Начало российского парламентаризма. Деятельность Государственной думы 1906-1907

 

Парламентаризм — это сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой при сложившейся выборной системе власти. Деятельность I и II Госу­дарственной думы ознаменовали начавшееся превраще­ние самодержавия в конституционную монархию и начало россий­ского парламентаризма.

В феврале 1905 г. царь подписывает манифест о создании законосовещательного органа для разработки законодательных предложений – Государственной Думы. 11 декабря 1905 г., в разгар вооруженного восстания в Москве, был издан закон о выборах в Государственную Думу. Первая Государственная Дума работала с 27 апреля по 9 июля 1906 г. Главный вопрос - аграрный.

Вторая Государственная Дума (20 февраля – 3 июня 1907 г.) работала в обстановке упадка революции. Многие рабочие были отстранены от выборов, в стране шли аресты. По-прежнему главным вопросом был аграрный. Единство во взглядах на решение этого вопроса не было достигнуто, дума была распущена.

Третья Государственная Дума (1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г.) просуществовала почти 5-летний срок. Больше всего голосов в ней принадлежало октябристам. Царизм хозяйничал в думе, поэтому она открыто принимала реакционные законы.

Деятельность четвертой Государственной Думы (15 ноября 1912 – 6 октября 1917 г.) проходила в условиях подготовки и проведения первой мировой войны, революционного кризиса и революции. С началом первой мировой войны ход работы думы был нарушен, заседания проводились нерегулярно. С началом Февральской революции заседания думы были прерваны, хотя формально она продолжала существовать до октября 1917 г.

Итак, Государственные Думы были первым опытом представительного правления в России. С думой связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя.

 

Столыпинская аграрная реформа и ее причины, цели, последствия

 

Столыпин Петр Аркадьевич - глава Министерства внутренних дел, глава Совета министров.

Идея Столыпина, высказанная им в разгар революционного движения, заключавшаяся в том, что сначала стране необходимо успокоение, а уж затем – реформы, легла в основу программы правительства.

Одной из серьезнейших проблем того времени являлся аграрный вопрос. Именно он спровоцировал во многом революционные события 1905 – 1907 гг.

Начатая в 1906 г. аграрная реформа Столыпина предусматривала:

-передачу надельных земель в собственность крестьян;

-постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;

-широкое кредитование крестьян;

-скупку помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;

-землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Эти меры вскоре дали заметные результаты. Итогом аграрной реформы П. А. Столыпина стало увеличение площадей посевных земель, рост экспорта зерна, уход от феодальных пережитков, увеличение производительных сил в деревнях. В соответствии со статистическими данными, из общин вышли до 35% крестьян.

Учитывала земельная реформа Столыпина и проблему перенаселенности центральных районов России. Предполагалось разрешить проблему недостатка земель при помощи переселения части крестьян в другие районы, например, за Урал. Правительство выделяло немалые суммы для обустройства поселенцев, прокладки дорог, медицинского обеспечения.

Реформа Столыпина не смогла полностью разрешить проблему голода и аграрного перенаселения центральных областей страны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: