Специфика английской просветительской литературы

Народная литература.

Особым явлением была рыцарская литература, воспеваю­щая дух войны, вассального служения, поклонения прекрас­ной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, побе­дах, эти произведения использовали живой разговорный язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» прославля­ются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и своего короля.

Из всех национальных эпосов феодального средневековья наиболее цветущим и разнообразным является эпос французский. Он дошел до нас в виде поэм, именуемых "жестами" ("песни о деяниях" или "песни о подвигах"). Самые ранние поэмы представляют собой переработку более старых поэм или песен. Поэмы предназначались для пения, одна и та же мелодия – сквозная для всей поэмы. Исполнители и авторы – жонглёры. Рыцарские романы впервые появились во Франции. Пожалуй, самым знаменитым автором их стал Кретьен де Труа (XII в)., использующий в своих произведениях античную традицию и кельтский героический эпос. Одним из трех обширнейших эпический циклов, разработанных в средневековой литературе, был так называемый Артурианский цикл. Артур — фигура полумифическая, видимо, один из героев борьбы кельтов против англов, саксов и ютов. Хроника об Артуре была впервые записана в XII в. Артур и его двенадцать верных рыцарей разбивают во многих сражениях англо-саксов. С легендой о королевстве Артура тесно связана другая легенда — о святом Граале — чаше причастия, в которой была собрана кровь Христа. Грааль стал символом мистического рыцарского начала, олицетворением высшего этического совершенства.

 

3 темы: 1) оборона родины от внешних врагов 2) верная служба королю 3) междоусоб. феодал. войны. Первые 2 темы связаны с образом Карла Великого. (800 г. – коронация). В поэмах – идеализирован, всегда справедлив, ласков, но умеет быть суровым. Грозен для изменников и непобедим. Бог ему помощник во всех делах. В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения (как на латинском, так и на народных языках). Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, «Литургия пьяниц»), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны.

В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья — животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных — хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом льве Нобле, в поведении которых легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма «Роман о Лисе».

 Городская литература XIV — XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни. В городской поэзии появились немецкие поэты — певцы из ремесленно-цеховой среды — мейстерзингеры (буквально — мастер-певец). Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. Поэзии мейстерзингеров не были полностью чужды и религиозно-дидактические мотивы, хотя в основном творчество их носило светский характер. Наиболее известными мейстерзингерами были Г.Сакс, Х.Фольц, Г.Фогель и др.

В этот же период появляется новый жанр городской литературы — прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.

 

20

Исторический контекст германии 17 века (А вообще тут будет Англия, ибо тут авторы англичане, и я хз, при чём тут Германия) и развитие литературы. Д. Дефо и Свифт.

Специфика английской просветительской литературы.

Историческое своеобразие английского Просвещения определяется тем, что оно развивалось в стране, где уже произошла буржуазная революция. Поэтому в нем можно выделить два направления: консервативное, буржуазно-охранительное, представители которого стремились идеализировать буржуазные отношения (Д. Дефо, С. Ричардсон), и критическое, радикальное направление, внутри которого формируется отрицательное отношение к буржуазному прогрессу и укрепляются гуманистические демократические тенденции (Д. Свифт, Г. Фильдинг).

Для английской литературы 18 века характерен прежде всего жанр романа, развитие которого проходило под глубоким воздействием философских идей материалистического сенсуализма (Д.Локк). Сенсуализм открывает роль опыта в познании, разрушает декартовскую теорию врожденных идей. Отсюда интерес писателей к изучению социальной среды как мощного фактора, формирующего характер человека (Д. Дефо, Г. Филдинг). Это художественное открытие английского просветительского романа вступает в известное противоречие с присущим просветителям представлением о человеческой природе как неизменном универсальном начале, что создает так называемую двойную мотивировку в реализме 18 века.

Во второй половине 18 века, когда особенно обостряются все общественные противоречия, в Англии формируется сентиментализм, в котором явственно ощущается критическое отношение к буржуазному прогрессу (Д.Томсон, Э. Юнг, Т. Грей, Л. Стерн). Глубокое воздействие на сентиментализм оказали философские идеи идеалистического сенсуализма (Д. Юм), на что следует обратить внимание при изучении данной темы.

XVIII век – эпоха мирного поступательного развития для Англии. Здесь назревает промышленный переворот и меняется социальная структура общества. Революция 1689 г. привела к компромиссу между властью и экономикой. В культурном плане для Англии характерна умеренность. Культуру этого периода считают морализаторской. Достоянием этой культуры считают умение наблюдать и анализировать жизнь. Моральные уроки возникают из самой жизни. В «Опыте о человеческом разуме» Джон Локк объясняет, что нужно для современного человека. На этой основе Локк развивает свою педагогическую программу, выраженную в трактате «О воспитании». Локк признаёт социальное равенство, создаёт концепцию естественного человека. Он создаёт программу единого общества и тотального воспитания. Направления английского Просвещения:

1. Критическое, реализовывалось в сатире (Джонатан Свифт, Тобиас Смоллетт, Шеридан);

2. Апологетическое (Аддисон, Стил, Даниэль Дефо);

3. Умеренное (Ричардсон, Филдинг).

Раннее Просвещение наиболее разнообразно и богато. Воздействие на литературу оказал классицизм. Самым последовательным его сторонником был Александр Поуп. Он был универсалом. В своей сатире он активно нарабатывает опыт аллегорического представления нравов и сословий. Он создаёт традицию использования подставных повествователей. Поуп создаёт Мартина Скриблеуса, ревнителя идей классицизма. Его целью было воспитание правильного вкуса. Он создаёт полноценную программу в «Опыте о критике». Поуп использует французский классицизм, соотнося его с национальными условиями. Подражание античности он сочетает с подражанием природе. Постулируется естественность и нестрогость правил. Остаётся главный критерий – соотношение формы и содержания. Свои представления Поуп излагает в поэме «Дунсиада» и в переводе «Илиады» и «Одиссеи». Из этой поэтики всеми заимствуется идеал естественности. На основе этой программы английская литература становится обширной по своим жанровым проявлениям, но особенно – в прозе и драматургии.

Драматургия обращается к живой повседневности. Появляется жанр «мещанской драмы». Первый образец этой драмы даёт Джордж Лило. Основными ценностями для героев-буржуа становятся семья и дом. В этом жанре добились успеха Ричард Стил и Джон Гей. У Джона Гея драма является орудием сатиры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: