МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО ПЕДАГОГИКЕ
Составитель:
Антонов В.Н.,
к.п.н., доцент
Челябинск
2017
КУРСОВАЯ РАБОТА И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ
Требования к курсовой работе
1. Формулировка актуальности проблемы и темы, соответствие ее современному состоянию отечественной и мировой науки и практики.
2. Анализ научной и научно-методической литературы и периодики по теме курсовой работы.
3. Изучение и анализ истории исследуемой проблемы, ее практического состояния с учетом передового опыта учителей и воспитателей, лично приобретаемого педагогического опыта студента.
4. Проведение самостоятельного педагогического исследования: четкая характеристика предмета, объекта, целей и методов исследования, описание и анализ опытного обучения или воспитания.
5. Обобщение полученных результатов, формулирование практических рекомендаций.
6. Оформление работы в соответствии с требованиями стандарта. Объем курсовой работы - машинописный текст 40-50 страниц. Рекомендуемые поля со всех четырех сторон по 20 мм, нумерация страниц начинается со второй страницы, на которой размещается оглавление курсовой работы с указанием страниц параграфов и глав. Первая страница не нумеруется, она отводится титульному листу, образец оформления которого приведен в приложении 2.
7. Текст курсовой работы должен быть тщательно вычитан, все найденные ошибки аккуратно исправлены.
8. Курсовая работа сдается в машинописном варианте (с приложением в электронном виде) на рецензирование научному руководителю за месяц до защиты. При необходимости она дорабатывается по замечания рецензента, а затем публично защищается.
9. При оценке курсовой работы учитываются:
§ Научно–теоретический и идейно–политический уровень содержания, теоретическая обоснованность проблемы.
§ Проявление навыков самостоятельной работы по составлению рефератов, изучению и анализу литературных источников, выделению ведущих концепций, грамотному оформлению библиографии.
§ Использование методики научно–педагогического исследования.
§ Планомерный и систематический характер работы студента над темой курсовой работы.
§ Правильность оформления курсовой работы и своевременность ее сдачи.
Логическая последовательность выполнения курсовой работы
1. этап - подготовка к исследованию.
1.1. Определение методологических основ проблемы исследования:
- предварительный выбор темы на основе изучения литературы по проблеме исследования;
- определение объективной области исследования,
- определение объекта исследования;
- определение предмета исследования.
1.2. Подготовка к организации и проведению исследования:
- анализ специальной методической литературы и педагогического опыта по теме исследования и написание текста «Обзор методической литературы и педагогического опыта»;
- уточнение темы;
- формулирование гипотезы, цели и задачи исследования;
- выбор методов исследования и конкретной базы для проведения исследования (школы, класса, группы, УВК и т.д.)
2 этап - подготовка к проведению опытно-экспериментальной работы
1.1. Планирование опытной работы
- определение экспериментальной и контрольной группы;
- уточнение диагностической методики и методики наблюдений за изучаемыми объектами и их фиксация;
- разработка системы работы с детьми по теме исследования (планов-конспектов занятий, воспитательных мероприятий и других форм опытной работы);
- разработка методики анализа результатов исследования;
- получение консультаций у преподавателей, учителей и воспитателей в целях уточнения диагностических методик и возможности применения выбранных методов и приемов при проведении опытной работы
1.2. Проведение опытно-экспериментальной работы
- проведение констатирующего эксперимента;
- на основе анализа результатов констатирующего эксперимента планирование формирующего эксперимента, направленной на проверку гипотезы и осуществление задач педагогического исследования;
- анализ результатов формирующего эксперимента, внесение возможных уточнений гипотезы и содержания опытной работы с определением возможных позитивных и негативных результатов, определение психолого-педагогических условий ее эффективности и устранение негативных явлений;
- на основе анализа полученных выводов внесение уточнении - в следующую стадию формирующего эксперимента;
- заключительный контрольный эксперимент, анализ, вводы, возможные рекомендации..
3 этап - оформление курсовой работы
3.1. Завершение написания курсовой работы:
- написание введения;
- компоновка подготовленных текстов в главы;
- написание выводов;
- составление заключения;
3.2. Составление списка литературы
3.3. Составление списка иллюстраций.
3.4. Составление приложений.
3.5. оформление титульного листа.
Й этап - подготовка к исследованию
Выбор темы курсовой работы
Прежде чем выбрать тему курсовой работы. Вам следует определить «объектную область», «объект» и «предмет» исследования, т.к. каждая тема находится как бы в определенной системе координат.
Объектная область педагогического исследования - это область, сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования - это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Например, если избирается объектная область - методами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, то объектом исследования могут быть методы, формы, межпредметные связи, особенности обучения детей разным видам изобразительной деятельности.
Предмет исследования - это контрольная часть объекта. Например, если объектом избраны «Методы обучения детей лепке», то в качестве исследования может выступить любой из методов и приемов либо их сочетание.
Например, предметом исследования может быть - «Выставки натуральных предметов как метод ознакомления со средствами выразительности в создании образа».
В рамках выбранного предмета исследования предварительно определяется тема
Тема «Роль выставки натуральных предметов в выразительности работ по лепке детей старшего возраста».
Таким образом, соотношение между объектной областью, объектом и предметом исследования - отношения соподчинения сверху вниз. Иначе говоря, объект уже объектной области, предмет уже объекта. Причем сужение происходит за счет более легального рассмотрения, изучения. Границы между «объектной областью», «объектом» - «предметом» условны, подвижны, То, что в одном случае является объектом исследования, в другом может стать объектной областью.
Следует помнить, что основным критерием выбора темы курсовой работы является научный интерес студента, стремление расширить свои познания в определенной области, этот выбор должен быть результатом собственных размышления и идей, возникших на основе личных наблюдений, изучения теории и чтения периодических педагогических изданий.
Только в этом случае можно ожидать, что выполнение курсовой работы сыграет исключительно важную роль в формировании у студента профессиональной направленности, навыков самостоятельной работы с книгой и исследовательских умений.
Надо отметить, что по мере изучения педагогической литературы, педагогического опыта, самоанализа тема курсовой работы может уточняться, конкретизироваться, как и отдельные этапы исследования.