Проблемы осуществления стабилизационной политики

Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. К их числу относятся:

а) временные лаги фискальной и монетарной политики;

б) несовершенство экономической информации;

в) изменчивость экономических ожиданий;

г) неоднозначность исторических аналогий.

Внутренний лаг — промежуток времени между моментом экономическо­го шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: измене­ние курса денежно— кредитной политики осуществляется по решению Цен­трального Банка, тогда как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

Внешний лаг — промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной по­литики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредитные инст­рументы воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.

Поскольку инвестиционные проекты планируются фирмами заблаговре­менно, то требуется время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Произ­водственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.

Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение де­нежной массы и процентной ставки, изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, отно­сительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на поде­шевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества, — тре­буется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изме­нили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары ока­жется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1-2 го­да. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

Автоматические стабилизаторы экономики частично разрешают эту про­блему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивно­го налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной по­литики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предска­зать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опере­жающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необхо­димую информацию о возможных колебаниях экономики.

Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической по­литики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий.

Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макро­экономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания опреде­ляются мерами экономической политики.

Когда в политике правительства и ЦБ происходят изменения, то изме­няются и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Для того чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозиро­вать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономичес­кие модели. Уравнения моделей должны изменяться в соответствии с измене­ниями в политике.

Однако обратное воздействие политики на формирование ожиданий очень сложно формализовать и "просчитать". Поэтому любые макроэконо­мические модели в известной мере несовершенны, и Р.Лукас критически оце­нивает их использование для оценки эффективности экономической политики. В связи с этим в современной экономической теории появился особый тер­мин — "критика Лукаса". В самом общем виде его содержание сводится к тому, что традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.

Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционнной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции может быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, харак­теризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:

где - уровень инфляции прошлого года; - уровень инфляции двухгодичной давности, - уровень инфляции трехлетней давности и т.д.

Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей мо­дели равновесия "совокупный спрос — совокупное предложение":

1. - (уравнение совокупного спроса)

2. (уравнение кривой Филлипса, полученное из уравнения кривой AS)

3. (уравнение ожидаемой инфляции)

4. (уравнение уровня цен)

Внешними переменными модели являются госрасходы G, налоги Ta; де­нежное предложение M, ценовой шок . В результате решения модели выводят­ся вероятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфля­ции, которые могут послужить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.

При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуж­даться относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать былых "ошибок" при выработке своих решений. Это означает, что инерционная со­ставляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем во­все исчезает. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой ин­фляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD-AS не смогут оказаться абсолютно достоверны­ми, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.

Выбор между активной и пассивной экономической политикой зависит и от того, как оцениваются уроки истории. Мнение о стабилизационной поли­тике во многом основывается на представлении о том, какую роль она сыграла в истории: стабилизирующую или дестабилизирующую. Этот подход является особенно распространенным в переходных экономиках, в том числе и в России, где постоянно ведутся поиски исторических аналогий сегодняшней ситуации и в этой связи обсуждается опыт НЭПа, опыт реформ Столыпина и другие исто­рические прецеденты.

Однако различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окончательно разрешить вопроса о выборе мо­дели стабилизационной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: