Характеристика макроэкономической (косвенных факторов) ситуации с помощью принятого в мире стандарта PЕSTE:
Policy - Политические и правовые факторы
Economy - Экономические факторы
Society - Социальные факторы
Technology - Технологические факторы
Ecology – Экологические факторы
PЕSTЕ - анализ
Факторы | Возможности | Угрозы |
Политические (Р – факторы) | ||
Экономические (Е – факторы) | ||
Социокультурные (S – факторы) | ||
Технологические факторы (Т – факторы) | ||
Экологические (Е - факторы) |
Анализ факторов среды прямого воздействия (непосредственного окружения) приведен в таблице.
Анализ факторов среды прямого воздействия
Факторы | Возможности | Угрозы |
Поставщики | ||
Конкуренты | ||
Потребители |
Матрица профиля внешней среды
Факторы среды | Важность для отрасли | Степень влияния на организацию | Направленность влияния | Степень важности |
Политические | ||||
Экономические | ||||
Социальные | ||||
Технологические | ||||
Конкуренты | ||||
Поставщики | ||||
Покупатели |
Важность для отрасли по шкале: 3 – большая, 2 – умеренная, 1 – слабая;
|
|
Влияние на организацию по шкале: 3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое, 0 – отсутствие влияния;
Направленность влияния по шкале: +1 – позитивное, -1 – негативное.
3
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. Для покупателей анализируется их географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту. Торговая сила покупателя определяется информированностью, объемом закупок, степенью зависимости продавца и покупателя, наличием замещаемых продуктов, стоимостью для покупателя перехода к другому продавцу, а также чувствительностью к цене. При оценке поставщиков рекомендуется изучить стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком.
Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
уровень специализации поставщика;
стоимость привлечения других клиентов;
степень специализации покупателя в приобретении определенных ресурсов;
концентрация поставщика на работе с конкретными клиентами;
важность для поставщика объема продаж.
В ходе анализа конкурентов, в первую очередь, выявляют их слабые и сильные стороны. Анализ внутренней среды вскрывает тот потенциал, на который может рассчитывать компания в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:
|
|
кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
организация управления;
производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки;
финансы фирмы;
маркетинг;
организационная культура.
Анализ окружающей среды должен проводиться постоянно, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения компании.