Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса

Причины возникновения такой сложной ситуации — борьба за сферы влияния, за передел мира и обострив­шиеся противоречия между двумя военно-политиче­скими блоками: Антантой (Россия, Англия, Франция) и Трой­ственным союзом (Австро-Венгрия, Германия, Италия).

Характер войны захватнический империалистический. Рос­сия хотела закрепиться на Балканах, завладеть Черноморски­ми проливами и захватить польские земли Австрии и Германии.

Поводом послужило убийство 28 июня 1914 г. в Сараево сербским националистом наследника австрийского престо­ла эрцгерцога Франца-Фердинанда. Это событие резко обо­стрило отношения между Австро-Венгрией и Сербией.

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Она при­няла все требования за исключением ввода ограниченного контингента войск на территорию Сербии. Россия потребо­вала от Австро-Венгрии продлить срок ультиматума. Но эти шаги не увенчались успехом, и 28 июля 1914 г. Австрия объ­явила войну Сербии.

Германия, видя, что Россия не ответила на их ультиматум о прекращении всеобщей мобилизации, объявила ей войну 1 августа 1914 г.

С самого начала войны в Европе образовалось два фронта — Западный (в Бельгии и Франции) и Восточ­ный (против России).

В ноябре 1914 г. в войну про­тив России вступила Турция. Образовался Кавказский фронт.

Перед Россией стоял выбор: либо провести реформы и выйти из войны, либо была возможна угроза революции.

В октябре 1917 г. Временное правительство было устра­нено, а власть перешла к большевикам.

3 марта 1918 г. был подписан Брестский мирный до­говор, по которому Россия теряла значительную часть своей территории, отошедшей к Германии.

В результате революции в Австрии и Венгрии на раз­валинах империи образовались новые государства: Чехословакия (Чехия и Словакия объединились) и Королевство хорватов, сербов и словенцев (в дальнейшем Югославия).

Итогом войны стало образование в ходе революций новых государств, распад Российской, Австро-Вен­герской, Германской и Османской империй. В войне участвовало всего 33 государства. На фронте погибло свы­ше 10 млн человек, ранено около 20 млн человек. Было раз­рушено большое количество городов, железные дороги, мо­сты. Миллионы людей утратили гражданство.

Русская культура начало 20 века «Серебряный век».

Русская философия. Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой интеллектуальной мысли. Работы В. Соловьева П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других — достоянием современной им интеллигенции и вошли в сокровищницу мировой философии.

Русский театр.
Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.

 

Живопись.


Новые направления характерны и для живописи и скульптуры (Мир искусства, «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).

Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).


Русская музыка. В музыкальной сфере — это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.


И, конечно же, литература России. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.

Русская литература.  
Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории — Серебряный век.


А) Символизм

С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, это направление стало специфическим мировым явлением.

 

Черты символизма

Основные черты этого литературного течения:

Двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),

Особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,

Особое значение звукописи,

Мистические и религиозные мотивы и др.

Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.

б) Русский акмеизм

(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.

 

Черты акмеизма

Основные черты акмеизма:

Философия действия,

Приятие мира,

Переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,

Живописность образа,

Мужественность восприятия мира и жизни,

Вес конкретного значения слова и др.

Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.


 в) Русский футуризм

В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:



Обращенность к будущему,

Ощущение грядущих перемен,

Отрицание классического наследия,

Урбанизм,

Поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.

В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И. Северянин и др.


Специфика русского реализма этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:


Романтизма (М.Горький),

Натурализма (П.Боборыкин),

Символизма (Л.Андреева)

 

Февральская революция 1917.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: