Наука в странах арабского Востока

Наука Византии

Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (в V в.) до эпохи Возрождения, что составляет около 10 столетий. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варва­ров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Но усиление роли религии в жизни общества является скорее не причиной «мрака», а его следствием и, более того, средством защиты человечества от деградации. Воз­никшее в I в. христианство, а позднее и ислам, создавали согласие в обще­стве, являлись мощным стабилизирующим фактором. Церкви и монастыри обеспечивали необходимый уровень грамотности и образования. Чтение и переписывание ученых книг было обязательным занятием в монастырях. Там создавались значительные по объему монастырские библиотеки, сохранявшие научное наследие. Монастыри обменивались рукописными книгами, ученые монахи не только комментировали тексты древних рукописей, но и обобща­ли знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и на­правлений. Религиозное воспитание предполагало высокую нравственность, формирование идеалов добра и справедливости.

Христианство было порождено развратом Римской империи и царящей там несправедливостью. Возникшее среди простолюдинов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государ­ственных деятелей. Константин Великий издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, по которому христиане получили возможность открыто исповедовать свою веру. Отказавшись от язычества, император перенес сто­лицу из Рима в Византию. Вскоре, в 325 г., Римская империя была разделе­на на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия. Каж­дой частью бывшей единой империи правил свой император. Позже Визан­тия была переименована в честь Константина Великого в Константинополь. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э., ког­да войсками германского племени скиров был свергнут последний ее им­ператор Ромул Августул. Восточная Римская империя — Византия существо­вала еще около тысячи лет. Возникшая христианская церковь уже к III в.

49

представляла собой централизованную систему с верховным управлением и являлась мощной и влиятельной политической организацией, ставшей со времен Константина оплотом государственной власти.

Византия существовала как христианская империя, единственно способ­ная сохранить наследие античности. Константинополь был последней кре­постью цивилизации. В библиотеках его монастырей хранились поэмы Го­мера, труды Аристотеля.

В середине IX в. под началом епископа Льва (нач. IX в. — 869 г.), про­званного Математиком, в Магнавском дворце была открыта высшая шко­ла. В Магнавской школе собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Монах Фотий составил сборник с пересказами и комментариями 280 античных рукописей. За свою ученость Фотий был удостоин сана патриар­ха, а император Василий поручил ему воспитание сына.

Лев Математик в своих трудах по механике и математике впервые исполь­зовал буквы как математические символы, подойдя тем самым вплотную к основанию алгебры.

Математические знания использовались византийцами на практике, в частности при постройке выдающегося сооружения — храма Св. Софии в Константинополе. Архитектура храма, его мозаика свидетельствуют о рас­цвете искусств и совершенстве техники Византии в VI в.

Обширные торговые связи Византии достигали Китая, Индии, Цейлона. Любознательные византийские путешественники добывали знания по гео­графии, зоологии, истории мало известных в Европе стран. К таким иссле­дователям относится Косма Индиковлефт — автор «Христианской топогра­фии» (VI в.).

В области космологии наибольшее влияние имела птолемеевская систе­ма мира, хотя были попытки возвращения к более ранним представлениям о плоской форме Земли.

Химические познания использовались в ремесленном производстве, в фармакологии.

В целом же о научных и технических достижениях Византии мы знаем очень мало. Это объясняется теми разгромами, грабежами, истреблением памятников науки и культуры, которые стали следствием нашествия внеш­них врагов Византии.

 

Наука в странах арабского Востока

Народы, жившие на восточных окраинах Римской империи, противились принятию христианства, которое отождествлялось с враждебным им прави­тельством империи. На этом фоне возник ислам, возвышение которого на арабском Востоке было внезапным и стремительным. Арабский Халифат — арабо-мусульманское государство возник под руководством Мухаммеда — религиозного и политического лидера. Наивысшего развития Халифат до­стиг в IX в. уже после смерти Мухаммеда. В его состав входили территории Аравийского полуострова, современных Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья,

50

Средней Азии, Северной Африки, Пиринеев. Возникшая арабская культура во многом восприняла достижения античного мира. Баг­дадские халифы покровительствовали наукам: земледелие требовало разви­тия геодезии, математики, военные походы и торговля стимулировали раз­витие географии, астрономии. На арабский язык были переведены сочине­ния греческих ученых, в частности Аристотеля, Птолемея, Архимеда. На арабский переводились и персидские, и индийские книги. Арабские ученые в целом восприняли и систематизировали знания античной цивилизации, придав им более рациональный характер. Прежде всего это касается мате­матики и астрономии.

Астрономия всегда занимала видное место в философских построениях. Арабы без изменений приняли теорию Птолемея, основной труд которого они перевели под названием «Альмагест». Не внеся изменения в теорети­ческие построения Птолемея, арабы существенно обогатили астрономию обширными наблюдениями, самыми точными для того времени. Выдаю­щийся астроном и математик Ал-Батани (около 850—929) в 910 г. в «Книге по астрономии» уточнил данные Птолемея, произвел вычисления с триго­нометрическими функциями. Им составлены таблицы тригонометрических функций, введено понятие «синус» («sinus»). Начиная с Х в. для астрономи­ческих наблюдений арабские астрономы использовали секстант, радиус ко­торого составлял 17 м.

Одной из вершин средневековой астрономии являются исследования среднеазиатского ученого и государственного деятеля Улугбека (1394—1449). Его астрономическая обсерватория, построенная в 1429 г., была оборудована уникальными приборами. В своем главном труде «Новые астрономические таблицы» Улугбек изложил теоретические основы астрономии, указал по­ложение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличавшиеся вы­сокой точностью.

Астрономия служила стимулом к развитию математики, оставаясь важ­ной сферой применения математических методов. Операции над числами стали более доступными после восприятия арабами в VIII в. позиционного принципа записи чисел, при котором значение каждой цифры определялось ее местом влево от конца цифрового ряда. Числовое значение увеличивалось в десять раз при перемещении цифры на одно место. Этот принцип появил­ся у индусов в V в., а в Европу он попал под названием арабской цифровой системы в XII в. Слово «сифр» (отсюда — «цифра») по-арабски означало «нуль». Существенное развитие у арабов получила алгебра как метод опе­рирования с неизвестными величинами и тригонометрия, используемая ара­бами в астрономии и геодезии.

Крупнейшим математиком арабского Востока был Ал-Хорезми (787—850). Именно благодаря сочинениям Ал-Хорезми в арабском мире распространи­лась индийская позиционная система записи чисел. Сохранился его трак­тат «Краткая книга об исчислении ал-джебры и ал-мукабалы».

«Ал-джебр» и «ал-мукабала» означали две простейшие алгебраические операции при решении уравнений. От термина «ал-джебр» и возникло на­звание раздела математики «алгебра». Имя Ал-Хорезми в латинизированной форме «Аlgorithmus» дало термин «алгоритм», оз­начавший вначале систему десятичной позицион­ной арифметики. Позднее этот термин приобрел другой смысл, используемый сегодня.

51

В математических сочинениях Омара Хайама (1040—1123) расширено понятие числа и на по­ложительные иррациональные числа, изложено решение алгебраических уравнений до третьей степени включительно. Интересно отметить, что еще в прошлом веке история зналя двух Хайамов: поэта Омара Хайама, автора знамени­тых философских четверостиший, и математи­ка Омара Ал-Кайя-ми. Оказалось, что это один и тот же человек. О. Хайам писал стихи на «фар­си», а научные работы — по-арабски. Он обла­дал необычайной памятью, мог запомнить наи­зусть целые книги. Хайам возглавлял астроно­мическую обсерваторию, разработал проект весьма точного календаря, отличавшегося от григорианского.

Отметим, что подобно грекам арабские мате­матики не использовали никаких алгебраических обозначений и все уравнения, математические преобразования записывали словами. Существо­вала так называемая риторическая алгебра.

Важный шаг арабскими учеными был сделан в развитии опытного естествознания. Крупнейшим естествоиспытателем стал великий хорезмийский ученый-энциклопедист Ал-Бируни (973 — около 1050). Он сконструировал множество экспери­ментальных приборов, призывал прибегать к опы­ту и проверять результаты исследований опытным путем. Бируни написал около 150 трудов по истории, геодезии, лингвисти­ке, математике. Он допускал возможность движения планет вокруг Солн­ца, указал на причину лунных фаз.

Бируни занимал должность советника шаха, руководил академией. Вок­руг него собрались замечательные ученые, среди которых выделялся АбуАли Ибн Сына (латинизированное имя Авиценна) (около 980—1037 гг.) — ученый, поэт, философ, врач.

Важнейшие достижения были получены арабами в области оптики. Ши­рокое распространение глазных болезней в пустынях и тропиках породило интерес к исследованию человеческого глаза.

Строение глаза было впервые описано философом и врачом античнос­ти Галеном (130—201), но в теории зрения Гален придерживался идей Пла­тона. Арабский ученый Ибн-ал-Хайтан (965—1020), известный на Западе как Альхазен, выдающийся астроном, физик и математик, впервые в на-

52

уке ушел от платоновской связи све­та со зрением. «Оптика» Ибн Ал-Хайтана явилась наиболее фунда­ментальным трудом в этой области в средневековье. Его 7-томный труд включает сведения о формировании зрительного восприятия, о свой­ствах зрения, в нем рассмотрена те­ория отражений зеркалами различ­ной формы, теория преломления света. Фундаментальный труд Аль-хазена, отличающийся новизной, оригинальностью, стройностью по­строения, появился в Европе в руко­писном переводе на латынь в XII в. и был издан лишь в 1572 г.

Большой интерес представляют труды арабских алхимиков, содер­жащие, наряду с фантастическими гипотезами, рациональные выводы и рецепты из области химической технологии, описание свойств ряда химических соединений, примеры их использования, в частности в медици­не. Спирт, который арабские алхими­ки научились производить, исполь­зовался только как антисептик. Сре­ди арабских алхимиков наибольшую известность получили Джабир Ибн-Хаян (около 721 — около 815) (латинизированное имя Гебер) и Ал-Рази (865—925). Арабскими алхимиками изобретены и описаны важнейшие для проведения химических экспериментов приспособления и оборудования: мензурки, колбы, тигли, горелки, шпатели и многое другое. И все же ал­химия для арабов была прежде всего средством, с помощью которого они пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир жизни и моло­дости.

Большое практическое значение для арабов имела география. Благода­ря огромной территории Халифата арабами заложены основы географичес­ких представлений об Азии и Северной Африке. Первой из известных арабских книг по географии является «Книга путей и государств», напи­санная в IX в. Ибн-Хордаубеком. Книги по географии создавались на основе многолетних путешествий, рассказов купцов, донесений чиновников. Гео­графические познания арабов обобщены в многотомном «Словаре стран», изданным в 1224 г.

53


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: