Содержание понятий: «педагогическая культура», образовательная культура»

Образование является одной из важнейших частей культурной системы общества.

Система образования является важнейшим социокультурным регулятивом развития общества, куда, так или иначе, втянуты все социальные группы населения.

Образовательная культура, как важнейшая часть культуры общества в целом (национальной, региональной), на каждом переломном историческом отрезке определяется господством определенной образовательной парадигмы, т.е. системы образцовых теоретических, методологических и ценностных установок, разделяемых большинством интеллектуальной элиты социума. Ее значимыми характеристиками являются как общецивилизационные (принадлежность, к примеру, к православно-русскому культурному миру), так и ментальные («духовно-стационарные») основания бытия.

Оформление (и переоформление) образовательной парадигмы должно в полной мере отвечать сложившейся специфике региона: его социально-экономической, этно-конфессиональной, демографической и пр. составляющей.

Только гармоничное сочетание (сбалансированность) стабилизирующей роли образовательного компонента духовной культуры (в плане преемственности и передачи социокультурного опыта от поколения к поколению, трансляции культурных норм и ценностей, образцов поведения и мышления) и инновационной (в русле непрерывного переструктурирования и качественного обновления, модернизации системы знаний) – остается главной задачей образования. Любое отклонение, перекос незамедлительно влечет либо рутинизацию и застойность учебного процесса, либо общую дестабилизацию, чреватую разрушением культурного ядра общества.

В целом, история культуры – это история смены социокультурных моделей образования, или путем их постепенного реформирования (в ответ на изменение социально-экономических условий), или как результат радикальных революционных преобразований. Наш многовековой отечественный культурно-исторический опыт вместил в себя оба этих типа. В отличие от Запада с его известным консерватизмом, отечественной системе образования, как и культуре в целом, были свойственны исторические «перекрестки», «развилки» с ситуацией выбора, с поиском новых путей и проектов дальнейшего развития.

Педагогическая культура – часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Педагогическая культура можно рассматривать как общение 2-х индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры (культурологическая теория диалога):

· Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается, как: «Я» в «них» и «Ты» в «Я»;

· Создание педагогического мира как среды духовного, интеллектуального, эстетического развития субъектов педагогического взаимодействия;

· Открытие личности для себя в другой личности.

В структуру педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога. Педагогическая позиция – это определенный моральный выбор, который делает педагог. Педагогическая позиция включает мировоззренческую и поведенческую стороны, отношение к педагогическому труду, нравственные качества, гуманизм, объективизм, социальную активность, гражданственность.

Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним, которое определяется уровнем мышления (критичность сознания, проблемно-вариативное осмысление ситуаций).

Педагогическая культура - это:

· Гармония развития интеллектуальных и организаторских качеств;

· Высокое педагогическое мастерство и организованность в деятельности;

· Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования;

· Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность;

· Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств.

Культура педагога включает:

· Передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения;

· Развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практических сфер психики;

· Укрепление здоровья детей;

· Формирование эстетического отношения к действительности;

· Обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе.


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: