В основе торгово-экономической политики правительства находилась модная в Европе в то время теория меркантилизма. Она рекомендовала систему мер, поощряющих развитие отечественной экономики и торговли: предоставление владельцам мануфактур определенных экономических льгот, искусственное ограждение производства от иностранной конкуренции, превышение, вывоза товаров из страны над ввозом.
Элементы меркантилизма в России наблюдались еще в XVII в., но в основном в области охраны интересов отечественной торговли, теперь же (при Петре I) экономическая политика была направлена на поощрение промышленного развития. Одной из форм меркантилизма является политика протекционизма — комплекс мер по закрытию внутреннего рынка Для иноземных товаров.
I Наглядным проявлением политики протекционизма в XVII в. был Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. В первой четверти XVIII в. орудием этой политики стал Таможенный тариф 1724 г., имеющий ярко выраженный покровительственный характер для товаров отечественного производства.
|
|
Таможенный тариф 1724 г. установил следующие пошлины на ввозимые (импортные) товары: 75% от стоимости на те товары, производство которых в России полностью удовлетворяет внутренний спрос; 50% — на те, отечественное производство которых почти полностью удовлетворяет потребность; 25% — на те, производство которых в стране явно недостаточно для внутреннего потребления; 10% — на те товары, которые вообще не производятся в России. Пошлина на вывозимые (экспортные) товары была определена в 3% от их стоимости.
Характерной чертой экономической политики Петра I были государственные монополии на товары (вино, соль, табак и т.д.) и принудительная роль государства (даже владельцы частных мануфактур состояли на службе). В 1721 г. было разрешено покупать крепостных крестьян к мануфактурам, появились так называемые посессионные крестьяне.
В результате последовательного проведения политики меркантилизма к концу царствования Петра I экспорт значительно превысил импорт: в 1726 г. экспорт составил 4,2 млн. руб., а импорт — 2,1 млн. руб.
В эпоху преобразований Петра I в экономическом развитии страны заметно повысилась роль внешнеторговых связей. Новые, приобретенные в ходе Северной войны порты (Нарва, Рига, Ревель, Выборг), в сочетании с петербургским портом, изменили направленность и размеры торговых связей России с Западной Европой. Если раньше страна имела возможность морских контактов с заграницей только через Архангельский порт и Белое море, то теперь эти возможности были в несколько раз увеличены. Об этом говорит даже количество кораблей, посетивших Россию в 1725 г.,— 914 кораблей (для сравнения: в 1701 г. в Россию прибыло 103 купеческих судна).
|
|
Развитию экономики и торговых связей способствовали организационные мероприятия, проведенные правительством Петра I. В 1703-1708 гг. был сооружен Вышневолоцкий канал, соединивший бассейн Волги с Балтийским морем (по линии: р.Волга - р.Тверца - р.Мста - Ильменское озеро - р.Волхов - Ладожское озеро - р.Нева). В 1718 г. началось строительство обводного канала вокруг бурного Ладожского озера (закончен после смерти Петра, в 1731 г., его длина составила 104 версты). В 1698 г. началась прокладка канала Волга-Дон (строительство было прекращено после неудачного Прутского похода). Разрабатывался проект (но остался неосуществленным) по сооружению канала, соединяющего Волгу с Москвой-рекой.
Билет № 18