Характеристика экзогенных факторов, вызывающих психическоенездоразвитие

 

Экзогенные психические расстройства включают болезни, обусловленные внешними факторами – черепно-мозговыми травмами, инфекциями и интоксикациями

Особая разновидность экзогенных заболеваний – психогении. Возникновение психогенных заболеваний связано с эмоциональным стрессом, семейными и социальными проблемами.

Внешние факторы делятся на две группы: Факторы косвенного действия — сюда относят инфекции, вирусы, болезни, приводящие к воспалительному процессу, в результате которого образуется рассматриваемая патология. Таким, например, является влияние загрязненной воды на появление онкологии. Факторы прямого действия — обстоятельства, непосредственно вызывающие рассматриваемую патологию. Такими являются, к примеру, паразитарные инфекции (эхинококк, вызывающий разрастающиеся кисты в легких).

Экзогенные факторы, вызывающие психическое недоразвитие: пренатальные, постнатальные, ранний период – вирусные инфекции матери во время беременности (корь, краснуха, гепатит). Чем раньше вредоносное воздействие, тем хуже последствия для ребенка. Плод человека наиболее чувствителен к вирусам на ранних стадиях внутриутробного развития, когда происходят образование важнейших органов и васкуляризации плаценты (период органогенеза и плацентации). Обладая особым сродством к клеткам, имеющим высокий уровень обменных процессов, вирусы особенно часто поражают эмбриональные ткани, находящиеся в момент инфицирования в активной стадии своего формирования. Вирусные поражения плода имеют разнообразный характер. На ранних стадиях внутриутробного развития вирусы могут вызывать гибель эмбриона, при этом беременность заканчивается самопроизвольным абортом. Если инфицирование эмбриона произошло в первые семь недель беременности, то возможно возникновение пороков развития, совместимых с жизнью. В таких случаях плод рождается обычно со множественными аномалиями развития. Наконец, проникновение вирусов в плод на поздних стадиях развития может приводить к развитию инфекционного заболевания, выявляемого уже в период новорожденности.

Хроническая инфекция – сифилис, токсоплазмоз, хронические тяжелые заболевания матери. Эндокринные заболевания, сердечно – сосудистая, дыхательная патология матери.

Интоксикация плода: наркотическая, алкогольная, лекарственная, рентгенновское облучение, воздействие радиации. несовместимость крови матери и ребенка. Внутриутробная гипоксия. Внутриутробная гипоксия плода способна проявиться по причине большого скопления околоплодных вод (многоводие) и при неправильном положении тела ребенка в утробе матери в течение длительного периода времени.

 

Психологическое заключение. Формулирование выводов и рекомендаций по итогам психологического обследования аномальных детей.

 

Общие положения технологии составления заключения

После проведения анализа данных, полученных в ходе углубленного обследования, составляется развернутое пси­хологическое заключение. В нем на основе анализа резюми­руются наиболее важные особенности развития ребенка, обоб­щенными словами описывается совокупный комплекс пока­зателей развития, основные, выступающие на первый план, его характеристики. В первую очередь отмечается соответ­ствие (или несоответствие) уровня актуального развития ре­гуляторной сферы, познавательной деятельности и поведе­ния ребенка условно нормативному развитию, тому соци­ально-психологическому нормативу, который характерен для данного учреждения образования. Обобщенно оценивается актуальный уровень адаптации ребенка к конкретной образовательной среде и делается прогноз дальнейшего развития ребенка как в благоприятных, так и в неблагоприятных для него условиях. Описываются возможные причины механизмы выявленных особенностей развития и пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательные проведения тех или иных коррекционно-развивающих мероприятий, рекомендуемые консультации специалистов профиля.

По возможности описанные особенности соотносятся тем или иным видом дизонтогенеза (отклоняющегося развития). Подобная краткая формулировка с описанием типа отклоняющегося развития может быть представлена как психологический диагноз, на основании которого с уче­том причин, социальных условий развития ребенка и, ес­тественно, уровня сформированности психических процес­сов, функций дается вероятностный прогноз дальнейше­го развития.

Постановка развернутого, обоснованного дифференциаль­но-типологического диагноза и вероятностный прогноз даль­нейшего развития в различных ситуациях (например, при адекватной коррекционной помощи в дополнение к пребыва­нию ребенка в системе специального образования) является чрезвычайно важным этапом для понимания необходимости и обоснованности обучения ребенка по данной образователь­ной программе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: