребят посещают клуб английского языка и бассейн. Кроме того, ребята, в свое свободное время, объединяют несколько занятий.

VIII. Выводы. Рекомендации


Подводя итоги, можно сделать вывод-класс дружный и сплоченный. Ребята сплоченные, так как большинство из них любит собираться вместе в свое свободное время. Ребята дружат группами, которые общаются и взаимодействуют между собой. Успеваемость в классе достаточно высокая. Ребята не хотят переходить в другой класс, так как им нравится атмосфера, которая царит в их собственном классе. Но, к сожалению, в классе присутствуют лица с низкой учебной мотивацией, которые не хотят принимать участие в жизни класса и школы.

Рекомендации по развитию коллектива 6 класса:

Ø Учителю:

Учителям необходимо использовать игру, как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Нужно предлагать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер. В ходе занятий нужно стремиться подвести детей– к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

Ø Родителям:

Родителям просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми. Социальный успех определяется рядом условий:

-Личная привлекательность. Важно объяснить, как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

-Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения - обширная и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду. В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку. Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

 

 

Протоколы исследования.

Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника

№ вопроса№ ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1 2 2 2 1 3 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1 0 2 1 1 2 1
2 1 2 0 2 2 3 2 2 3 1 2 3 2 2 3 1 2 3 3 2 0
3 3 2 3 3 3 2 2 3 3 1 3 3 2 2 0 3 3 3 2 3 2
4 3 2 2 3 3 2 3 2 2 3 2 2 3 3 3 2 2 2 2 3 3
5 3 3 1 3 3 3 3 1 0 3 3 2 3 3 2 3 3 3 2 3 3
6 3 2 3 3 2 2 2 3 2 2 1 3 2 3 2 2 2 3 1 2 2
7 3 3 0 3 1 2 2 3 3 3 2 3 2 3 2 1 1 3 3 3 0
8 3 2 1 3 2 3 3 1 1 3 0 3 2 2 1 3 3 2 3 3 2
9 3 3 1 2 2 3 2 3 1 2 1 2 2 1 3 0 2 3 2 3 2
10 3 3 3 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 1 0 3 3 3 1 1 2
11 3 0 1 1 2 3 1 3 3 3 1 2 3 1 1 3 3 3 3 2 1
12 3 2 3 3 3 2 3 2 2 2 2 1 2 3 0 3 2 2 1 3 3
13 0 2 3 3 2 3 2 1 2 2 1 2 2 2 0 3 2 1 1 1 0

Индекс групповой сплоченности Сишора

№ вопроса № ученика 1 2 3 4 5
1 2 4 2 2 2
2 3 4 2 3 2
3 2 3 3 3 3
4 3 5 3 3 2
5 4 5 3 3 3
6 5 5 3 2 2
7 5 5 3 3 3
8 4 5 3 3 3
9 5 5 3 3 3
10 5 5 3 3 3
11 2 4 2 3 2
12 2 4 3 3 3
13 4 5 2 2 1

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: