Вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

«Правовая культура»

 

Знать:

1. Понятие правовой культуры: общая характеристика.

2. Основные методологические подходы к пониманию и исследованию правовой культуры

3. Структура правовой культуры

4. Виды и типы правовой культуры

5. Функции правовой культуры

6. Понятие правосознания и его роль в правореализационной и правотворческой деятельности.

7. Структура и функции правосознания.

8. Правомерное поведение как отражение правовой культуры личности. Виды правомерного поведения

9. Особенности правовой культуры современной России.

10. Механизм формирования правовой культуры в современной России: субъекты, методы, средства.

11. Особенности формирования правовой культуры в условиях поликультурного региона

12. Основные концепции и теории права

13. Применение права: основания, принципы, особенности. Правоохранительная деятельность.

14. Стадии правоприменительной деятельности. Акты применения права.

15. Основы конституционного строя Российской Федерации.

16. Принципы конституционного строя Российской Федерации.

17. Правовое государство и гражданское общество.

18. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

19. Основные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

20. Юридические обязанностикак элемент правового статуса и показатель правовой культуры личности.

21. Гарантии прав и свобод личности в Российской Федерации.

22. Право на образование в международных актах и российском законодательстве.

23. Права и обязанности участников образовательного процесса согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

24. Способы и формы защиты гражданских прав в Российской Федерации.

25. Особенности судебной формы защиты гражданских прав. Стадии гражданского судопроизводства.

26. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей товаров, работ и услуг в Российской Федерации.

27. Защита трудовых прав российских граждан. Правовое регулирование занятости населения. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

28. Роль семьи и семейных отношений в формировании правовой культуры личности.

29. Цели и принципы государственной семейной политики в Российской Федерации.

30. Нормативно-правовые основы семейной политики в Российской Федерации.

31. Государственная социальная помощь населению в Российской Федерации: нормативно-правовые основы, виды, особенности.

32. Конституционное право граждан РФ на обращение в государственные органы: общая характеристика.

33. Государственная информационная политика как инструмент совершенствования правовой культуры общества.

34. Принципы, задачи, основные направлениягосударственной политики РФ в сфере информатизации.

35. Роль институтов гражданского общества в деле защиты прав и свобод человека и гражданина.

36. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: основные задачи и функции.

37. Адвокатская деятельность как инструмент защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц: основные принципы и содержание

38. Юридические гарантии прав адвоката, способы обжалования его действий.

39. Роль института нотариата в деле обеспечения защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц. Функции нотариата. Правовые гарантии нотариальной деятельности.

40. Правовой статус и полномочия нотариусов государственных нотариальных контор и частных нотариусов. Порядок обжалования неправомерных действий нотариуса.

41. Правозащитная деятельность: общая характеристика.

42. Понятие правоохранительной деятельности. Система правоохранительных органов.

43. Правозащитная деятельность правоохранительных органов.

44. Правосудие как важнейший элемент конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина.

45. Этапы отправления правосудия. Принципы правосудия.

46. Понятие экстремизма в законодательстве Российской Федерации. Формы экстремистской деятельности.

47. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма. Основные черты терроризма как негативного социального явления.

48. Основные направления противодействия экстремистской и террористической деятельности. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

49. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия экстремизму и терроризму: общая характеристика.

50. Понятие и причины формирования наркозависимости. Негативные последствия употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

51. Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и обихпрекурсорах.

52. Противодействиенезаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации.

53. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в Российской Федерации.

54. Понятие коррупции. Причины и виды коррупционного поведения.

55. Основные направления государственной политики России в области противодействия коррупции.

56. Правовая основа и принципы противодействия коррупции в Российской Федерации.

57. Организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации.

58. Российское законодательство о мерах по профилактике коррупции. Ответственность за коррупционные правонарушения.

59. Обеспечение надежной охраны общества от преступных посягательств – цель уголовно-правовой политики Российской Федерации.

60. Принцип неотвратимости ответственности как реакция общества на нарушение правовых предписаний со стороны его членов.

 

Уметь, владеть:

1. Заполните таблицу: «Типы правовой культуры»

Типы правовой культуры Характерные черты
1. Мифологический тип  
2. Умозрительно-рационалистический тип  
3. Теологический тип  
4. Экспериментально-рационалистический тип  
5. Позитивистский тип  

 

2. Решите следующее тестовое задание:

В правовую культуру не входят:

а) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы;

б) отношение людей к праву и правовой системе

в) религиозные нормы

 

3. Решите следующее тестовое задание:

Правовой нигилизм это - …

а) прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов.

б) нереалистичное отношение к праву со стороны учёных-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление «писаного» и «неписаного права»;

в) требование, принять нормативно-правовой акт по предмету, который не может быть объектом юридической регуляции;

 

4. Составьте таблицу: «Достоинства и недостатки основных концепций правопонимания».

 

5. Решите следующее тестовое задание:

Применение права осуществляется:

а) физическими лицами;

б) юридическими лицами;

в) уполномоченными органами и должностными лицами

 

6. Решите следующее тестовое задание:

Акт применения права содержит:

а) общеобязательное правило поведения;

б) индивидуально-конкретное властное предписание;

в) официальное разъяснение содержания нормы права и порядка ее применения

 

7. Нарисуйте схему: «Признаки правового государства». Устно проиллюстрируйте примерами из общественно-политической жизни проявление данных признаков.

 

8. Опираясь на действующее законодательство РФ и материалы из средств массовой информации, проанализируйте основные гарантии реализации права граждан на безопасность при чрезвычайных ситуациях.

9. Выполните следующее проблемное задание:

Хватов с женой и малолетней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбил пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания правоохранительным органам.

Можно ли привлечь её к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний? Свой ответ обоснуйте, опираясь на действующее российской законродательство.

 

10. Выполните следующее проблемное задание:

Придя на избирательный участок, Каледин обнаружил ошибку в своём имени в списке избирателей. Он обратился к председателю участковой комиссии с просьбой внести необходимые изменения в список. В этой просьбе ему было отказано.

Были ли нарушены права Каледина? Как должен поступить в данной ситуации Каледин?

 

11. Какие из приведенных ниже признаков не являются признаками правового государства:

1) господство права;

2) разделение властей и осуществление публичной власти;

3) преобладание в экономике государственной собственности;

4) реальность прав и свобод граждан;

5) взаимную ответственность гражданина и государства.

Обоснуйте свой выбор.

 

12. Определите, что является главной особенностью организаций, представляющих гражданское общество:

а) формирование по инициативе государства;

б) отражение в деятельности правительственной программы;

в) проявление инициативной самодеятельности граждан.

Обоснуйте свой выбор.

 

13. Выберите из приведенных ниже определений верное:

Правовой статус личности – это:

а) законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности;

б) ф ормально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе;

в) установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.

Ответьте на вопрос: какие виды правовых статусов личности вам известны?

 

14. Определите, что в Конституции РФ закреплено как высшая ценность:

а) государственный суверенитет;

б) государственная власть;

в) человек, его права и свободы;

г) закон.

Поясните логику законодателя.

 

15. Заполните таблицу: «Эволюция института прав и свобод человека»:

Поколение Хронологический период Перечень основных прав и свобод
     

 

16. Раскройте механизм обеспечения прав и свобод человека в рамках системы ООН. Поясните его действие на конкретном примере.

 

17. Нарисуйте схему: «Международные акты, закрепляющие право человека на образование». Дайте краткую характеристику каждому из приведенных актов.

 

18. Дайте развернутую характеристику прав работников на охрану труда согласно российскому законодательству. Каковы предоставляемые государством гарантии в данной сфере?

 

19. Приведите конкретный пример индивидуального трудового спора работника с администрацией предприятия или организации любой формы собственности. Объясните порядок разрешения данного спора, руководствуясь нормами Трудового кодекса РФ.

 

20. Решите следующее тестовое задание:

Какие формы источников преобладают в регулировании правоотношений социального обеспечения?

а) Законы РФ;

б) Постановления Правительства РФ;

в) Указы Президента РФ;

г) локальные акты;

д) Конституция РФ.

 

21. Заполните таблицу: «Формы обращения граждан Российской Федерации в государственные органы»

Форма обращения Причина обращения
Заявление  
Предложение  
Жалоба  
Ходатайство  
Коллективное обращение граждан  
Петиция  

22. Составьте развернутый план ответа на вопрос: Основные цели и задачи государственной информационной политики Российской Федерации на современном этапе.

23. Заполните таблицу: «Содержание адвокатской деятельности по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан»

Вид судопроизводства Основные направления деятельности адвоката
Конституционное  
Гражданское  
Административное  
Уголовное  

24. Сделайте сравнительный анализ полномочий частных и государственных нотариусов.

25. Решите следующее тестовое задание:

Какой элемент не относится к правовому статусу судьи?

а) несменяемость;

б) неприкосновенность;

в) неподсудность.

 

26. Решите следующее тестовое задание:

Конечной инстанцией по обжалованию действий нотариуса является:

а) суд;

б) нотариальная палата;

в) прокуратура.

 

27. Дайте развернутый ответ на вопрос:В чем состоит общегосударственная система мер профилактики экстремизма и терроризма в Российской Федерации?

 

28. Раскройте понятие коррупции в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции».

 

29. Охарактеризуйте основные направления уголовно-правовой политики России в сфере борьбы с коррупционными преступлениями.

 

30. Укажите, какое из нижеприведенных определений соответствует понятию «нарушение прав человека»:

1) создание препятствий в реализации человеком разрешенных возможностей;

2) арест;

3) содержание под стражей;

4) требование сотрудником правоохранительных органов предъявить документ, удостоверяющий личность;

5) обыск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: