Понятие личности в психологии. Соотношение понятий: индивид, индивидуальность, личность

Личность — конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью.

Мировоззрение человека — это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества.

Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

3) степенью осознанности человеком своего места в обществе.

4 ) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью.

5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

 

Как в общественных науках, так и в житейской практике широко используются понятия: индивид, личность, индивидуальность.

Индивид — человек с точки зрения его психофизиологических особенностей (индивидуальные особенности). В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

1) человек — это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. Индивидом рождаются, а личностью становятся.

 

Личность — это сознательный индивид. Это — социальное качество человека, степень включенности в системы социальных отношений. Человек рождается биологическим существом, в процессе социализации становится собственно человеком (индивидом) далее личностью, качество которой зависит от среды, культуры и других многочисленных социальных характеристик его окружения. В понятии «личность» — явление и сущность не совпадают. В личности мы склонны видеть конкретного человека. Однако сущность отдельной личности — ее социальные качества. Физическая природа человека не меняется тысячелетиями. Социальные же качества человека проявляются в социальных отношениях, т. е. есть сеть общественных отношений, в которые каждый попадает с рождения (где, в каком обществе — от этого зависит даже имя человека). Личностные черты зависят от потребности общества, т. е. существует заказ общества: какие типы личностей ему нужны.

 

Индивидуальность — это личность в ее своеобразии, особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других — малозаметно.

 

При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен другим людям, т. е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое.

Структура личности.

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности

В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности (табл. 4).

Таблица 4.

Структура личности в представлении отечественных психологов

Автор Компоненты структуры личности
С.Л. Рубинштейн Направленность Знания, умения, навыки Индивидуально-типологические особенности
В.Н. Мясищев Направленность Уровень развития Динамика нервно-психической реактивности (темперамент) Мотивация Отношение и тенденции личности
А.Г. Ковалев Направленность Характер Возможности Система упражнений
Б.Г. Ананьев Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей Статус и социальные функции-роли Мотивация поведения и ценностные ориентации Структура и динамика отношений
А.Н. Леонтьев По мнению автора, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных¸ внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности. Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
  • широту связей человека с миром (посредством егодеятельностей)
  • степеньиерархизованности этих связей, преобразованных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей)
  • общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей
Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов»

Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова (рис. 3). Его концепция удобна в практическом применении (например, при составлении характеристики лиц, отбираемых в правоохранительные органы).

 

Направленность Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.). Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.

Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении определенных результатов. С одной стороны, успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется задатками и способностями человека, с другой, огромную роль в приобретении знаний и умений играют направленность личности и ее мотивы.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Познавательные психические процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

 

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.

Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.

Применяя на практике знания о структуре личности, юрист овладевает неоценимым психологическим «инструментом» анализа в оценке человека, необходимым для верного выбора методов и приемов взаимоотношений с разными категориями граждан и способов самосовершенствования

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: