Вопрос 22. Системы поддержки принятия решений, назначение и решаемые задачи

СППР - компьютерная информационная система, используемая для поддержки различных видов деятель­ности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или не­желательно иметь автоматическую систему, которая полностью вы­полняет весь процесс решения. Процесс принятия решений состоит из: сбор данных, распознавание проблемы, формулировка концептуальной модели, анализ, поиск допустимых решений, проверка правильности решений, генерация решений, выполнение. СППР предназначе­ны для решения слабоструктурированных проблем. К слабоструктурированным относятся проблемы, которые содержат как количес­твенные, так и качественные переменные, причем качественные ас­пекты проблемы имеют тенденцию доминировать. Неструктуриро­ванные проблемы имеют лишь качественное описание.Иногда структуру СППР представляют следующим образом: 1)система языковая (СЯ); 2)система знаний (СЗ); 3)система обработки проблем. СЯ по своему назначению аналогична интерфейсу "пользова­тель—система", который обеспечивает коммуникации между поль­зователем и всеми компонентами СППР. С помощью СЯ пользова­тель формулирует проблему и управляет процессом ее решения, используя предоставляемые системой языковые средства (синтакси­ческие, семантические). СЗ содержит информацию о проблемной области. СЗ различа­ются по характеру содержащихся в них данных и по используемым методам представления знаний (иерархические структуры, семан­тические сети, фреймы, системы продукций, исчисление предика­тов и др.). Система обработки проблем или проблемный процесс (ПП) яв­ляется механизмом, связывающим СЯ и СЗ.

СППР делится на два блока – блок моделей и экспертная поддержка.

Система поддержки принятия решений (СППР) позволяет:

  1. Извлекать данные из разнородных источников, включая неструктурированную информацию.
  2. Осуществлять многомерный анализ данных.
  3. Выполнять обработку статистических материалов.
  4. Моделировать правила стратегии деловой активности.
  5. Представлять результаты анализа в графическом виде.
  6. Проводить анализ вариантов по критерию «если что?».
  7. Использовать искусственный интеллект.

К комплексному решению задач с использованием СППР относят широко внедряемые в настоящее время так называемые электронный офис и экспертная поддержка принятия решений, базирующиеся на последних достижениях техники, программного обеспечения, автоматизации процессов управления.

Электронный офис предусматривает наличие совокупности стандартных моделей в предметной области, обеспечивающих решение задач без участия человека с использованием удаленных баз данных в реальном масштабе времени в рамках локальных, корпоративных и глобальных вычислительных сетей. При этом модели являются эталонами при решении задачи. Экспертный блок или экспертная поддержка принятия решений предусматривает наличие в системе специалистов предметной области, которые могут находиться на значительном удалении от должностного лица, выполняющего свои должностные обязанности, которые являются наиболее подготовленными в конкретной области. При решении нестандартной задачи должностное лицо выбирает таблицу с конкретным вопросом, которая направляется по линиям связи к специалистам-экспертам. Эта таблица заполняется ими в виде весовых коэффициентов и направляется лицу, пославшему эту таблицу. После обработки данных на рабочем месте на отображающем устройстве появляется один или несколько конкретных указаний решения заданной проблемы.

Информационные технологии Признаки новизны Примеры
Традиционные Считаются обычными. Хорошо освоены и используются во всех организациях Телефон Радио Почта Пишущая машинка и т.д.
Новые Считаются обычными. Осваиваются и используются во многих организациях Радиотелефон Мультимедия Электронная почта Текстовый процессор и т.д.
Новейшие Считаются необычными. Осваиваются и используются в немногих организациях Mimio (электронная доска) IP-телефония и т.д.
Зарождающиеся Существуют прототипы Электронная книга (Устройство для чтения. Тексты изданий продаются через Интернет) и т.д.
Перспективные Разрабатываются прототипы ???

 

Вопрос 23,24. Цели, назначение и архитектура построения ЕАИС, основные компоненты. Базовые положения при разработке ЕАИС, этапы разработки.

Схема ЕАИС ФТС России

ФТС – ГНИВЦ – РТУ – Таможня – Таможенный пост – Сетевой экран – Рабочая станция

На каждом уровне ЕАИС есть своя база данных для хранения информации. Информация, полученная на нижних уровнях, передается в базы данных более высокого уровня. Центральный банк данных находится в главном информационно-вычислительном центре (ГНИВЦ). Специальными приказами устанавливается периодичность обмена информацией между базами данных низкого и более высокого уровней. Основной объем информации занимают электронные образы ГТД, ДТС, ТД, паспорта ТС, сведения о таможенных правонарушениях, а также различные статистические справки. В то же время актуализация программного обеспечения и обновления баз данных нормативно-справочной информации осуществляется в обратном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: