Экзогенные психические расстройства включают болезни, обусловленные внешними факторами – черепно-мозговыми травмами, инфекциями и интоксикациями
Особая разновидность экзогенных заболеваний – психогении. Возникновение психогенных заболеваний связано с эмоциональным стрессом, семейными и социальными проблемами.
Внешние факторы делятся на две группы: Факторы косвенного действия — сюда относят инфекции, вирусы, болезни, приводящие к воспалительному процессу, в результате которого образуется рассматриваемая патология. Таким, например, является влияние загрязненной воды на появление онкологии. Факторы прямого действия — обстоятельства, непосредственно вызывающие рассматриваемую патологию. Такими являются, к примеру, паразитарные инфекции (эхинококк, вызывающий разрастающиеся кисты в легких).
Экзогенные факторы, вызывающие психическое недоразвитие: пренатальные, постнатальные, ранний период – вирусные инфекции матери во время беременности (корь, краснуха, гепатит). Чем раньше вредоносное воздействие, тем хуже последствия для ребенка. Плод человека наиболее чувствителен к вирусам на ранних стадиях внутриутробного развития, когда происходят образование важнейших органов и васкуляризации плаценты (период органогенеза и плацентации). Обладая особым сродством к клеткам, имеющим высокий уровень обменных процессов, вирусы особенно часто поражают эмбриональные ткани, находящиеся в момент инфицирования в активной стадии своего формирования. Вирусные поражения плода имеют разнообразный характер. На ранних стадиях внутриутробного развития вирусы могут вызывать гибель эмбриона, при этом беременность заканчивается самопроизвольным абортом. Если инфицирование эмбриона произошло в первые семь недель беременности, то возможно возникновение пороков развития, совместимых с жизнью. В таких случаях плод рождается обычно со множественными аномалиями развития. Наконец, проникновение вирусов в плод на поздних стадиях развития может приводить к развитию инфекционного заболевания, выявляемого уже в период новорожденности.
Хроническая инфекция – сифилис, токсоплазмоз, хронические тяжелые заболевания матери. Эндокринные заболевания, сердечно – сосудистая, дыхательная патология матери.
Интоксикация плода: наркотическая, алкогольная, лекарственная, рентгенновское облучение, воздействие радиации. несовместимость крови матери и ребенка. Внутриутробная гипоксия. Внутриутробная гипоксия плода способна проявиться по причине большого скопления околоплодных вод (многоводие) и при неправильном положении тела ребенка в утробе матери в течение длительного периода времени.
Психологическое заключение. Формулирование выводов и рекомендаций по итогам психологического обследования аномальных детей.
Общие положения технологии составления заключения
После проведения анализа данных, полученных в ходе углубленного обследования, составляется развернутое психологическое заключение. В нем на основе анализа резюмируются наиболее важные особенности развития ребенка, обобщенными словами описывается совокупный комплекс показателей развития, основные, выступающие на первый план, его характеристики. В первую очередь отмечается соответствие (или несоответствие) уровня актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения ребенка условно нормативному развитию, тому социально-психологическому нормативу, который характерен для данного учреждения образования. Обобщенно оценивается актуальный уровень адаптации ребенка к конкретной образовательной среде и делается прогноз дальнейшего развития ребенка как в благоприятных, так и в неблагоприятных для него условиях. Описываются возможные причины механизмы выявленных особенностей развития и пути адекватной помощи ребенку, в том числе последовательные проведения тех или иных коррекционно-развивающих мероприятий, рекомендуемые консультации специалистов профиля.
По возможности описанные особенности соотносятся тем или иным видом дизонтогенеза (отклоняющегося развития). Подобная краткая формулировка с описанием типа отклоняющегося развития может быть представлена как психологический диагноз, на основании которого с учетом причин, социальных условий развития ребенка и, естественно, уровня сформированности психических процессов, функций дается вероятностный прогноз дальнейшего развития.
Постановка развернутого, обоснованного дифференциально-типологического диагноза и вероятностный прогноз дальнейшего развития в различных ситуациях (например, при адекватной коррекционной помощи в дополнение к пребыванию ребенка в системе специального образования) является чрезвычайно важным этапом для понимания необходимости и обоснованности обучения ребенка по данной образовательной программе.