Мышление и воображение

Поиски опыта, который не может быть получен прямо из восприятия или путем припоминания конкретных фактов, а требует выводов из полученных знаний, представляют собой мыслительную деятельность, или процесс мышления.

Мышление является познавательным высшим процессом. Его можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Основная функция мышления – познание сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними, что является необходимым условием для использования их в практической деятельности. Прежде чем сделать что-либо, человек представляет, что надо делать и как он будет делать.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия определяет их уровень развития.

Специфический результат мышления – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного характера.

Особенность наглядно-образного мышления состоит в том, что мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием. Человек здесь привязан к действительности.

Мышление осществляется в процессе следующих мыслительных операций:

1) сравнениявыделенных объектов, т.е. установления сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками;

2) абстракции, когда субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки, отвлекается от остальных;

3) конкретизации, предполагающей возвращение мысли от общего к конкретному с целью раскрыть содержание;

4) обобщения – мысленного объединения предметов и явлений по их общим и индивидуальным признакам;

5) анализа – мысленного разложения явлений на составляющие части.

6) синтеза – мысленного воссоединения сложного предмета, явлений из элементов, познанных в поцессе его анализа.

Кроме рассмотренных видов и мыслительных операций имеются ещё и процессы мышления. К ним относятся:

1) суждения – это высказывания, содержащие определённую мысль;

2) умозаключения – серия логически связанных высказываний, из которых получается новое знание;

3) определение – система суждений о классе предметов (явлений), которые имеют общие признаки;

4) индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частного.

В процессе мышления существенную роль играют эмоции. Они могут как искажать, так и стимулировать мышление. Чувство придаёт мысли большую страстность, напряжённость, остроту, целеустремлённость и настойчивость. Без возвращённого чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков [16].

Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

1) интуитивный тип – характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым;

2) мыслительный тип – ему свойственен рационализм и преобладание левого полушария мозга над правым, логики над интуицией.

Мышление кратко характеризуется следующими особенностями.

1. Имеет опосредованный характер.

2. Опирается на имеющиеся у человека знания.

3. Отражает связи и отношения между предметами в словесной форме.

4. Связано с практической работой.

Внимание и память. Их функции

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Функциями внимания являются:

-обнаружение сигнала

-бдительность

--поиск

--избирательное внимание

-распределенное внимание

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Функции:-запоминания,-сохранения-воспроизведения информации

Виды внимания:

- Непроизвольное внимание (пассивное)- Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя

- Произвольное внимание -Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы.

- Послепроизвольное внимание -Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение

Виды памяти:

- Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств

- Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени

- Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока

- Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока

- Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение

Личность- сверхчувственное системное качество человека,которое форм. в процессе общения и взаимод. с другими людьми и в этих же отношениях проявляется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: