Основные направления в понимание проблемы компенсации

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь. - М., 1990). Выделяют 2 типа компенсации: внутрисистемная и межсистемная. Внутрисистемная – привлечение сохранных элементов пострадавших функций (использование остаточного зрения, слуха). Межсистемная – перестройка функциональных систем и включение в работу новых элементов из других структур, выполнение ими несвойственных ранее функций (компенсация глухоты за счет зрения, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности). Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности. Компенсация зависит от следующих условий: состав и структура нарушенных функций; индивидуальные особенности ВНД; возраст, в котором возникло нарушение; уровень физического и психического развития; степень тяжести нарушения; реакция личности на нарушение; социальные условия.

 

Основные направления в разработке проблемы компенсации:

1. религиозно-мистический (слово – необходимое условие и толчок для психического развития ребенка.Э. Келлер)

2. механистическое направление: а) биологический механизм (в к.19 века. На основе упрощенного понимания работы мозга: вырабатывается определенный объем энергии, который равномерно распределяется по всем органам, если куда-то не попало, то распределяется между оставшимися. И ничего не поделаешь с этим); б) личностный механизм (теория сверхкомпенсации Альфреда Адлера. У человека изначально комплекс малоценности. А уж у дефективного-то и подавно, комплекс неполноценности, от которого он хочет избавиться путем превосходства в какой-то другой области).

3. Направление ЛСВ. В его теории о компенсации можно выделить ряд положений: а) положение о структуре дефекта (чем ближе к первичному дефекту, тем сложнее коррекция); б) вовлечение ребенка в социально значимую деятельность, развитие активных форм детского опыта; в) положение о связи специальных методик и общего воспитания, подчинение специального воспитания социальному, их взаимосвязь; г) трудовое воспитание, интеграция через деятельность; д) ребенок с дефектом – это не дефективный ребенок.

Полноценная компенсация возможна, когда дефект осознан.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: