Цель: выявить основные направления работы коуча в образовательных организациях различного типа.
Специфика организации коучинговой работы с детьми. Составление индивидуальных и групповых коуч-программ, работа с одарёнными детьми и детьми «группы риска». Анализ индивидуального прогресса ребёнка в результате проведения коучинговой работы. Показатели эффективности работы коуча. Методы индивидуальных и групповых коуч-сессий с детьми. Основные проблемы и техника коуч-сессий в работе с педагогами.
Понятийный аппарат: коучинг, тренинг, консалтинг, наставничество, современная коуч-технология в учебном процессе, коучинговые технологии, образовательный процесс
Вопросы для обсуждения
- Специфика работы коуча с детьми дошкольного возраста.
- Основные проблемы младшего школьника, решаемые в ходе коуч-сопровождения.
- Коучинг в работе с сотрудниками образовательных организаций. Особенности психолого-педагогического просвещения в работе с педагогами.
- Межличностные конфликты в образовательной организации: источники, способы предупреждения и преодоления средствами коуч-технологий.
- Работа коуча, направленная на помощь педагогу в нахождении оптимального индивидуального стиля.
- Работа коуча, направленная на помощь педагогу в профилактике эмоционального выгорания.
- Профессионально-педагогическое общение и педагогика сотрудничества как одно из направлений коуч-сессий в образовательной организации.
Литература.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» – М.: ВЛАДОС, 2008. – 286 с.
3. Михайлова Е.А. Проблемы и противоречия воспитания в современной школе. [эл.ресурс] // Вестник Моск. ун-та. Сер. Педагогическое образование, 2011. №2. с. 121-128.
4. Бурменская Г. В. Возрастно - психологическое консультирование. - СПб.: Питер. 2008. -348с.
5. Боровских А.В., Розов Н.Х.- Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. [эл.ресурс] // Вестник Моск. ун-та. Сер. Педагогическое образование, 2011. №2. с. 3-10. http://www.knigafund.ru
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Г. В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. —М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416с.
7. Лаут Г.В., Брак У.Б., Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. I. Стратегия и методы/ Перев. с нем. В.Т. Алтухова;Науч. Ред. Рус. Текста А.Б.Холмогорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
8. Лаут Г.В., Брак У.Б., Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. II. Отклонения и нарушения/ Перев. с нем. В.Т. Алтухова;Науч. Ред. Рус. Текста А.Б.Холмогорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.
9. Федосеенко Е. В. Психологическое сопровождение подростков. - СПб.: Речь. - 2008. - 194с.
10. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с.: ил.
Семинарское занятие № 9 Коучинг в работе с семьёй по вопросам воспитания детей
Часа
Цель: выявить основные проблемы семейного воспитания и определить возможности коуч-сопровождения
Семья как институт социализации ребенка. Отклонения в воспитании ребенка как социально-педагогическая проблема. Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема. Социально-педагогические проблемы неполных семей в России. Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ. Организация работы коуча с семьёй одарённого ребёнка.
Понятийный аппарат: типы семейного воспитания, проблемы детско-родительских отношений.
Вопросы для обсуждения
- Различие методов работы с ребёнком и с родителями в работе коуча, правила и требования к проведению коуч-сессий.
- Сущность, содержание и возможности оказания психолого-педагогической помощи в решении типичных и нетипичных проблем семейного воспитания,
- Взаимодействие с семьей ребенка группы риска как базовое условие эффективности работы коуча.
- Основные вопросы и особенности коуч-сопровождения семей детей и подростков группы риска.
- Организация коуч-сопровождения детей и подростков для профилактики социальной дезадаптации.
- Технологии коучинговой работы с подростком, имеющим эмоционально-волевые нарушения.
- Объективные и субъективные критерии оценки результатов работы коуча по решению детско-родительских проблем.
Литература.
1. Гонеев, А.Д., Годовникова, Л. В. Работа учителя с трудными подростками [Текст]: учеб. пособие. – М.: Академия, 2014. – 240 c. (5 экз.)
2. Зотова Л.Э. Стратегия работы с «трудными» школьниками: методические рекомендации для учителей и родителей //Классный руководитель.- 2005.- №4.-С.53-62
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.
4. Олиференко, Л.Я., Шульга, Т.И., Дементьева, И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учеб. пособие: Рекомендовано УМО. – М.: Академия, 2014. – 256 c. (5 экз.)
5. Семейное образование: проблемы, поиски, решения: учеб. пособие для родителей и субъектов помощи семье / Ю. И. Калиновский, Т. П. Калиновская, И. Д. Кошкина, И. А. Стародубцева. - Соликамск: Изд-во СГПИ, 2008. - 228 с.
6. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Т. В. Андреева, А. А. Баранов, О. А. Карбанова и др.; под ред. А. А. Реана. - М.: АСТ, 2010. - 576 с.
7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 96 с.
8. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков: Учебное пособие. – М.:
Издательство: МПГУ, 2011. – 208с. // http://www.knigafund.ru/books/148987
9. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учеб. пособие для студ.учреждений высш. проф. образования / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 176 с.
10. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов — М.: ВЛАДОС, 2009., 320 стр.
11. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов — М.: ВЛАДОС, 2008., 352 стр.
12. Шмидт. В. Р. Психологическая помощь родителям и детям [Текст]: тренинговые программы. - М: Сфера, 2007. – 256 с.
13. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]. – М.: Академия, 2008. – 512 с.
14. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьей [Текст]. – М.: Дрофа, 2008. – 254с.