double arrow

Прогнозируемые результаты


Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.




Технологическая карта урока по ФГОС Конспект урока
Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками. Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.    
Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процессе каждого учебного действия. Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.
Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс. Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

1.Необходимо оформлять «шапку» технологической карты. Например:

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Тип урока: урок открытия нового знания.



Прогнозируемые результаты

личностные:

· учить проверять себя;

· учить давать оценку своим действиям;

· учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

· учить анализировать и выделять общее;

· учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

· вспомнить понятие однокоренные и родственные слова;

· дать уточненное определение термина «корень»;

· учить находить корень слова;

· учить подбирать родственные слова разных частей речи.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

2.Не стоит излишне «раздувать» технологическую карту урока. Это только затруднит ее использование во время занятия. Оптимальным вариантом является образец, который будет включать такие разделы:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
           

 

3.При желании в технологическую карту можно добавить графу «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.



5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

6.Следует не забывать, что урок должен иметь также воспитательный и развивающий характер. В технологической карте необходимо использовать соответствующие формулировки: «способствовать формированию (развитию или воспитанию) …» или «создать условия для формирования (развития или воспитания) …».

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.     Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.   - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Добрый день! - Вы готовы к нашему уроку?   Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.    

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовать детей. Проверить готовность к уроку.    
Интерактивная игра «Поделись позитивом». . - С каким настроением вы пришли на урок? - Те, у кого хорошее настроение, пусть встанут. - Подойдите к своим товарищам, которые сегодня «не в духе» и передайте им частичку своего позитива: скажите приятные слова, улыбнитесь и пожмите руку, обнимитесь и т.д. Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.   Создать позитивное настроение.

Актуализация знаний

Минутка чистописания (фронтально) Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений. Ос, ом, ло, бо Уж небо осенью дышало… Самостоятельно выполняют письмо по образцу Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради. Предметные: каллиграфическое написание букв, буквосочетаний Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии.
Словарный диктант (фронтально) Диктует слова, контролирует написание и объяснение орфограмм Ракета, погода, береза, картофель, желтый, шёл, огород. Выполняют письмо под диктовку (один ученик у доски, один – комментирует правильность написания), подчеркивают орфограммы. Личностные: контролируют свои действия. Предметные: запоминают словарные слова, учатся видеть орфограммы. Развивать грамотность, орфографичес-кую зоркость.
Грамматическая разминка (фронтально) Проводит беседу. Контролирует правильность ответов учеников - Какие слова мы записали? - Что значит «словарные слова»? - Давайте составим предложение со словом желтый. Деревья покрыты желтыми листьями. Желтые листья кружатся над землёй. - Выделим в предложении основу. - Определим, к каким частям речи относятся слова в предложении. - Скажите, о каком времени года мы составили предложение? Дают ответы на вопросы. Составляют предложения.   Называют основу предложения. Определяют, к каким частям речи относятся слова в предложении. Метапредметные: развитие словарного запаса, устной монологической речи. Предметные: определяют главные члены предложения, различают части речи. Развивать речь детей.     Актуализиро-вать знания детей о частях речи.

Постановка учебной задачи

Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально)     Организовывает проведение лингвистического исследования. - В последний месяц осени значительно холодает, и ночью могут наблюдаться заморозки. Что обозначает это слово? - Исследуем состав слова заморозок. - определите корень слова. Зам, мор, замор, мороз. - запишите корень на стикер и прикрепите к доске. (Учитель записывает варианты на доске). Определяют и записывают корень слова на стикер. Наклеивают на доску.  

Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют понятия «корень», «однокоренные слова», вспоминают правило определения корня.

Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

Формулирование темы и целей урока (фронтально) Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении задания. Готовит детей к формулированию темы и цели урока - Ребята, какой вариант правильный? Можете ли вы с уверенностью сказать правильный вариант? - Значит мы не научились еще правильно выделять корень в слове. Какие знания и умения нам нужны для этого? - Что такое корень? - Какие слова называются однокоренными? - Как найти корень слова? Как вы считаете, какая тема нашего урока? (ФОО – фундаментальный образовательный объект) - Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке? Размышляют. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и образовательные цели урока.

 

Технологическая карта урока по ФГОС — современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Ее использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке.

 







Сейчас читают про: