Способности и задатки. Роль наследственности и социальных условий в развитии способностей. Одаренность,талант,гениальность

СПОСОБНОСТИ - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

По мнению Маклакова А.Г. всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки.

ЗАДАТКИ - предпосылки к развитию способностей. Могут быть врожденными и приобретенными при жизни.

Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей, т.е это качества, благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности. Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности.

Основные отличия задатков от способностей в следующем. Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения.

ТАЛАНТ - это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек.

Гениальный — это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов.

ОДАРЕННОСТЬ - наличие у человека задатков к развитию способностей, т.е. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Роль наследственности и социальных условий в развитии способностей. Анастази отмечает: «Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и средой...».

Например, у новорожденных близнецов проявляются не только общие, но и отличительные черты (один более молчалив, чем второй и т. п.).На первый взгляд парадоксальная ситуация: однояйцевые близнецы, волей судьбы воспитывающиеся в различных жизненных условиях, оказываются более похожими, чем те, которые воспитывались вместе.Такие неожиданные факты можно объяснить следующим: воспитывающиеся рядом дети не могут выполнять одинаковые роли в играх (например, в игре «Школа» действует только один учитель), кому-то необходимо уступать, им редко удается заниматься одним и тем же делом.Неизбежно между близнецами начинают складываться иерархические отношения.В случае раздельного воспитания в этом нет необходимости, и если ребенок от природы наделен организаторскими способностями, то они проявятся как у одного, так и у другого.Таким образом, подобного рода исследования позволяют считать влияние среды более значимым, чем влияние наследственности.

Сравнительный анализ роли среды и наследственности можно осуществить при помощи следующих способов:1) систематическое изменение условия обучения и воспитания;2) всестороннее изучение особенностей психики и поведения у детей, воспитанных в условиях различных социальных и национальных культур, различных типах семей;3) сопоставление особенностей психики и поведения гомозиготных (однояйцевых) и гетерозиготных (разнояйцевых) близнецов.

Говоря о влиянии наследственности и среды на развитие интеллектуальных способностей, трудно дать однозначный ответ.В одних ситуациях наследственность определяет формирование интеллектуальных способностей, в других такая связь не прослеживается.Межполовые различия в формировании способностей также не имеют четкого выражения, однако могут возрастать по мере взросления.Например, мужчины, занятые физическим трудом, могут иметь лучшую, по сравнению с женщинами, координацию движений, лучше ориентироваться в пространстве, понимать механические соединения.Женщины, в свою очередь, обладают лучшими речевыми способностями, более ловкими движениями, превосходством в скорости восприятия, запоминания, счета. Итак, социально-культурные факторы оказывают на формирование способностей более сильное влияние, чем биологические, однако и наследственность также крайне важна для их развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: