Лекция I. Роль культурной политики в государственном регулировании социально-экономических процессов в Российской Федерации

Татьяна Валентиновна Кузнецова

Методы и инструменты государственного регулирования сферы культуры

Курс лекций

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2006


 


Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………... С. 3

Лекция I. Роль культурной политики в государственном

регулировании социально-экономических процессов в

Российской Федерации……………………………………………...С.

Лекция II. Регистрация деятельности организаций и их специфика

в сфере культуры ……………………………………….……………….С.

Лекция III. Лицензирование деятельности организаций в

сфере культуры………………………………………………………….С.

Лекция IV. Государственный заказ в области культуры

 как инструмент регулирования сферы культуры………………….…С.

Лекция V. Налогообложение как один из экономических

экономических инструментов государственного

регулирования в сфере культуры……………………………………….С.

Заключение………………………………………………………….……С.

Литература………………………………………………………….…….С.



Введение

 

Вот уже более пятнадцати лет Россия стремится вписаться в рыночную экономику. «Рынок – величайшее достижение цивилизации. Однако он не всемогущ. Известны ситуации, когда он допускает ошибки – «провалы рынка». Именно в такие «провальные зоны» и попадает большинство организаций социальной сферы. Для устранения «ошибок рынка» требуется вмешательство государства. Когда рынок справляется сам, государству вмешиваться не надо. Если же государственное вмешательство необходимо, то оно должно обеспечивать улучшение положения «страдающих» от рынка субъектов экономических отношений. Это и есть либеральная экономическая идея».1

С начала 1990-х годов – периода коренных преобразований в экономике России – государство исходило из необходимости введения задачи сохранения и развития отечественной культуры. Это выразилось в установлении ряда законодательных актов, обеспечивающих бюджетное финансирование организаций культуры на разных уровнях, в принятии федеральных и региональных программ поддержки культуры, в установлении налоговых и иных льгот для отдельных категорий субъектов культурной деятельности. Однако заложенные в них принципы не носили системного характера и со временем перестали обеспечиваться реальными возможностями государства. Сегодня, в 2006 году, ужесточение финансового контроля, отмена свободы хозяйствования, отмена части этих льгот воспринимаются как невнимание со стороны власти к нуждам отрасли культуры. «Политика, осуществляемая сегодня в культуре, позволяет предполагать, что государство недооценивает роль культуры не только как мощного и уникального фактора развития, но и как гаранта стабильности общества, упрочения благосостояния и социального статуса его членов».1

Ограниченность бюджетного финансирования, а также нестабильность экономической ситуации в целом, «снизили количественные и качественные показатели потребления культурной продукции в Российской Федерации».2  Для значительного числа граждан России, традиционно посещавших организации исполнительских искусств, их услуги стали недоступными, в связи с чем либо уменьшился объем их предоставления, либо серьезно трансформировалась потребительская аудитория, диктующая в свою очередь учреждениям культуры свои эстетические предпочтения. В каком-то смысле это можно читать нарушением конституционных прав граждан, а также прав человека, закрепленных международно-правовыми нормами.3

В то же время культура являет собой наиболее воспринимаемый способ внедрения государственной идеологии в сознание граждан, подтверждением чему служит культурно-идеологическая политика СССР и многих других, в том числе и тоталитарных, стран. Возможности государственного влияния через культуру на отдельного гражданина или на их группы сегодня Россией утрачиваются, что не способствует устойчивому и непрерывному формированию гражданского общества и повышению национальной самооценки.

Поэтому перед Российской Федерацией стоит задача выработать общие принципы государственного регулирования культуры в целях обеспечения широкого доступа к сознанию масс для формирования и развития демократических традиций. Эта задача выполнима при условии реформирования социальной сферы, построенной на взаимодействии государственных структур с государственными и негосударственными некоммерческими организациями и создания ресурса, с помощью которого можно обеспечить реализацию модели опережающего развития.

 В связи с вышеизложенным и с начинающейся реструктуризацией социальной сферы роль государственного регулирования должна возрастать.

Роль государства и способность его регулировать социально-экономические процессы определяется его социально-экономической политикой. Социально-экономическая политика – совокупность действий по управлению экономикой, включающая в себя элементы антициклического отраслевого и антимонопольного регулирования. В моих лекциях будет уделено внимание проблемам отраслевого регулирования сферы культуры, на которое оказывает существенное влияние комплекс законодательных актов и административных мер.

 Задачей настоящих лекций стало изложение специфических механизмов государственного регулирования культурного процесса. К ним в наибольшей степениотносятся государственный социальный заказ, регистрация и лицензирование организаций   культуры и налоговая политика.



Лекция I. Роль культурной политики в государственном регулировании социально-экономических процессов в Российской Федерации.

Осуществление в нашей стране рыночных реформ и переход к социально-регулируемой экономике настоятельно требуют преобразования управления всей системой социально-ориентированных отраслей, в том числе, и культуры. Современная российская модель социальной политики включает в себя отказ от патернализма, разгосударствление многих организаций социальной сферы, освобождение государства от функций непосредственного представления гражданам социальных услуг, формирование рынка этих услуг с реально возникающей конкуренцией их производства.

Поэтому, вероятно, есть необходимость в поиске оптимального сосуществования рыночных отношений и социальной ориентированности, продвижения частной инициативы и общественно-государственной защиты слабых. Такое уравновешенное состояние может дать только государство с социальной ориентированной, но рыночной политикой.

«Государственная социальная политика – это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты. Ключевой характеристикой социального рыночного хозяйства является социальная направленность (или социальная ориентированность) экономического развития». 1

Прежде, чем определить, как реально связаны государственное регулирование социально ориентированной рыночной экономики и культурная политика, рассмотрим, во-первых, ключевые понятия государственного регулирования и культурной политики.

Сегодня каждый из нас ощущает неопределённость культурной политики нашего государства. Многие понимают, как важно заботиться о сохранении культурной самобытности России и её национальной идентичности. На практике же именно в этой области в России существует много проблем.

Современная культурная ситуация в РФ не всегда способствует, как это должно быть, процветанию национальной культуры. Во многих сферах, например, в кино, на телевидении приоритеты отдаются подчас низкопробным образцам массового искусства.

Вмешательство государства в экономику является объективно необходимым, независимо от того, рыночная ли это экономика или командная. В командно-распределительной экономике СССР, исторически показавшей свою неэффективность и несостоятельность, государство брало на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг, в том числе, и культуры.

В рыночной экономике государство не ставит перед собой задачи непосредственной организации производства товаров и услуг и распределения ресурсов, так как не имеет права распоряжаться ресурсами, факторами производства и произведенными товарами. Рыночная система дает преимущество в принятии решений производителям и потребителям, но и в ней государственное регулирование имеет весьма большое значение, так как механизм рынка не в состоянии решить все проблемы экономического роста. В условиях свободной конкуренции государство вынуждено брать на себя содержание важнейших структур экономики, таких, как связь, железные дороги, проблемы науки, образования и культуры, обороны, экологии, воспроизводства рабочей силы и т.д.

Рынок имеет негативные стороны, не способствующие сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды, регулированию использования ресурсов, принадлежащих всему обществу. В этих условиях часто игнорируются негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, населению не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается развитие фундаментальных исследований в науке.

 Рынок в основном ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Поэтому государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимательских фирм, конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется направлять значительные ресурсы на удовлетворение потребностей населения, создавать производство общественных товаров и услуг. Необходимость участия государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться о социально необеспеченных группах населения, инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы, регулировать национальный платежный баланс и валютные курсы.

В условиях современной России государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными институтами для приспособления социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Многие экономисты признают, что ГРЭ - это целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешнего рынков посредством макроэкономических регуляторов в целях достижения равновесного роста экономической системы.1

 В переходный период любого государства к рыночным отношениям потребность в социальных гарантиях возрастает. Однако, в современной России в последнее десятилетие отчетливо просматривается тенденция к снижению социальных гарантий, которая дискредитирует концепцию построения в ней рыночных отношений. Утраченные социальные функции экономики лишают народное хозяйство РФ не только возможностей повышения эффективности общественного производства, но и его простого воспроизводства. «Сегодня, - как справедливо пишут Р.С. Гринберг и А.Я. Рубинштейн, - задача заключается в большей степени в необходимости остановить катастрофическое падение социальной сферы, а вовсе не в повышении экономической эффективности общественного производства. Представляется сомнительной такая последовательность, как сначала экономический рост, а потом удовлетворение общественных потребностей».2

Эта установка должна была бы стать целью дальнейших экономических преобразований. Отметим, что в современных условиях реформирования экономики нашей страны без достижения социальной стабильности, социальных гарантий для населения становится невозможным и достижение основной цели построения рыночной экономики – рост экономической эффективности производства товаров и услуг: удвоение ВВП.

 Исходя из этого, ГРЭ должно обеспечивать поддержку социальной сферы, соответственно определяя свои цели, которые не равнозначны по значению, масштабам воздействия и подразделяются на генеральные и конкретные.

Генеральными целями являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение конкурентных преимуществ национальной системы экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

Сегодня в мировом сообществе сформированы две основные модели государственного регулирования.

Первая модель, характерная для США, позволяет четко реагировать на изменения рынка. Это обеспечивается разнообразием институтов и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного воздействия на макро- и микроуровне, сочетанием различных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

Вторая модель, характерная для Японии, предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем ограничения государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в согласовании интересов государства и предпринимателей.

Применительно к обеим моделям основными экономическими функциями, которые должно выполнять государство, являются следующие функции.

Таблица 1.

№№ п/п ФУНКЦИИ
1. Обеспечение поддержки функциональной рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство
2. Перераспределение дохода путем корректировки перераспределения ресурсов с целью стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции
3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, транспортную систему, энергетику, коммунальную систему, водоснабжение и т.д., обеспечение функционирования образования, здравоохранения, культуры, экологии с учетом общественных интересов
4. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ страны в мировой экономике

 

Государство осуществляет свои функции через правительство и его хозяйствующие субъекты, которые образуют институциональную структуру рыночной экономики, действующую в соответствии с законодательством.

Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, демократическое государство использует систему правовых методов и инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Методы государственного регулирования, являясь правовыми, делятся на экономические и административные. На схеме 1 представлены правовые методы и инструменты ГРЭ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: