Н. Макиавелли о политике

 

Макиавелли вошел в историю мировой мысли как создатель политологии как науки. Политологию он отделяет от теологии и от этики. Этические и религиозные мотивы мыслитель определяет как мотивы должного, а политические как мотивы сущего, т. е. основанные на выгоде, материальных интересах или силе.Основным принципом и закономерностью политического поведения человека для Макиавелли был прагматизм как вседозволенность средств для достижения поставленных целей, ограниченная рамками конкретных уcловий.

Базовый принцип прагматизма становится основой для выведения ряда вспомогательных принципов:

1) рациональная политика требует соответствия целей и средств;

2) рациональная политика требует соответствия целей и средств внутренней и внешней политики;

3) стабильность и суверенитет государства основываются на консенсусе (согласии) граждан относительно целей и средств государственной политики;

4) чтобы легитимировать власть, государь при выборе методов ее осуществления должен учитывать психическое состояние общества как совокупность его традиций, стереотипов и ориентации.

Он считал, что человек способен захватить власть либо на основании своих достоинств (virtu), либо на основании благоприятных обстоятельств (fortипа), т. е. случайно, но при этом удержать власть случайно нельзя.Захват и удержание власти требуют жестокости в отношении врагов, но она должна быть разумно ограничена:

1) жестокость (непопулярные меры) нужно совершать однократно и в максимально необходимом объеме, в рамках сценария «шоковой терапии», а милосердие необходимо растягивать на длительный срок; при изменчивости человеческой психологии жестокость забудется, а многократные благодеяния государя - нет;

2) все непопулярные меры нужно совершать руками помощников, а популярные - самому государю; при этом целесообразно возлагать на своих помощников ответственность за совершенные ими злодеяния или неудачи. Сила и успех действий государя в значительной степени зависят от его окружения. Он должен подбирать помощников по стандартам «оптиматов», т. е. компетентности.

Макиавелли считает, что власть государя будет стабильна, если он будет опираться на народ, а не на аристократию. Худшее, на что способна аристократия - это мятеж и разрушение государства, в то время как худшее, на что способен народ, - это нелояльность. Стабильность государства возможна только при эффективном обеспечении внешней безопасности. Макиавелли видит опасность войны в сравнении с другими видами государственной деятельности в том, что ее неудачный опыт нельзя использовать второй раз, т. к. переиграть войну нельзя. Для того чтобы обеспечить надежность обороны, нужно заменить наемников-кондотьеров армией из граждан-добровольцев. Он считает, что государь должен творить добро по возможности, а зло — по необходимости. Мыслитель исходит из того, что добродетели полезны не при их наличии, а при их видимости. В то же время государь не сможет эффективно управлять государством, если он обладает врожденными пороками. Макиавелли допускает его недобродетельное поведение лишь в той степени, в какой это необходимо для подавления Конкурентов в борьбе за власть.

Мыслитель считает, что политики вправе не соблюдать договоры, если изменились обстоятельства, существовавшие в момент заключения договора, если изменились цели участников договора, либо договор был нарушен другой стороной.

Сложная, неоднозначная и многоплановая политико-правовая концепция Макиавелли стала базой для развития течения «политического реализма», обосновывающего необходимость теоретического осмысления и практической реализации государственной политики на основании реально существующих обстоятельств.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: