Нравственные отношения

Предмет и функции этики. 

Этика – раздел философии; наука о нравственности и морали; исследование того, как люди должны поступать по отношению к другим с точки зрения сохранения и культивирования человеческого в человеке.

Предметом этики является мораль как форма индивидуального и общественного сознания, общие закономерности их бытия и нравственность.

1. Регулятивная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и многогранности воздействия на личность мораль шире права. Свои регулятивные возможности она осуществляет при помощи норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикет).

2. Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.

3. Познавательная (гносеологическая) функция. Предполагает познавание не объективных характеристик, а смысла явлений в результате практического освоения. Благодаря этой функции, этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственною поведения.

4. Воспитательная функция. Приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

5. Оценочная функция. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.

6. Мотивационная функция. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Чистые и благородные мотивы – важнейший элемент нравственного поведения личности.

7. Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку

 2. Соотношение понятий “этика”, “мораль”, “нравственность”.

Мораль – совокупность нравственных ценностей и норм, регулирующих поведение человека, мораль исторически изменчива, и зачастую сводится к сумме требований и намерений субъективного характера.

Этика – раздел философии; наука о нравственности и морали; исследование того, как люди должны поступать по отношению к другим с точки зрения сохранения и культивирования человеческого в человеке.

Нравственность – представляет собой не просто знания и намерения поступать в русле добра, а саму реализацию добра в деятельности и поступках людей как людей.

Природа и исторические формы нравственности (коллективистская, сословная, индивидуалистическая).

Принцип коллективизма (общинности)

Для традиционной морали общность, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе, достижения одного вызывают у всего общества гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.

Единство и взаимность в сообществе поддерживались по золотому правилу нравственности:

· чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);

· относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).

Индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной.

Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности – знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу «отцы» и «дети»: низшие должны почитать высших, а высшие – заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.

Нравственность как реальность: поведение, нравы, отношения.

Нравы

обычаи, имеющие нравственное значение. В отличие от понятия нравственной деятельности, которое выделяет в поступках людей их целенаправленную сторону (каким образом они мотивированы, на осуществление каких моральных целей они направлены), понятие Н. имеет более описательный характер, фиксирует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Наряду с нравственным поведением существует безнравственное,строящееся на ненависти и несправедливости. Нравственное поведение реализует совокупность нравственных стремлений человека, в то время как безнравственное разрушает его личность.

Нравственные отношения

особый тип обществ. отношений, которые составляют одну из сторон морали. Последняя не сводится к явлениям сознания, а есть социальный институт, объективированная воля общества, включающая определенные требования, которые люди должны выполнять независимо от своего усмотрения, и подкрепляющие их нравственные санкции (обществ. одобрение и осуждение). Н. о. – это совокупность зависимостей и связей, в которые вступают люди между собой по отношению к обществу и самим себе в процессе нравственной деятельности, посредством которых осуществляется регулирование этой деятельности. Н. о. можно классифицировать по их содержанию, по форме, в которой в них выступает долженствование, и по способу обществ. связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: