Причины возникновения такой сложной ситуации — борьба за сферы влияния, за передел мира и обострившиеся противоречия между двумя военно-политическими блоками: Антантой (Россия, Англия, Франция) и Тройственным союзом (Австро-Венгрия, Германия, Италия).
Характер войны захватнический империалистический. Россия хотела закрепиться на Балканах, завладеть Черноморскими проливами и захватить польские земли Австрии и Германии.
Поводом послужило убийство 28 июня 1914 г. в Сараево сербским националистом наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда. Это событие резко обострило отношения между Австро-Венгрией и Сербией.
Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Она приняла все требования за исключением ввода ограниченного контингента войск на территорию Сербии. Россия потребовала от Австро-Венгрии продлить срок ультиматума. Но эти шаги не увенчались успехом, и 28 июля 1914 г. Австрия объявила войну Сербии.
Германия, видя, что Россия не ответила на их ультиматум о прекращении всеобщей мобилизации, объявила ей войну 1 августа 1914 г.
С самого начала войны в Европе образовалось два фронта — Западный (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России).
В ноябре 1914 г. в войну против России вступила Турция. Образовался Кавказский фронт.
Перед Россией стоял выбор: либо провести реформы и выйти из войны, либо была возможна угроза революции.
В октябре 1917 г. Временное правительство было устранено, а власть перешла к большевикам.
3 марта 1918 г. был подписан Брестский мирный договор, по которому Россия теряла значительную часть своей территории, отошедшей к Германии.
В результате революции в Австрии и Венгрии на развалинах империи образовались новые государства: Чехословакия (Чехия и Словакия объединились) и Королевство хорватов, сербов и словенцев (в дальнейшем Югославия).
Итогом войны стало образование в ходе революций новых государств, распад Российской, Австро-Венгерской, Германской и Османской империй. В войне участвовало всего 33 государства. На фронте погибло свыше 10 млн человек, ранено около 20 млн человек. Было разрушено большое количество городов, железные дороги, мосты. Миллионы людей утратили гражданство.
Русская культура начало 20 века «Серебряный век».
Русская философия. Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других — достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.
Русский театр.
Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.
Живопись.
Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).
Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).
Русская музыка. В музыкальной сфере — это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.
И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.
Русская литература.
Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории — Серебряный век.
А) Символизм
С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, это направление стало специфическим мировым явлением.
Черты символизма
Основные черты этого литературного течения:
Двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
Особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
Особое значение звукописи,
Мистические и религиозные мотивы и др.
Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.
б) Русский акмеизм
(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.
Черты акмеизма
Основные черты акмеизма:
Философия действия,
Приятие мира,
Переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
Живописность образа,
Мужественность восприятия мира и жизни,
Вес конкретного значения слова и др.
Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.
в) Русский футуризм
В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:
Обращенность к будущему,
Ощущение грядущих перемен,
Отрицание классического наследия,
Урбанизм,
Поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.
В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И. Северянин и др.
Специфика русского реализма этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:
Романтизма (М.Горький),
Натурализма (П.Боборыкин),
Символизма (Л.Андреева)
Февральская революция 1917.