Понятие о воображении

Что такое психология?

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в ХVI в. Психология это наука о психике и психических явлениях. Психология - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует.

Понятие «психика»

Психика это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Понятие об ощущении.

Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс -возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения.. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Виды ощущения.

· Интероцептивные ощущения. Отвечают за внутренние процессы, которые происходят в организме человека. Появляются с помощью рецепторов, которые находятся внутри мышц, на стенках органов. Такие ощущения нередко называют органическими.

· Экстероцептивные ощущения. С их помощью человек получает информацию из окружающего мира, они делятся на дистантные: обоняние, слух и зрение, а также контактные: осязание и вкус.

· Проприоцептивные ощущения. Играют основную роль в передаче сигналов о положении тела человека в пространстве. Они включают в себя статическое ощущение – равновесие, а также кинестическое положение – движение. Рецепторы находятся в суставах и в мышцах.

· Интермодальные ощущения. Такие ощущения сложно отнести к какой-то определенной модальности. Это тактильно–моторные, слуховые, а также вибрационные ощущения. Они особенно важны для людей с ограниченными способностями.

 

5. Свойства ощущений.

  1. Продолжительность. Время действия раздражителя.
  2. Интенсивность. Выражается в силе действия раздражителя.
  3. Качество. Особенные свойства, которые помогут отличить определенный вид ощущений от других.
  4. Пространственная локализация. У человека возникают ощущения через какой-то период времени, определенного временного отрезка не существует. Эти сведения получают с помощью зрительных или слуховых рецепторов.

Понятие о восприятии.

Восприятие – один из основных психических познавательных процессов формирующий в нашем сознании субъективную картину мира. Отражение в сознании человека происходит посредством прямого влияния на органы чувств, к которым относится зрение, слух, обоняние и осязание. От того на какую именно сенсорную систему оказывается воздействие зависят и методы восприятия. Именно перцепция даёт нам возможность осознавать, что с нами происходит и как мир влияет на нас.

7.Понятие о памяти.

Наш психический мир многообразен И разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно Длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.

Виды и процессы памяти.

Процессы. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Узнавание и воспроизведение – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. забывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Виды памяти.

- образная (память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).

- словесно-логическая (память на мысли, слова, понятия.)

- двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).

- эмоциональная (память на чувства. Это воспроизведение эмоциональной информации при повторной ситуации в которой она возникла).

- непроизвольная («запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить»).

- произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить.

- кратковременная от 30 сек. Здесь сохраняется информация, к которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде - она обрабатывается и интерпретируется

- долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена).

- оперативная (мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные операции. В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти).

 

Понятие о внимании.

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущест­венную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

10. Свойства и Виды внимания:

1.произвольное сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание носит всегда опосредованный характер. Произвольное внимание - всегда активное (по Джеймсу).

  2..непроизвольное. Связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.

Свойства.

1. Концентрация внимания — это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того. Что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

2. объем количество однородных предметов, которые охватывает внимание. 3. распределяемость внимания - возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций

4. устойчивость внимания — длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания.

5. переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

6. избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

7. отвлекаемость внимания является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Понятие о мышлении.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией.

Виды мышления.

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль).

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Операции мышлении.

Формы мышления.

Различают три основные формы мышления: понятие, сужде­ние и умозаключение.

Понятие — это форма мышления, в которой отра­жаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений.

Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения ме­жду предметами и явлениями окружающего мира и их свойст­вами и признаками. Суждение—это форма мышления, содержа­щая утверждение или отрицание какого-либо положения относи­тельно предметов, явлений или их свойств.

Умозаключение. Умозаключение – такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения—доказательство геометрических теорем.

Понятие о воображении.

Воображение — это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркивaем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих
представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: