СППР - компьютерная информационная система, используемая для поддержки различных видов деятельности при принятии решений в ситуациях, где невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему, которая полностью выполняет весь процесс решения. Процесс принятия решений состоит из: сбор данных, распознавание проблемы, формулировка концептуальной модели, анализ, поиск допустимых решений, проверка правильности решений, генерация решений, выполнение. СППР предназначены для решения слабоструктурированных проблем. К слабоструктурированным относятся проблемы, которые содержат как количественные, так и качественные переменные, причем качественные аспекты проблемы имеют тенденцию доминировать. Неструктурированные проблемы имеют лишь качественное описание.Иногда структуру СППР представляют следующим образом: 1)система языковая (СЯ); 2)система знаний (СЗ); 3)система обработки проблем. СЯ по своему назначению аналогична интерфейсу "пользователь—система", который обеспечивает коммуникации между пользователем и всеми компонентами СППР. С помощью СЯ пользователь формулирует проблему и управляет процессом ее решения, используя предоставляемые системой языковые средства (синтаксические, семантические). СЗ содержит информацию о проблемной области. СЗ различаются по характеру содержащихся в них данных и по используемым методам представления знаний (иерархические структуры, семантические сети, фреймы, системы продукций, исчисление предикатов и др.). Система обработки проблем или проблемный процесс (ПП) является механизмом, связывающим СЯ и СЗ.
|
|
СППР делится на два блока – блок моделей и экспертная поддержка.
Система поддержки принятия решений (СППР) позволяет:
- Извлекать данные из разнородных источников, включая неструктурированную информацию.
- Осуществлять многомерный анализ данных.
- Выполнять обработку статистических материалов.
- Моделировать правила стратегии деловой активности.
- Представлять результаты анализа в графическом виде.
- Проводить анализ вариантов по критерию «если что?».
- Использовать искусственный интеллект.
К комплексному решению задач с использованием СППР относят широко внедряемые в настоящее время так называемые электронный офис и экспертная поддержка принятия решений, базирующиеся на последних достижениях техники, программного обеспечения, автоматизации процессов управления.
Электронный офис предусматривает наличие совокупности стандартных моделей в предметной области, обеспечивающих решение задач без участия человека с использованием удаленных баз данных в реальном масштабе времени в рамках локальных, корпоративных и глобальных вычислительных сетей. При этом модели являются эталонами при решении задачи. Экспертный блок или экспертная поддержка принятия решений предусматривает наличие в системе специалистов предметной области, которые могут находиться на значительном удалении от должностного лица, выполняющего свои должностные обязанности, которые являются наиболее подготовленными в конкретной области. При решении нестандартной задачи должностное лицо выбирает таблицу с конкретным вопросом, которая направляется по линиям связи к специалистам-экспертам. Эта таблица заполняется ими в виде весовых коэффициентов и направляется лицу, пославшему эту таблицу. После обработки данных на рабочем месте на отображающем устройстве появляется один или несколько конкретных указаний решения заданной проблемы.
|
|
Информационные технологии | Признаки новизны | Примеры |
Традиционные | Считаются обычными. Хорошо освоены и используются во всех организациях | Телефон Радио Почта Пишущая машинка и т.д. |
Новые | Считаются обычными. Осваиваются и используются во многих организациях | Радиотелефон Мультимедия Электронная почта Текстовый процессор и т.д. |
Новейшие | Считаются необычными. Осваиваются и используются в немногих организациях | Mimio (электронная доска) IP-телефония и т.д. |
Зарождающиеся | Существуют прототипы | Электронная книга (Устройство для чтения. Тексты изданий продаются через Интернет) и т.д. |
Перспективные | Разрабатываются прототипы | ??? |
Вопрос 23,24. Цели, назначение и архитектура построения ЕАИС, основные компоненты. Базовые положения при разработке ЕАИС, этапы разработки.
Схема ЕАИС ФТС России
ФТС – ГНИВЦ – РТУ – Таможня – Таможенный пост – Сетевой экран – Рабочая станция
На каждом уровне ЕАИС есть своя база данных для хранения информации. Информация, полученная на нижних уровнях, передается в базы данных более высокого уровня. Центральный банк данных находится в главном информационно-вычислительном центре (ГНИВЦ). Специальными приказами устанавливается периодичность обмена информацией между базами данных низкого и более высокого уровней. Основной объем информации занимают электронные образы ГТД, ДТС, ТД, паспорта ТС, сведения о таможенных правонарушениях, а также различные статистические справки. В то же время актуализация программного обеспечения и обновления баз данных нормативно-справочной информации осуществляется в обратном порядке.