Конкурсное производство как процедура банкротства

Процесс банкротства – это сложная и многоступенчатая процедура, результат которой зависит от различных факторов. Ее последствием может стать списание долгов и признание неплательщика несостоятельным или восстановление финансового состояния должника и его дальнейшее функционирование. При этом конкурсное производство как стадия банкротства, подразумевающая выставление активов должника на продажу (торги), назначается только в первом варианте. Основанием для введения данного этапа является решение, вынесенное арбитражем.

Цели конкурсного производства

Задачей конкурсного производства является погашение долгов банкрота – частично или полностью за счет реализованного имущества. При этом продажа имущества осуществляется на специальных электронных торгах, в которых могут принять участие все желающие, зарегистрированные в установленном порядке на соответствующих торговых площадках и обладающие ЭЦП. Главным на этапе реализации имущества является конкурсный управляющий, кандидатура которого утверждается судом.

Срок

Конкурсное производство при банкротстве не может превышать шесть месяцев, но может быть продлено решением арбитражного суда на аналогичный срок. Соответственно общий срок данной фазы не может превышать год.

Условия

Являясь главным действующим лицом данного этапа банкротства, управляющий, по сути, руководит деятельностью должника, действующее руководство которого ограничено в своих действиях. Он может аннулировать сделки, которые были заключены, но не успели совершиться до окончания банкротства, проводит инвентаризацию с целью выявления всего имущества неплательщика и формирования конкурсной массы; следит за реестром требований кредиторов.

В решении суда о введении конкурсного производства указываются обязательно и его временные рамки, а также определяется конкурсный управляющий и его полномочия; оговариваются последствий данной процедуры. Также в данном судебном акте должна быть указана дата, к которой управляющий обязан предоставить отчет о выполненной работе.

Последствия конкурсного производства

Последствиями конкурсного производства являются:

1) Остановка начисления штрафных санкций и пени в отношении должника;

2) Выполнение (по возможности) всех обязательств, взятых на себя неплательщиком;

3) Общедоступной становится информация о состоянии должника;

4) Аннулируются сделки, связанные с реализацией активов банкрота;

5) Прекращаются действия по исполнительным листам, которые передаются управляющему;

6) Наложенные ранее аресты на имущество должника снимаются;

7) Аннулируются выданные ранее компании или предпринимателю лицензии и разрешения.

Важные моменты

О начале конкурсного производства должен быть уведомлён как должник в течение суток с момента вынесения соответствующего решения, так и его кредиторы. Конкурсному управляющему передается печать банкрота, документация и товарно-материальные ценности. Для выявления необходимой информации о должнике, управляющий вправе делать запросы в госорганы. На этом этапе происходит увольнение сотрудников должника, закрываются банковские счета за исключением одного, на который будут поступать все финансовые средства, собранные управляющим. Для оценки выявленного при инвентаризации имущества привлекается независимый оценщик. При реализации своих функций управленец может привлекать аудиторов, бухгалтеров и прочих специалистов со стороны, которые могут помочь провести финансовый анализ должника и его деятельности.

Конкурсная масса формируется не позднее, чем 6 месяцев с момента введения конкурсного производства. План по реализации имущества банкрота на торгах выносится на утверждение собрания кредиторов в течение месяца с момента проведения инвентаризации. Реализация имущества неплательщика проводится на открытых торгах. Завершается этап на основании решения арбитража.

 

 

17. понятие и признаки доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг

 

Доминирующее положение на товарном рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Признаки доминирующего положения:

1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, т.е российских и иностранных коммерческих организаций, их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей.

2. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров. Товар - это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена.

3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рын-' ке. С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

4. Качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

5. Количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара:

а) если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, то есть не соответствует качественному признаку доминирующего положения;

б) если доля субъекта на рынке более 35 процентов, но менее 65 процентов, то его положение может быть признано доминирующим. Такое положение не презюмируется, а должно быть установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган руководствуется при этом стабильностью доли субъекта на рынке, соотношением его доли с долями конкурентов, возможностью доступа на рынок других конкурентов и иными критериями;

в) если доля субъекта на рынке не превышает 35 процентов, то его положение не может быть признано доминирующим.

6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

 

 

18. понятие и формы монополистической деятельности на рынке услуг

Монополистическая деятельность (МД)- противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. МД м.б. индивидуальной и коллективной. Коллективная МД может носить договорный характер и выражаться, в частности, в создании картелей, синдикатов и иных монополистических объединений. ФЗ о конкуренции предусматривает два вида МД: злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (например, изъятие товаров из обращения, навязывание контрагенту невыгодных условий договора, создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам); соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конку-ренцию (например, заключение договора по установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, раздел рынка по территориальному принципу). ФЗ о конкуренции отдельно выделяются ограничивающие конкуренцию акты, действия, согла-шения или согласованные действия органов власти. К числу таких действий, например, относятся: установление запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона РФ в другой. На рынке финансовых услуг запрещаются действия финан-совой организации, занимающей доминирующее положение, затрудняющие доступ на этот рынок другим финансовым организациям и (или) оказывающие негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг, в том числе такие, как: включение в договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию в неравное положение по сравнению с другими финансовыми организациями; согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положе-ний, в которых финансовая организация не заинтересована; установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу. Недобросовестная конкуренция - направленные на приобретение преимуществ в пред-принимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. Недобросовестная конкуренция может проявляться в различных видах. ФЗ о конкуренции содержит перечень наиболее характерных действий, квалифицируемых как недобросовестная конкуренция. К ним относятся: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относи-тельно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей; некорректное сравнение хозяйствующим субъ-ектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконным использова-нием результатов интеллектуальной деятельности; получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну. Следует отметить, что данный перечень не является исчерпывающим, и МАП России в каждом конкретном случае квалифицирует действия хоз. субъекта исходя из общего определения недобросовестной конкуренции.

 

2й вариант:

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 №948-1 (в редакции от 26.07.2006);

 

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью.

 

Данное определение является общим для товарных и финансовых рынков.

 

1) Объект (охраняемые нормами антимонопольного законодательства конкурентные правоотношения; недобросовестные проявления конкуренции являются противоправными и не подлежат правовой защите).

 

2) Объективная сторона (противоправное деяние, выраженное в активном (действие) или пассивном (бездействие) поведении) (состав данного правонарушения формальный – для привлечения субъекта к ответственности достаточно установления факта противоправности поведения; необходимо учитывать, что гражданско-правовая ответственность наступает только при наличии вредных последствий – соответственно, необходимо определение причинной связи между противоправным деянием и вредными последствиями).

 

3) Субъекты (хозяйствующие субъекты и субъекты, действующие как группы лиц; в составе группы лиц к ответственности может быть привлечено лицо, не являющееся предпринимателем).

 

4) Субъективная сторона (характеризуется умышленной формой вины – законодательное определение содержит указание на направленность (цель) противоправного поведения).

 

Классификация монополистической деятельности:

 

1) в зависимости от числа участников (индивидуальная или коллективная);

 

2) исходя из оформления отношений договором (носящая договорный или внедоговорный характер).

 

Виды монополистической деятельности субъектов предпринимательства:

 

индивидуальное поведение субъекта предпринимательства в форме злоупотребления своим доминирующим положением на рынке;

соглашения (согласованные действия) субъектов предпринимательства, ограничивающие конкуренцию.

ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке и на заключение (осуществление) ограничивающих конкуренцию соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов.

 

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц:

 

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

 

а) монопольно высокая цена (превышает цену, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают субъекты, не входящие с покупателями или продавцами в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения; она превышает сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли);

 

б) монопольно низкая цена (ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом рынке устанавливают субъекты, не входящие с покупателями или продавцами в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения; она ниже суммы необходимых для производства и реализации товара расходов);

 

2) изъятие товара из обращения (если результатом такого изъятия явилось повышение его цены);

 

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (не обоснованные и не предусмотренные ФЗ, НПА);

 

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара (если на него имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства) (если он не предусмотрены ФЗ, НПА);

 

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара (если они не предусмотрены ФЗ, НПА);

 

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено ФЗ;

 

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

 

8) создание дискриминационных условий;

 

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам;

 

10) нарушение установленного НПА порядка ценообразования.

 

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести к:

 

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

 

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

 

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей (заказчиков);

 

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками) (если он прямо не предусмотрен ФЗ, НПА);

 

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

 

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

 

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

 

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка других субъектов;

 

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных и иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

 

Согласованные действия хозяйствующих субъектов (их результат соответствует интересам каждого из указанных субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого субъекта вызваны действиями иных субъектов и не являются следствиями обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке).

 

Нормы антимонопольного законодательства устанавливают требования, направленные органам власти, иным организациям, допускающим в своей деятельности антиконкурентные проявления

 

Органам исполнительной власти, органам МСУ, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, государственным внебюджетным фондам, ЦБ РФ запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ):

 

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности;

 

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

 

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

 

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

 

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие товары.

 

Запрещается соглашение между органами исполнительной власти, органами МСУ, иными осуществляющими их функции органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если они приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции:

 

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов) (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ или НПА Президента РФ, НПА Правительства РФ);

 

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

 

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей (заказчиков);

 

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

 

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции:

 

1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;

 

2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено ФЗ;

 

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;

 

4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.

 

Органы исполнительной власти, органы МСУ, государственные внебюджетные фонды, ЦБ РФ осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона для оказания финансовых услуг (привлечения денежных средств ю/л во вклады; открытие и ведение банковских счетов ю/л; предоставление кредита; инкассация денежных средств; выдача банковских гарантий; услуги на РЦБ; услуги по договору лизинга; страхование имущества; личное страхование; негосударственное пенсионное страхование; страхование ответственности).

 

ФЗ «О защите конкуренции» регламентируется также предоставление государственной или муниципальной помощи.

 

 

19. Понятие конкуренции и её значение в предпринимательской деятельности

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов тогда, когда их совместные действия заметно ограничивают возможность влияния на общие условия обращения товаров и услуг в каком-то конкретном сегменте...

 

Рекомендуем: Лучшие МФО которые выдают кредит в онлайн режиме →

Конкуренция – это экономическая борьба предпринимателей между собой за обеспечение лучших условий своего хозяйствования.

 

К таким условиям относят: самые выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, ну, и конечно, повышение рентабельности своего предприятия за счет получения максимальной прибыли.

 

Конкуренция – это отлаженный, оптимально действующий механизм соревнования на рынке товаров и услуг.

 

Этот механизм является двигателем прогресса, так как не оставляет возможности останавливаться на достигнутом, а только заставляет их искать все новые и новые возможности.

 

Конкуренция в основном, представляет собой борьбу организаций (предприятий) за потребителя, наиболее полное удовлетворение его потребностей, и желательно с максимально положительными показателями выгоды для своего предприятия.

 

Конкуренция в предпринимательской деятельности

Конкуренция в предпринимательской деятельности

 

Основными формами конкуренции считают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренции. К видам относят совершенную (свободную) конкуренцию и несовершенную конкуренцию.

 

Свободная конкуренция – это безграничное количество участников, возможность свободно проникнут в рынок, а так же выйти из него, мобильность финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов, абсолютная однородность одноименных продуктов, каждый участник принимает решения самостоятельно, без влияния на него других участников.

 

Несовершенная конкуренция включает в себя олигорию, монополистическую конкуренцию и чистую монополию. Существует, также ценовая и неценовая конкуренция. Кстати, не стоит забывать и о недобросовестной конкуренции.

 

В случая недобросовестной конкуренции производители товаров и услуг нарушают общепринятые нормы и правила конкуренции.

 

Основные стратегии конкуренции

 

1. Обслуживание рынка по сегментам.

2. Введение новинок – деятельность в сегменте, где нет конкурентов.

3. Быстрое реагирование на изменение потребностей потребителя.

4. Снижение затрат на производство и, следовательно снижение цены не продукт.

5. Выпуск уникальной продукции, пользующейся наибольшим спросом.

 

вариант 2:

Понятие конкуренции

Антимонопольное законодательство РФ основывается на Конститу­ции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоит из Закона о защите конку­ренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указан­ные в ст. 3 Закона о защите конкуренции.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополисти­ческой деятельности осуществляется также с помощью подзаконных нор­мативных правовых актов.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, кото­рые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции, и в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государствен­ной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные осу­ществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции направлен на обеспечение единства эко­номического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности в РФ, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования то­варных рынков.

Конкуренция является экономической категорией и означает состя­зательность, соперничество, борьбу между участниками рынка в дости­жении одной цели. В процессе осуществления хозяйственной деятель­ности хозяйствующие субъекты соперничают по поводу лучших условий производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания ус­луг. Главная цель соперничества конкурентов в процессе осуществления предпринимательской деятельности — получение максимально возмож­ной прибыли. Достигать такой цели конкуренты могут как законными, так и незаконными средствами, например, злоупотребляя доминирую­щим положением. Законные средства можно квалифицировать как доб­росовестную конкуренцию, а незаконные — как недобросовестную кон­куренцию.

 

К функциям конкуренции относят:

 

функцию регулирования (основные производственные факторы на­правляются в те сферы, где в них существует наибольшая потреб­ность);

функцию мотивации (стимулирование предпринимателей снижать издержки производства, предлагать на рынке наилучшую по качеству и цене продукцию);

функцию распределения (перераспределение дохода в пользу наиболее продуктивных предпринимателей);

функцию контроля (ограничение односторонних действий предприни­мателей и предоставление потребителю возможности выбора).

В целом конкуренция представляет собой многозначное явление. Ее называют основным механизмом осуществления товарно-денежной фор­мы взаимосвязи между производителями, основным механизмом ры­ночной экономики, важнейшим элементом хозяйственного механизма, свойством, чертой, атрибутом рынка, главным двигателем современного прогресса. Каждая из приведенных характеристик отражает те или иные стороны этого сложного явления.

Правовая сущность конкуренции отражена в законах и других нор­мативных правовых актах.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция — сопер­ничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными дей-

ствиями каждого из них исключается или ограничивается их возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

Закон о защите конкуренции определяет организационные и право­вые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресе­чения монополистической деятельности и недобросовестной конкурен­ции, а также недопущения, ограничения, устранения конкуренции орга­нами государственной власти и местного самоуправления (ст. 1 Закона). Поддержка свободы конкуренции — одна из основных целей антимоно­польного регулирования. Термин «добросовестная конкуренция» (в отли­чие от недобросовестной) в Законе о защите конкуренции не употребля­ется. Тем не менее именно добросовестная конкуренция подразумевается в приведенном понятии. И поддержка именно добросовестной конкурен­ции гарантируется ст. 8 Конституции РФ.

Термины, употребляемые при определении понятия «конкуренция», раскрываются также в ст. 4 Закона о защите конкуренции. Понятие «хо­зяйствующие субъекты» в смысле этого закона рассматривается в дальней­шем (см. § 2 настоящей главы учебника). Под товаром в Законе о защи­те конкуренции понимается объект гражданских прав (в том числе рабо­та, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Понятие «товарный рынок», явля­ясь экономической категорией, определяется в Законе как сфера обра­щения товара (в том числе иностранного производства), который не мо­жет быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в гра­ницах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность от­сутствует за ее пределами. Товарный рынок может быть федеральным и региональным.

Взаимозаменяемые товары — это товары, которые могут быть сравни­мы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг дру­гом в процессе потребления.

В юридической литературе под конкурентными действиями пони­маются совершаемые субъектами предпринимательства для приобрете­ния ими правомерных преимуществ в своей деятельности состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством привлече­ния спроса покупателей (потребителей) и удовлетворения их потребно-стей. Различаются так называемые ценовые и неценовые конкурентные действия.

 

Прибыль извлекается главным образом посредством реализации соот­ветствующего товара (работы, услуги) потребителю. А в результате такой реализации возможно и удовлетворение потребностей потребителей.

Рынок финансовых услуг охватывается понятием «товарный рынок», поскольку законодатель приравнял финансовую услугу к товару.

Финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, ока­зываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (п. 2 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

 

Федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведе­ния анализа состояния конкуренции в целях установления доминирую­щего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев не­допущения, ограничения или устранения конкуренции. Признаками ог­раничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения то­вара на товарном рынке (в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке).

 

20. Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение субъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 14 июня 1995 г. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному Или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней, установленных дифференцированно по отраслям (напр., в промышленности - и человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек). Численность определяется с учетом всех работников организации, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного юридического лица. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные условия деятельности малых предприятий, дающие право на получение поддержки со стороны органов власти данных субъектов. Например, в соответствии с Законом г. Москвы "Об основах малого предпринимательства в Москве", район непосредственной деятельности субъектов малого предпринимательства должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области. Их основное направление деятельности должно соответствовать одному из приоритетных для Москвы видов деятельности, они должны иметь бизнес-план на период не менее года, действующий договор о страховании имущества и др.

Субъекты малого предпринимательства подлежат регистрации и занесению в соответствующие реестры. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки. Среди мер поддержки следует назвать: создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов; установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; установление налоговых льгот; поддержка внешнеэкономической деятельности; право применения ускоренной амортизации основных производственных фондов, упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и др. Для субъектов малого предпринимательства предусматривается резервирование определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) программами. Созданы Фонды поддержки малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Нормативными правовыми актами, в частности Законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. "О ремесленной деятельности в г. Москве", предусмотрены и иные меры поддержки субъектов малого предпринимательства.

 

 

21.. Правовое регулирование расчетов в предпринимательской деятельности

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСЧЕТОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Изучив данную главу, студент должен:

 

– знать теоретические основы осуществления расчетов, понятие, виды безналичных расчетов и их особенности;

 

– уметь анализировать источники правового регулирования расчетов;

 

– владеть навыками анализа преимуществ и недостатков каждого вида расчетов для конкретной бизнес-ситуации.

 

Основы правового регулирования расчетов

В первую очередь среди источников правового регулирования расчетов следует выделить ГК, в гл. 46 которого закреплены основные положения, связанные с осуществлением безналичных расчетов, федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности". Основной массив актов, регулирующих данную сферу общественных отношений, составляют акты ЦБ РФ.

 

В соответствии с п. 2 ст. 861 ГК расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

 

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, а выдача – по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам. Получение наличных денег из банка происходит посредством выставления кассового чека. Расходование наличных денег, полученных в таком порядке, осуществляется на цели, указанные в чеке. Все поступления и выдачу наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями его руководителя и главного бухгалтера.

 

Порядок ведения кассовых операций в России регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. указанием ЦБ РФ от 13.12.2011 № 2750-У, Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утв. ЦБ РФ 24.04.2008 № 318-П, а также указанием ЦБ РФ от 14.08.2008 № 2054-У "О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации".

 

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (ст. 15.1 КоЛП).

 

 

Законодательством и подзаконными актами введены ограничения на осуществление расчетов наличными деньгами. Так, в соответствии с указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" установлен предельный размер расчетов наличными деньгами по одной сделке между юридическими лицами – 100 тыс. руб.

 

Данное ограничение распространяется только на юридических лиц. Действующими законодательными актами РФ ограничения расчетов наличными деньгами с участием граждан-предпринимателей не предусмотрены.

 

Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории РФ должны производиться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Данное требование установлено Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

 

Отдельным категориям хозяйствующих субъектов в силу специфики их деятельности либо особенностей местонахождения разрешено осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. В частности, без применения контрольно-кассовых машин может осуществляться торговля на рынках, ярмарках (за исключением обустроенных торговых мест), мелкорозничная торговля с ручных тележек, из цистерн и др.

 

Хозяйствующие субъекты, которые должны применять контрольно-кассовые машины, обязаны:

 

• регистрировать контрольно-кассовые машины в налоговых органах по месту нахождения организации;

 

• использовать исправные контрольно-кассовые машины;

 

• выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием;

 

• обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам.

 

Законодательством устанавливаются требования к самим контрольно-кассовым машинам, определяются порядок и условия их применения и регистрации. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам определяет допускаемые к использованию модели и вносит их в реестр.

 

Законодательством предусмотрена ответственность в данной сфере. В частности, ст. 14.5 КоАП устанавливает административную ответственность в виде штрафа за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.

 

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок осуществления безналичных расчетов, являются Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П, а также Положение о платежной системе Банка России, утв. ЦБ РФ от 29.06.2012 № 384-П.

 

Безналичные расчеты производятся хозяйствующими субъектами через банки и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета. Иной порядок осуществления безналичных расчетов может быть предусмотрен законом или обусловлен формой расчетов.

 

Необходимым средством осуществления безналичных расчетов является банковский счет. Порядок заключения договора банковского счета, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение обязанностей регулируются нормами гл. 45 ГК. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о проведении различных операций по счету. Помимо законодательных норм, отношения данной сферы регулируются многочисленными подзаконными актами, среди которых, в первую очередь, следует назвать Инструкцию ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)".

 

Выбор банка для обслуживания осуществляется по усмотрению клиента. Вид счета определяется в зависимости от содержания операций, которые по нему проводятся, а также от субъектов – владельцев счета.

 

В зависимости от характера операций по счету выделяют общие (универсальные) счета, позволяющие совершать любые операции данного субъекта (перечень таких операций ограничен только его компетенцией и правилами осуществления операций), а также целевые (специальные) счета, предполагающие целевое использование денег и контроль за таким использованием. Так, для обслуживания предпринимательской деятельности открываются расчетные счета, по которым проводятся практически любые операции. При осуществлении государственного финансирования и выделении средств из бюджета организациям открываются бюджетные, инвестиционные счета. В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" количество открываемых организациями и индивидуальными предпринимателями счетов не ограничивается.

 

 

22. правовое регулирование качества продукции в предпринимательской деятельности

Защита прав потребителей

 

Предприниматели выступают на рынке товаров и услуг в качестве: изготовителей, производя товары для реализации; исполнителей, выполняя работы или оказывая услуги; продавцов, реализуя товары по договору купли-продажи.

 

Предприниматели, в процессе своей деятельности, обязаны доводить до потребителей свои реквизиты:

 

а) изготовители – наименование предприятия, местонахождение (через производственную марку или иным законным способом (ст.7 п.1));

 

б) исполнители и продавцы – фирменное наименование и юридический адрес; профиль и форму организации; режим работы и правила реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) {через вывеску}.

 

Изготовитель (исполнитель, продавец) информирует потребителей о товаре (работах, услугах), включая в техническую документацию, маркировку:

 

¦ Стандарт, которому соответствует товар;

 

¦ Цену и условия приобретения товара; гарантии производителя;

 

¦ Правила эффективного использования товара;

 

¦ Срок службы (годности) товаров; адреса изготовителя (исполнителя, продавца) и ремонтирующих товар (обслуживающих товар);

 

¦ Перечень основных потребительских свойств товаров, а в отношении продуктов питания – состав, вес, объем, калорийность, содержание вредных для здоровья человека веществ в сравнении с требованиями стандарта, противопоказания к применению; информацию о сертификации.

 

Товары (работы, услуги) должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя, окружающей среды при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке.

 

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность потребителей, устанавливаются в стандартах.

 

Изготовитель (исполнитель) обеспечивает безопасность товаров в течение срока их службы, но не менее 10 лет.

 

Товары (работы, услуги), к которым закон или стандарт предъявляет требование безопасности, подлежат обязательной сертификации и установленном порядке.

 

Изготовитель (исполнитель, продавец) информирует потребителей о видах и возможных последствиях воздействия товаров (работ, услуг) потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества человека.

 

Отношения продавца (изготовителя) с потребителем после покупки товара.

 

Отношения между продавцом и потребителем возникают на основании договора купли-продажи товаров.

 

Продавец выдает товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки товара потребителем.

 

Если товар продан с недостатками, обнаруженными не позднее истечения гарантийного срока (срока годности), потребитель вправе по своему выбору потребовать:

 

¦ Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков;

 

¦ Соразмерного уменьшения покупной цены;

 

¦ Замены на аналогичный товар;

 

¦ Замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

 

¦ расторжения договора и возмещения убытков.

 

Если гарантийный срок не товар не устанавливается, то соответствующие требования должны быть предъявлены изготовителю не позднее 6 месяцев (по недвижимости – не позднее двух лет) со дня передачи товара.

 

Продавец принимает товар у потребителя и удовлетворяет его требования, если не докажет, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения правил пользования или хранения, действия третьих лиц или непреодолимой силы.

 

Недостатки устраняются продавцом – в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем.

 

Покупатель может обменять товар надлежащего качества в течение 14 дней со дня покупки:

 

¦ Если товар не подошел по форме (габаритам, фасону, расцветке, размеру и т. п.);

 

¦ имеется на него чек;

 

¦ сохранены товарный вид (пломбы, ярлыки и если товар не был в употреблении).

 

Взаимоотношения изготовителя и потребителя после покупки товара.

 

Если купленный товар имеет недостатки, то потребитель вправе потребовать от изготовителя безвозмездного устранения недостатков или соразмерного уменьшения покупной цены или замены на аналогичный товар или расторжения договора и возмещения убытков.

 

2. Правовое регулирование сертификации продукции и услуг

 

Сертификация – деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

 

Порядок проведения сертификации установлен Законом «О сертификации продукции и услуг».

 

Закон различает два вида сертификации – добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандартизации.

 

Сертификация продукции и услуг обязательна и проводится в ГОСТах на которые установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости.

 

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются государственными органами управления в пределах их компетенции.

 

Например, перечень продукции, на которую должен быть гигиенический сертификат, утвержден Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России).

 

Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

 

Сертификация продукции и услуг проводится в системе сертификации. Система состоит из органов управления, уполномоченных проводить обязательную сертификацию; органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центральных органов системы сертификации, создаваемых в необходимых случаях для организации и координации работы в системах сертификации однородной продукции. Каждая система сертификации устанавливает свои правила сертификации и подлежит регистрации в порядке, определенном Госстандартом России.

 

В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы, требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе. Система сертификации ГОСТ взаимодействует с другими системами сертификации, которые функционируют по руководством специально уполномоченных на проведение сертификации органов государственного управления (Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госсанэпиднадзор России и др.).

 

Для проведения сертификации в рамках Системы отечественный или иностранный заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) направляет в аккредитованный орган сертификации этой продукции декларацию-заявку. Не позднее месяца после ее получения орган по сертификации сообщает заявителю решение, которое содержит основные условия сертификации и наименование испытательной лаборатории (центра), которая будет выполнять испытания.

 

Испытания могут проводиться по разным схемам сертификации, определяемым Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.

 

Порядок проведения сертификации

 

Заявитель представляет в указанную ему испытательную лабораторию (центр) образец (образцы) и техническую документацию к нему. Количество образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются документами по сертификации и методикам испытаний.

 

При положительных результатах испытаний лаборатория (центр) направляет органу по сертификации протокол испытаний, а его копию – заявителю.

 

Сертификат соответствия на продукцию выдается органами по сертификации после получения протокола(ов) испытаний на партию продукции, каждое изделие или на тип продукции и регистрируется им в Государственном реестре Системы.

 

Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года.

 

Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации других стран, действительны на территории Российской Федерации лишь в случае признания их Системой сертификации ГОСТ. Для признания иностранного сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации и прилагает к ней документы, установленные правилами международной сертификации или соглашением о сертификации.

 

В случае признания иностранного сертификата орган по сертификации выдает заявителю сертификат установленного в Системе образца, а продукция вносится в Государственный реестр Системы.

 

Все работы по сертификации продукции и услуг, а также по признанию иностранных сертификатов оплачивает заявитель.

 

3. Государственное регулирование в области защиты прав потребителей

 

В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблениями в сфере обслуживания населения. Объектами контроля этих органов являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности.

 

К этим государственным органам относятся: Комитет РФ по торговле (Роскомторг) и Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Госкомторг действует на основании положения о Роскомторге, утвержденного Правительством РФ 1 декабря 1994 г. Госторгинспекция действует на основании положения о ней, утвержденного Правительством РФ 27 мая 1993 г.

 

Госторгинспекция состоит из Главного управления и подчиненных ему территориальных управлений в субъектах РФ, должностные лица которых непосредственно осуществляют контроль и принимают предусмотренные законодательством меры в случае обнаружения нарушения правил и норм торговли.

 

Административная ответственность за нарушения правил торговли предусматривается КОАП РФ, также законодательством предусматривается уголовная и гражданско-правовая ответственность за правонарушения в сфере торговли и обслуживания населения.

 

23.

Сертификация в предпринимательской деятельности

 

Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

Порядок проведения сертификации установлен Законом "О сертификации продукции и услуг".

Закон различает два вида сертификации - добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандартизации.

Сертификация продукции и услуг обязательна и проводится в ГОСТах на которые установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются государственными органами управления в пределах их компетенции.

Например, перечень продукции, на которую должен быть гигиенический сертификат, утвержден Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России).

Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

Сертификация продукции и услуг проводится в системе сертификации. Система состоит из органов управления, уполномоченных проводить обязательную сертификацию; органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центральных органов системы сертификации, создаваемых в необходимых случаях для организации и координации работы в системах сертификации однородной продукции. Каждая система сертификации устанавливает свои правила сертификации и подлежит регистрации в порядке, определенном Госстандартом России.

В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы, требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе. Система сертификации ГОСТ взаимодействует с другими системами сертификации, которые функционируют по руководством специально уполномоченных на проведение сертификации органов государственного управления (Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госсанэпиднадзор России и др.).

Для проведения сертификации в рамках Системы отечественный или иностранный заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) направляет в аккредитованный орган сертификации этой продукции декларацию-заявку. Не позднее месяца после ее получения орган по сертификации сообщает заявителю решение, которое содержит основные условия сертификации и наименование испытательной лаборатории (центра), которая будет выполнять испытания.

Испытания могут проводиться по разным схемам сертификации, определяемым Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.

 

 

Порядок проведения сертификации

Заявитель представляет в указанную ему испытательную лабораторию (центр) образец (образцы) и техническую документацию к нему. Количество образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются документами по сертификации и методикам испытаний.

При положительных результатах испытаний лаборатория (центр) направляет органу по сертификации протокол испытаний, а его копию - заявителю.

Сертификат соответствия на продукцию выдается органами по сертификации после получения протокола(ов) испытаний на партию продукции, каждое изделие или на тип продукции и регистрируется им в Государственном реестре Системы.

Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года.

Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации других стран, действительны на территории Российской Федерации лишь в случае признания их Системой сертификации ГОСТ. Для признания иностранного сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации и прилагает к ней документы, установленные правилами международной сертификации или соглашением о сертификации.

В случае признания иностранного сертификата орган по сертификации выдает заявителю сертификат установленного в Системе образца, а продукция вносится в Государственный реестр Системы.

Все работы по сертификации продукции и услуг, а также по признанию иностранных сертификатов оплачивает заявитель.

 

24. Правовой статус предпринимательства

 

 

Предприниматель - лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, стремится к получению прибыли, созданию новой продукции и технологии и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Правовой статус предпринимателя составляет совокупность прав и обязанностей. Содержание прав предпринимателя в основном определяется такими экономическими свободами гражданина, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые определяют соответствующие права предпринимателей (ст. 8 Конституции РФ).

 

Предприниматели имеют право:

 

1) совершать собственные действия;

 

2) требовать исполнения обязанностей и обязательств другими лицами в интересах предпринимателя;

 

3) защищать свои интересы;

 

4) иметь в собственности имущество, иные имущественные и неимущественные права;

 

5) создавать юридические лица;

 

6) совершать не противоречащие закону сделки;

 

7) участвовать в обязательствах;

 

8) обладать правами авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

 

Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым принципом равенства должны быть предоставлены равные возможности для ведения предпринимательской деятельности и одинаковое правовое положение по сравнению с другими предпринимателями вне зависимости от места регистрации или нахождения.

 

Обязанность предпринимателя - мера ограничения его экономической свободы, условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов. Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий. В зависимости от круга лиц, чьи интересы затрагиваются в результате предпринимательской деятельности, обязанности предпринимателя могут быть установлены по отношению к следующим субъектам предпринимательских отношений:

 

1) общество в целом. Например, государство устанавливает обязанности предпринимателей по охране окружающей среды, по производству и экспорту продукции двойного назначения и т. д.;

 

2) потребители товаров, работ и услуг, контрагенты. Устанавливаются требования к предпринимателям по поводу качества и безопасности произведенной продукции;

 

3) наемные работники. Работодатели выполняют обязанности, в частности по обеспечению безопасных условий труда, предоставлению компенсации при высвобождении работников,

 

4) участники хозяйственных обществ и товариществ, члены производственных кооперативов. Закон обязывает органы управления и иных представителей действовать добросовестно и разумно в интересах коммерческой организации, а, следовательно, в общих интересах указанных лиц в целом;

 

5) конкуренты. Предпринимателям запрещается осуществлять действия, направленные на ограничение конкуренции, а также действия в форме недобросовестной конкуренции.

 

25. Лицензирование предпринимательской деятельности

 

 

Для занятия некоторыми видами предпринимательской деятельности необходимо получение лицензии. В данной статье мы выясним, для чего нужно получать лицензию, а так же рассмотрим процесс её получения.

 

Лицензирование предпринимательской деятельности в РФ

 

Лицензирование предпринимательской деятельности в России регулируется Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности». С полным перечнем видов деятельности, требующими лицензии, можно ознакомиться в ст. 12 (на сегодняшний день туда входит 50 видов). К наиболее популярным из них относятся:

 

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, предназначенным для перевозок свыше 8 человек.

Деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности сооружений и зданий

Фармацевтическая деятельность

Медицинская деятельность

Образовательная деятельность.

За исключением образовательной деятельности, получить лицензию на указанные виды деятельности может как организацию, так и индивидуальный предприниматель.

 

Помимо Закона № 99-ФЗ, некоторые виды деятельности регулируются и другими федеральными законами. Это


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: