Общая характеристика предприятия

 

1.1. ИСТОРИЯ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УР

 

 Создание Национального банка Удмуртской Республики и банковского сектора региона было подготовлено деятельностью банков еще дореволюционного периода.

Первое отделение Государственного банка появилось в Сарапуле в 1894 году. Первенство Сарапула в банковской сфере объяснимо тем, что здесь в пореформенный период наблюдалось значительное оживление всех торговых и финансовых операций. В Сарапуле размещались речной порт, склады, фабрики, типография, городская дума и множество магазинов. Выгодное пересечение сухопутных и речных путей обусловило интенсивное развитие города как перевалочного и перерабатывающего центра для обширного региона. Сарапульское отделение входило в число 136 контор и отделений Госбанка, распространенных повсеместно по Российской Империи.

Кроме того, на территории Удмуртии функционировали и другие банки, которые также можно считать предшественниками Национального банка Удмуртской Республики.

Национальный банк Удмуртии был подготовлен банковскими учреждениями еще дореволюционного периода.

После Октябрьской революции по декрету Совнаркома от 14 декабря 1917 года Государственный банк России был объединен с национализированными акционерными коммерческими банками в Народный банк Советской Республики.

4 ноября 1920 года был подписан Декрет об образовании автономии удмуртского народа. Сарапул в состав Удмуртии включен не был, однако именно здесь 1 сентября 1922 года состоялось открытие Вотской областной конторы Госбанка. Это объяснялось тем, что Ижевск и вся область экономически были отнесены ко второй категории, а отделения Госбанка открывались в городах первой категории. Первым управляющим стал известный революционер Ефим Андрианович Бабушкин.

В конце 1922 года Вотская областная контора Госбанка выполняла широкий круг работ, о чем свидетельствует газетное объявление, подписанное лично Е.А. Бабушкиным: «Производит все присвоенные Госбанком операции, как-то: целевые ссуды, специальные текущие счета под

товары и товарные документы, ссуды срочные под товары и точные товары. Аккредитивы товарные. Покупка и продажа товаров по поручению. Учет векселей. Учет долговых обязательств. Специальные текущие счета под векселя и другие обязательства. Ссуды под драгоценные металлы. Текущие счета беспроцентные и процентные. Вклады срочные, бессрочные. Переводы денег во все пункты России и за границу. При Банке же производится прием Госстрахом страхования - огневое и транспортное, товаров, движимого и недвижимого имущества от огня. Покупка и продажа облигаций Первого краткосрочного хлебного займа.»

Однако расположение конторы в Сарапуле для клиентов было очень неудобным, так как до Сарапула из Ижевска надо было добираться не менее двух дней.

3 апреля 1923 года Правлением Госбанка было наконец-то принято решение об открытии в Ижевске отделения с одновременным переименованием Вотской областной конторы в Сарапульское отделение второго разряда.

Временное руководство отделением принял бывший главный бухгалтер Сарапульской конторы Александр Александрович Успенский.

С 23 августа отделение обрело юридический и почтовый адрес. Были изготовлены печати и штемпели с надписью «Вотское отделение Государственного Банка. г. Ижевск». 24 сентября отделение было открыто для клиентов.

В марте 1924 года вместо отделения в Ижевске была открыта уже самостоятельная Удмуртская контора Госбанка. К этому времени существовали следующие отделы: бухгалтерия, отдел пассивных операций, отдел активных операций, бухгалтерия приписных касс Наркомфина, отдел контроля, касса, секретариат, налоговый отдел, хлебный отдел, ссыпной пункт, технический персонал, охрана. Весь объем работы выполнял штат из 42 человек.

С 1924 года структура конторы Госбанка расширилась за счет создания Государственных трудовых сберегательных касс. Постепенно расширялась сеть филиалов конторы.

За первую пятилетку в Удмуртской конторе Госбанка были открыты отделения во всех районах автономной области. Если в 1933 году у конторы было только 18 филиалов, то в 1938 году — 26, а в 1940 — уже 34.  

Однако мирный труд был прерван с началом Великой Отечественной войны. На фронт ушли сотни тысяч жителей Удмуртии. Среди них и сотрудники Удмуртской конторы Госбанка: Вахрушев Кондратий Аверьянович, Кожевников Иван Павлович, Телятникова Надежда Ивановна, Чашникова Елизавета Ильинична, Фальбаум Анна Моисеевна и другие.

Победа ковалась не только на линии фронта. Сотни банковских служащих работали на нее на своих рабочих местах. С первых дней войны сотрудники Удмуртской конторы Госбанка активно включились в дело наиболее полного и оперативного финансового обеспечения всего народного хозяйства и нужд обороны.

Для максимально быстрого привлечения денежных ресурсов повсеместно создавались инкассаторские пункты и «вечерние кассы». Во всех городах республики быстро и четко проводилась мобилизация всех денежных ресурсов.

Среди участников трудового фронта - Ванеева Анна Степановна, Калабина Анастасия Афанасьевна, Лумпова Софья Ивановна, Рахматуллина Миссора Гарифовна, Жгун Тамара Владимировна и другие.

В то время,  как в прочем и долгие годы после войны, банк технически был оснащен слабо. Вплоть до конца пятидесятых годов использовалась старая банковская техника - счетные машины «Мерседес», арифмометры. Многие пользовались обычными счетами. Практически все документы заполнялись от руки. Лишь в 1974 году при банке была открыта Фабрика механизированного учета, осуществлявшая обработку банковской документации.

В 70-е годы значительно расширились функции конторы. Теперь к ним относилось кредитование сельского хозяйства, промышленности, торговли, индивидуальных заемщиков, финансирование капитальных вложений, оплата иностранных переводов, контроль за расходованием заработной платы.

С расширением функций конторы усложнялась и ее структура: к 70 году банк насчитывал 12 отделов.

История нынешнего здания банка берет своё начало в конце 20-х годов. Именно тогда на совещании по построению пятилетнего перспективного плана развития коммунального хозяйства Вотской области было принято решение о строительстве нового здания банка в центре города на пересечении улиц Советской и Госпитальной (ныне Красноармейской).

23 января 1929 года строительный отдел городского совета подтвердил, что место, предназначенное для строительства, является окончательным, и утвердил последний, дважды исправленный проект здания.

Общая стоимость здания не должна была превышать по смете 200 тысяч рублей.

Здание было выдержано в стиле конструктивизма, предполагавшего чёткие геометрические формы, большие оконные плоскости, подчеркнутую лаконичность декора. Разновысокий объём Г-образного здания был достаточно выразителен по силуэту: одноэтажный операционный зал, двухэтажная часть с вестибюлем и служебными помещениями, трёхэтажная жилая часть.

В 1965 году в связи с нехваткой служебных помещений возникла необходимость надстройки здания двумя этажами и возведения служебных построек во дворе. Этот проект выполнил архитектор Калабин Д.Ф. Он органично дополнил формы конструктивизма 20-х годов новейшими стилистическими приемами, а именно: волнистым характером отделки поверхностей стен, введением государственной символики, особой декоративной штукатуркой.

Новое здание полностью соответствовало всем требованиям, предъявляемым к банковскому учреждению, и обеспечивало необходимые условия для нормальной работы сотрудников.                                                               

В 1994 году руководство Банка России разрешило начать работы по проектированию и строительству пристроя к основному зданию Национального банка Удмуртской Республики.

Национальный банк Удмуртской Республики объявил конкурс на лучший проект здания банка. Было представлено 9 работ ведущих архитекторов республики.

Победителем конкурса стал лауреат Государственной премии Удмуртской Республики Шевкунов Владимир Леонидович, который затем с учётом всех замечаний и предложений разработал окончательный проект.

Согласно проекту здание банка — 8-этажное, с развитой крупной пластикой фасадов, лаконичное по используемым приемам декоративного решения. При решении верхней плоскости фасада используется зеркальный эффект тонированного стекла.

19 января 1995 года состоялся Градостроительный совет при главном архитекторе города, на котором было принято решение о начале строительства здания банка.

Для строительства был отведён участок площадью 0,29 га, ограниченный ул. Советской, существующим зданием и территорией прилегающего квартала.

В мае 1995 года на месте старого полуразрушенного здания состоялась закладка фундамента, а 25 декабря 1997 года Государственная комиссия приняла здание пристроя к Национальному банку Удмуртской Республики, отметив хорошую подготовку объекта к сдаче.

Строительство было завершено в кратчайшие сроки. Весь объем работ выполнен за 39 месяцев при норме 42.

                      

 

 

 

Здание НБ УР 2009 год

 

Председатель банка Р.М.Каримов

с подписанным Актом госкомиссии

 о сдаче здания в эксплуатацию

Рубеж 80-х -90-х годов стал новым этапом в развитии банковской системы республики. Переход к рыночной экономике вызвал появление коммерческих банков и начало формирования двухуровневой банковской системы.

В 1990 году Удмуртская контора Госбанка СССР в связи с реорганизацией банковской системы была преобразована в Главное управление Госбанка РСФСР по Удмуртской Республике, а в 1992 году получила статус Национального банка Удмуртской Республики.

Соответственно изменились и расширились его функции.

Являясь подразделением Центрального банка Российской Федерации, Национальный банк Удмуртской Республики обеспечивает проведение единой федеральной политики в области денежного обращения, кредитного регулирования, использования кредитных ресурсов и осуществляет надзор за деятельностью банков на территории Удмуртской Республики.

Существенным изменениям подверглась и структура Национального банка.

Был создан отдел по работе с ценными бумагами, служба банковского надзора, управление инспектирования коммерческих банков, расширено управление информатизации.

Для более плодотворной работы по совершенствованию деятельности подразделений банка и функционирования банковской системы республики создан Совет банка, в состав которого входят руководители различных подразделений НБ УР.

С 1994 года Национальный банк Удмуртской Республики возглавляет доктор экономических наук, профессор Равиль Мухаметович Каримов.

Значительно изменились требования к техническому оснащению, укрепленности и защите банковской информации. Перед Национальным банком встала необходимость приобретения современного оборудования, позволяющего довести имеющуюся систему расчетов до уровня передовых территориальных управлений Центрального банка. Однако на существующих площадях разместить такое оборудование было технически невозможно, поэтому старое здание банка было полностью реконструировано, введены в строй новые площади.

Многое было сделано для дальнейшего совершенствования существующей системы расчетов.

Первоначально вся обработка платежных документов производилась на

вычислительном комплексе Башкирской конторы Госбанка, а затем - в Главном управлении Банка России по Пермской области.

В настоящее время все платежные поручения обрабатываются на базе Управления информатизации Национального банка, и практически все платежи осуществляются в электронном виде. Это позволяет ускорить прохождение расчетов, обеспечивает большую надежность и защиту банковских документов.

Одним из первых среди других регионов Национальный банк перешел к обмену полноформатными электронными документами с кредитными организациями, то есть к обработке платежных документов через компьютерную сеть без подтверждения на бумажных носителях.

Эффективная деятельность любого учреждения и достижение поставленных им целей в значительной степени зависят от уровня квалификации персонала.

Сегодня в Национальном банке работают экономисты, бухгалтеры, инженеры-программисты, юристы. В своем большинстве это высококвалифицированные специалисты, многие из них имеют опыт работы в банке и финансовых структурах более 10 лет. 305 сотрудников Национального банка и расчетно-кассовых центров имеют высшее образование, столько же - среднее специальное.

В марте 1991 года в связи с реорганизацией банковской системы были созданы расчетно-кассовые центры, являющиеся территориальными учреждениями Банка России.

Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и бесперебойного функционирования платежной системы Российской Федерации.

Они осуществляют расчеты между кредитными организациями, их кассовое обслуживание, хранение наличных денег, других ценностей и

совершение операций с ними. В РКЦ проводится работа по поддержанию надлежащего качества налично-денежной массы, находящейся в обороте. Одним из направлений деятельности является изучение состояния денежного обращения на территории Удмуртской Республики, анализ баланса доходов и расходов населения.

Входящие в состав Национального банка 26 расчетно-кассовых центров обслуживают 107 кредитных учреждений, 1880 бюджетных организаций, государственные внебюджетные фонды, органы федерального казначейства.

За последние годы существенно усложнились задачи и функции сотрудников РКЦ, что, естественно, повлекло за собой необходимость изменения условий труда и перехода на новые методы работы. В большинстве РКЦ произведены реконструкция и капитальный ремонт зданий, что обеспечило возможность использования самых современных технологий. Еще в начале 90-х годов в расчетно-кассовых центрах не было ни одной ПЭВМ. Оперативно-учетная информация передавалась по телеграфным каналам. Сегодня все рабочие места оснащены персональными компьютерами, современной вычислительной и оргтехникой, что значительно облегчает выполнение многих операций. Если раньше деньги пересчитывались вручную, то сейчас во всех РКЦ приобретены новейшие счетно-сортировальные машины «De La Rue 3700».

В банке постоянно ведется работа по улучшению условий труда и быта, медицинского обслуживания персонала.

В феврале 1995 года была создана медсанчасть, ныне – амбулатория. Основное направление ее деятельности - лечебно-оздоровительное. Летом 1997 года приняла своих первых отдыхающих база отдыха Национального банка «Красная горка».

 


1.2. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.

 

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законом, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.

Таким образом, Банк России образует единую централизованную систему, в основе которой лежит принцип вертикального построения.

В соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России N 46-П от 29 июля 1998 г.: территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт - Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации.

Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации является Главным управлением.

 В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно - кассовые центры (РКЦ), иные подразделения, в том числе обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно - профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России.

Территориальное учреждение действует на основании Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", иных федеральных законов, Положения о территориальных учреждениях Банка России и нормативных актов Банка России.

Согласно ст.4 данного Положения правовое положение территориального учреждения в качестве обособленного подразделения Банка России определяется законодательством Российской Федерации и Положением.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему Положением и нормативными актами Банка России.

Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности   от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Территориальное учреждение не имеет права принимать нормативные акты, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

Территориальное учреждение не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Территориальные учреждения не вправе без разрешения Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами.

       Руководство деятельностью территориального учреждения осуществляется в соответствии со ст.6 Положения. Согласно данной статье территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках - председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России. Заместители начальника (председателя), главный бухгалтер, руководитель ревизионного подразделения и руководители подразделений назначаются на должность и освобождаются от нее в порядке, установленном Банком России. На должность руководителя территориального учреждения и его заместителей могут быть назначены лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы на руководящих должностях в банковской системе или финансовых органах Российской Федерации не менее пяти лет.

Рассмотрим структуру управления НБ УР. Сложившаяся структура Национального банка Удмуртской Республики во многом является типовой для подразделений Центрального банка Российской Федерации.

Следует отметить, что Председатель Национального банка осуществляет общее руководство деятельностью территориального учреждения и обеспечивает реализацию функций Банка России на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с определяемыми задачами и полномочиями.

Как видно из рисунка №1 в структуру НБ входят следующие подразделения: Председатель банка, сводно-экономическое управление, Управление по надзору за деятельностью коммерческих банков, Управление инспектирования коммерческих банков, Отдел финансового мониторинга и валютного контроля, Отдел информации и общественных связей, Управление безопасности и защиты информации, ГРКЦ, Отдел социально-бытового обслуживания, Ревизионный отдел, Управление бухгалтерского учета и отчетности, Управление делами, Юридический отдел, Сектор по охране труда и технике безопасности, Сектор по мобилизационной работе и гражданской обороне, Отдел по работе с персоналом, Хозяйственное управление, Отдел недвижимости, Управление информатизации, Управление информатизации, Отдел платежных систем и расчетов, Управление наличного денежного обращения.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: