Отрасли прокурорского надзора. Полномочия прокурора при осуществлении надзора. Акты прокурорского реагирования на нарушение закона

 

В ходе осуществления надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и законностью правовых актов наиболее ярко проявляются суть и назначение прокурорского надзора в Российской Федерации, находит прямое проявление деятельность органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, охране прав и свобод личности, общества и государства.

 

Задачи надзора: выявление нарушений закона; установление причин и условий, способствующих нарушениям закона; принятие мер к устранению нарушений закона; принятие мер по предупреждению нарушений закона; принятие мер к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов; установление лиц, допустив­ших нарушения законов; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.

 

Предмет надзора включает: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных актов не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

Полномочия прокурора по осуществлению возложенных на него функций по надзору за исполнением законов условно подразделяются на две группы: а) полномочия по выявлению нарушений закона и б) полномочия по устранению и предупреждению обнаруженных правонарушений.

 

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о прокуратуре считаются протест, представление, постановление и предостережение.

 

Протест - акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. Прокурорский протест направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Прокурорский протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения прокурорского протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.

 

Представление - акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ РФ "О Прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурорам или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Постановление - акт прокурорского надзора. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. П.п. о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

 

Предостережение - акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При неисполнении требований, изложенных в П. п., должностное лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к установленной законом ответственности.

 

Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.

 

Система органов юстиции: задачи, основные функции и полномочия.

Система органов юстиции состоит из:

 

* Министерства юстиции РФ;

 

* министерств юстиции республик, входящих в состав РФ, управлений (отделов) юстиции краев, областей, автономных округов, автономной области, Москвы и Санкт-Петербурга;

 

* органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. В систему Министерства юстиции входят учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют некоторые управленческие функции - нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:

 

1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Это направление реализуется путем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, вносимых в Федеральное Собрание Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.

2. 4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов, входящую в систему органов Министерства юстиции.

3. 7. Организация и развитие системы юридических услуг. В области оказания правовых услуг гражданам и юридическим лицам Министерство юстиции сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов; обязано способствовать развитию системы юридических услуг. Его органы регистрируют и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг; участвуют в правовом просвещении граждан.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: