«Правовая культура»
Знать:
1. Понятие правовой культуры: общая характеристика.
2. Основные методологические подходы к пониманию и исследованию правовой культуры
3. Структура правовой культуры
4. Виды и типы правовой культуры
5. Функции правовой культуры
6. Понятие правосознания и его роль в правореализационной и правотворческой деятельности.
7. Структура и функции правосознания.
8. Правомерное поведение как отражение правовой культуры личности. Виды правомерного поведения
9. Особенности правовой культуры современной России.
10. Механизм формирования правовой культуры в современной России: субъекты, методы, средства.
11. Особенности формирования правовой культуры в условиях поликультурного региона
12. Основные концепции и теории права
13. Применение права: основания, принципы, особенности. Правоохранительная деятельность.
14. Стадии правоприменительной деятельности. Акты применения права.
15. Основы конституционного строя Российской Федерации.
16. Принципы конституционного строя Российской Федерации.
17. Правовое государство и гражданское общество.
18. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
19. Основные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
20. Юридические обязанностикак элемент правового статуса и показатель правовой культуры личности.
21. Гарантии прав и свобод личности в Российской Федерации.
22. Право на образование в международных актах и российском законодательстве.
23. Права и обязанности участников образовательного процесса согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
24. Способы и формы защиты гражданских прав в Российской Федерации.
25. Особенности судебной формы защиты гражданских прав. Стадии гражданского судопроизводства.
26. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
27. Защита трудовых прав российских граждан. Правовое регулирование занятости населения. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
28. Роль семьи и семейных отношений в формировании правовой культуры личности.
29. Цели и принципы государственной семейной политики в Российской Федерации.
30. Нормативно-правовые основы семейной политики в Российской Федерации.
31. Государственная социальная помощь населению в Российской Федерации: нормативно-правовые основы, виды, особенности.
32. Конституционное право граждан РФ на обращение в государственные органы: общая характеристика.
33. Государственная информационная политика как инструмент совершенствования правовой культуры общества.
34. Принципы, задачи, основные направлениягосударственной политики РФ в сфере информатизации.
35. Роль институтов гражданского общества в деле защиты прав и свобод человека и гражданина.
36. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: основные задачи и функции.
37. Адвокатская деятельность как инструмент защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц: основные принципы и содержание
38. Юридические гарантии прав адвоката, способы обжалования его действий.
39. Роль института нотариата в деле обеспечения защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц. Функции нотариата. Правовые гарантии нотариальной деятельности.
40. Правовой статус и полномочия нотариусов государственных нотариальных контор и частных нотариусов. Порядок обжалования неправомерных действий нотариуса.
41. Правозащитная деятельность: общая характеристика.
42. Понятие правоохранительной деятельности. Система правоохранительных органов.
43. Правозащитная деятельность правоохранительных органов.
44. Правосудие как важнейший элемент конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина.
45. Этапы отправления правосудия. Принципы правосудия.
46. Понятие экстремизма в законодательстве Российской Федерации. Формы экстремистской деятельности.
47. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма. Основные черты терроризма как негативного социального явления.
48. Основные направления противодействия экстремистской и террористической деятельности. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
49. Российское законодательство в сфере предупреждения и противодействия экстремизму и терроризму: общая характеристика.
50. Понятие и причины формирования наркозависимости. Негативные последствия употребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
51. Законодательство Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и обихпрекурсорах.
52. Противодействиенезаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации.
53. Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании в Российской Федерации.
54. Понятие коррупции. Причины и виды коррупционного поведения.
55. Основные направления государственной политики России в области противодействия коррупции.
56. Правовая основа и принципы противодействия коррупции в Российской Федерации.
57. Организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации.
58. Российское законодательство о мерах по профилактике коррупции. Ответственность за коррупционные правонарушения.
59. Обеспечение надежной охраны общества от преступных посягательств – цель уголовно-правовой политики Российской Федерации.
60. Принцип неотвратимости ответственности как реакция общества на нарушение правовых предписаний со стороны его членов.
Уметь, владеть:
1. Заполните таблицу: «Типы правовой культуры»
№ | Типы правовой культуры | Характерные черты |
1. | Мифологический тип | |
2. | Умозрительно-рационалистический тип | |
3. | Теологический тип | |
4. | Экспериментально-рационалистический тип | |
5. | Позитивистский тип |
2. Решите следующее тестовое задание:
В правовую культуру не входят:
а) правила, нормы (включая законодательство) и образцы поведения людей в рамках системы;
б) отношение людей к праву и правовой системе
в) религиозные нормы
3. Решите следующее тестовое задание:
Правовой нигилизм это - …
а) прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов.
б) нереалистичное отношение к праву со стороны учёных-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление «писаного» и «неписаного права»;
в) требование, принять нормативно-правовой акт по предмету, который не может быть объектом юридической регуляции;
4. Составьте таблицу: «Достоинства и недостатки основных концепций правопонимания».
5. Решите следующее тестовое задание:
Применение права осуществляется:
а) физическими лицами;
б) юридическими лицами;
в) уполномоченными органами и должностными лицами
6. Решите следующее тестовое задание:
Акт применения права содержит:
а) общеобязательное правило поведения;
б) индивидуально-конкретное властное предписание;
в) официальное разъяснение содержания нормы права и порядка ее применения
7. Нарисуйте схему: «Признаки правового государства». Устно проиллюстрируйте примерами из общественно-политической жизни проявление данных признаков.
8. Опираясь на действующее законодательство РФ и материалы из средств массовой информации, проанализируйте основные гарантии реализации права граждан на безопасность при чрезвычайных ситуациях.
9. Выполните следующее проблемное задание:
Хватов с женой и малолетней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбил пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания правоохранительным органам.
Можно ли привлечь её к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний? Свой ответ обоснуйте, опираясь на действующее российской законродательство.
10. Выполните следующее проблемное задание:
Придя на избирательный участок, Каледин обнаружил ошибку в своём имени в списке избирателей. Он обратился к председателю участковой комиссии с просьбой внести необходимые изменения в список. В этой просьбе ему было отказано.
Были ли нарушены права Каледина? Как должен поступить в данной ситуации Каледин?
11. Какие из приведенных ниже признаков не являются признаками правового государства:
1) господство права;
2) разделение властей и осуществление публичной власти;
3) преобладание в экономике государственной собственности;
4) реальность прав и свобод граждан;
5) взаимную ответственность гражданина и государства.
Обоснуйте свой выбор.
12. Определите, что является главной особенностью организаций, представляющих гражданское общество:
а) формирование по инициативе государства;
б) отражение в деятельности правительственной программы;
в) проявление инициативной самодеятельности граждан.
Обоснуйте свой выбор.
13. Выберите из приведенных ниже определений верное:
Правовой статус личности – это:
а) законодательно установленные и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности;
б) ф ормально-определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе;
в) установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мера должного поведения.
Ответьте на вопрос: какие виды правовых статусов личности вам известны?
14. Определите, что в Конституции РФ закреплено как высшая ценность:
а) государственный суверенитет;
б) государственная власть;
в) человек, его права и свободы;
г) закон.
Поясните логику законодателя.
15. Заполните таблицу: «Эволюция института прав и свобод человека»:
Поколение | Хронологический период | Перечень основных прав и свобод |
16. Раскройте механизм обеспечения прав и свобод человека в рамках системы ООН. Поясните его действие на конкретном примере.
17. Нарисуйте схему: «Международные акты, закрепляющие право человека на образование». Дайте краткую характеристику каждому из приведенных актов.
18. Дайте развернутую характеристику прав работников на охрану труда согласно российскому законодательству. Каковы предоставляемые государством гарантии в данной сфере?
19. Приведите конкретный пример индивидуального трудового спора работника с администрацией предприятия или организации любой формы собственности. Объясните порядок разрешения данного спора, руководствуясь нормами Трудового кодекса РФ.
20. Решите следующее тестовое задание:
Какие формы источников преобладают в регулировании правоотношений социального обеспечения?
а) Законы РФ;
б) Постановления Правительства РФ;
в) Указы Президента РФ;
г) локальные акты;
д) Конституция РФ.
21. Заполните таблицу: «Формы обращения граждан Российской Федерации в государственные органы»
Форма обращения | Причина обращения |
Заявление | |
Предложение | |
Жалоба | |
Ходатайство | |
Коллективное обращение граждан | |
Петиция |
22. Составьте развернутый план ответа на вопрос: Основные цели и задачи государственной информационной политики Российской Федерации на современном этапе.
23. Заполните таблицу: «Содержание адвокатской деятельности по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан»
Вид судопроизводства | Основные направления деятельности адвоката |
Конституционное | |
Гражданское | |
Административное | |
Уголовное |
24. Сделайте сравнительный анализ полномочий частных и государственных нотариусов.
25. Решите следующее тестовое задание:
Какой элемент не относится к правовому статусу судьи?
а) несменяемость;
б) неприкосновенность;
в) неподсудность.
26. Решите следующее тестовое задание:
Конечной инстанцией по обжалованию действий нотариуса является:
а) суд;
б) нотариальная палата;
в) прокуратура.
27. Дайте развернутый ответ на вопрос:В чем состоит общегосударственная система мер профилактики экстремизма и терроризма в Российской Федерации?
28. Раскройте понятие коррупции в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции».
29. Охарактеризуйте основные направления уголовно-правовой политики России в сфере борьбы с коррупционными преступлениями.
30. Укажите, какое из нижеприведенных определений соответствует понятию «нарушение прав человека»:
1) создание препятствий в реализации человеком разрешенных возможностей;
2) арест;
3) содержание под стражей;
4) требование сотрудником правоохранительных органов предъявить документ, удостоверяющий личность;
5) обыск.