Глаголы с одинаковым соотношением ос-в инфинитива и настоящего времени объединяются в группы, которые принято называть к л а с-ами глаголов. Так, в один класс объединяются глаголы основой на -а(ть) в инфинитиве и на -а] — в настоящем вре-;ни: чита-ть — чита\-ут, дума-ть — дума\-ут и др. В другой iacc объединяются глаголы с другим соотношением основ.
Классы глаголов делятся на продуктивные непродуктивные. Продуктивные классы — это 1ассы, пополняющиеся новыми глаголами с таким же соотноси ж".! основ. Непродуктивные классы новыми глаго-1ми не пополняются.
В русском языке продуктивных классов пять, ■й класс. Основа инфинитива на -а(ть), основа настоящего)емени на -aj (бега-ть — бега\-ут, поднима-ть — поднима}-ут). \о подсчетам исследователей, приблизительно половина русских 1аголов относится к 1-му продуктивному классу/Продуктивность &еспечивается прежде всего образованием глаголов несовершенно вида от глаголов совершенного вида других продуктивных непродуктивных классов с помощью суффиксов -ыва-, -ва-, Например: подписа-ть — подпиш-ут (непродуктивный iacc)-»- подписыва-ть — подписыва\-ут (1-й продуктивный класс); поджари-ть — поджар'-ат (5-й продуктивный класс)-* поджаривать— поджарива\-ут (1-й продуктивный класс).
|
|
К 1-му продуктивному классу относятся: отыменные глаголы (заземлять, столярничать, обедать и т. д.)-глаголы, образованные от междометий и звукоподражательных слов (ахать, охать, бухать); многие термины, в том числе и лингвистические (акать, окать, екать, икать).
2-й класс. Основа инфинитива на -е(ть), настоящего времени на -ej (зелене-ть — зелене\-ут, черне-ть — чернеуут).
Продуктивность класса обеспечивается отыменными образованиями, в первую очередь от прилагательных со значением «проявлять признак», «становиться таким» (толстый — толстеть, худой — худеть, ум — обезуметь и т. д.).
3-й класс. Основа инфинитива на -ова(ть) ева(ть), основа
настоящего времени на -у\ (атакова-ть — атакуj-ут, агитиро ва-ть — агитиру\-ут). Этот класс пополняется прежде всего счет заимствованных слов (классифицировать, диктовать, арестовать и др.). Глаголы этого класса образуются от имен (бедствовать, бороновать, голосовать, ночевать, зимовать и др.) 4-й класс. Основа инфинитива на -ну(ть), настоящего времени -н (ишгну-ть — шагн-ут, стукну-ть — стукн-ут).
Класс продуктивный и многочисленный прежде всего за счет образования глаголов однократного способа действия, т. е. таких, которые обозначают действие, совершенное в один прием, один раз (толкнуть, ахнуть, крикнуть и т. д.).
5-й класс. Основа инфинитива на -и(ть), основа настоящего времени на согласный (лови-ть — лов'-аг, пусти-ть — пуст'-ат). Этот класс пополняется отыменными глаголами (мастерить, утюжить, рыбачить и др.). Значительную группу составляют глаголы, образованные от прилагательных со значением «делать таким» (черный — чернить, белить, чистить, укрупнить, уплотнить и др.).
|
|
Для глаголов данного класса характерны чередования в основе настоящего времени и чередования в двух основах (прост -ить — прощ-у — прост'-ат, объяви-ть — объявл'-у — объяв'-ат и т. д.).
Все остальные глаголы относятся к непродуктивным классам Среди глаголов непродуктивных классов выделяются несколько групп, ограниченных по своему.составу, включающих древнейшие по образованию и весьма употребительные глаголы Например: да-ть — да-м, взя-ть — возьм-ут и т. д.
Можно выделить несколько групп непродуктивных классов глаголов.
1. Глаголы с основой инфинитива на -а(ть), которого нет в основе настоящего времени (бра-ть — бер-ут, паха-ть — паш-у-плака-ть — плач-у и др.).
2. В основе инфинитива -ере(ть), в основе настоящего времени -р (умере-ть -* умр-ут, тереть — тр-ут, запере-ть — запр-ут и др.)-
3. Глаголы с полногласным сочетанием -оло-, -оро- в конце основы инфинитива и с л', р' в конце основы настоящего времени (поло-ть — пол'-у, боро-ть-ся — бор'-у-с'в и др.).
Примечание. У некоторых глаголов 1-го продуктивного класса имеются параллельные формы. Так, от глагола воспитывать образуются формы причастий воспитываемый и воспитуемый; испытывать — испытываемый — испытуемый; наказывать — наказываемый — наказуемый; связывать — связывающий и связующий (звено); указывать — указывающий и указующий. Как можно заметить, вторые формы образуются по модели 3-го продуктивного класса. Вторые формы употребляются в книжной речи; часть из них термины (наказуемый, воспитуемый) и перешли в прилагательные или существительные.
Глаголы непродуктивных классов испытывают влияние глаголов продуктивных классов, поэтому образуются параллельные формы: маха-ть — маш-у — *маха\-у; плака-ть — плач-у — *плака}-у (в речи детей младшего возраста) и т. д.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
При спряжении изменяются окончания глаголов.
Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное:
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется
по суффиксу неопределённой формы.
8. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на-ить(кроме брить, стелить);
– 7 глаголов на-еть:смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
– 4 глагола на-ать:слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятсявсе остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть: греть, тянуть, таять.
Примечание:
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя: жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).