Индивид, личность, индивидуальность. Взаимосвязь социального и биологического в личности

Индивид (лат. individuum - неделимое) - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
Личность - общественное существо, наделенное сознанием и представлена психологическими характеристиками, устойчивых, социально обусловленными и проявляются в общественных связях, отношениях с окружающим миром, другими людьми и определяют поведение человека.
Как индивид человек имеет такие признаки, как возраст, пол, образование, профессия, интересы. Личностью он становится в системе отношений с другими людьми. Личность - категория общественно-историческая. В ее характеристике главными признаками являются общественная сущность и социальные функции.
Каждая личность имеет присущий только ей набор черт и особенностей, который определяет ее индивидуальность.
Индивидуальность - неповторимое сочетание психологических особенностей и черт человека, определяет ее своеобразие и непохожесть на других людей.
Проявляется индивидуальность в чертах темперамента, характера, в способностях, особенностях и качествах психических процессов, в привычках и предпочтениях человека. Не существует двух людей с одинаковым сочетанием психических качеств. Индивидуальность присуща каждому человеку, но проявляется она по-разному: у одних людей ярко и сильно, в других - малозаметно.

Индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам.

11. Потребности, мотивы и цели.

  Потребность — субъективное состояние, отвечающее объектив­ной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит. В данном несложном определении есть психологическая тонкость. Это раз­ведение понятий нужды (объективной) и потребности (субъектив­ной). Возможно наличие у человека нужды, но отсутствие соответ­ствующей потребности как отраженного, вторичного состояния. Речь идет о психологическом уровне рассмотрения потребности, хотя она может существовать, изучаться и на уровне биологическом, эко­номическом, энергетическом. Потребность психологически представ­лена как состояние, выраженное посредством мотивов, пережива­ний, желаний, интересов, ценностей, установок.

Мотив (лат. moveo - двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступаетсмыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний,характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либоотрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуетсявнутренняя работа.






Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определеннойдеятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а ссамим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулахназывается положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называетсяотрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждахчеловека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.

Цель (психология) — субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности. Цельможет существовать в форме знания, представления или даже восприятия (при копировании картины,например)[1]. В психологической теории деятельности цель по отношению к мотиву выступает как егоконкретизированная, наглядная форма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: