Сравнения, тропы и т.д

И.Ф.ВОЛКОВ «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

Тема: «Художественный образ»

 

У искусства есть свое особое, специфически художественное содержание. Оно есть результат расширенного творческого освоения характерного содержания жизни и предстает в виде художественно типизированной или художественно освоенной характеристики, то есть такой характеристики, в которой художник творчески освоил связь индивидуального бытия человека с обществом или с миром в целом. Вот эта художественно освоенная характерность и есть основная единица художественного содержания. Она может выступать или как целостный характер индивида, или как характерная жизнеподобная ситуация, или как характерное настроение и т.д

Что же представляет собой форма художественного произведения?

Художественная форма – конкретно-чувственное бытие

Художественного содержания; то, что делает художественное

Содержание непосредственно воспринимаемым.

Окончательно художественная форма складывается, когда внутренние, воображаемые конкретно-чувственные детали закрепляются в устойчивых материальных средствах, в литературе они воплощаются в языке, в художественной речи. Тогда внутренняя воображаемая художественная форма приобретает устойчивость. В художественной форме необходимо различать по меньшей мере три стороны, или три уровня:

 

Внешняя материальная форма: человеческая речь, звуки, тело-

Движения.

Внутренняя, воображаемая конкретно-чувственная форма: 

в эпосе – система предметно – изобразительных деталей;

В лирике – ритм, интонация.

Композиция – взаиморасположение деталей художественной

Формы – внутренней и внешней

Три стороны формы, их отдельные элементы являются конкретно-чувственным воплощением собственно художественного содержания и потому имеют собственно художественное значение.

С другой стороны, художественное содержание окончательно складывается только тогда, когда оно воплощается в определенной, устойчивой системе конкретно-чувственных форм.

Художественно определенная характерность жизни – основная единица художественного содержания.

 

Основной единицей художественной формы является образ.

Существует несколько определений образа.

1.Философское определение:

Образсубъективное отражение объективного мира.

Всякое ощущение, представление, сознание, понятия – объективные образы объективного мира.

Художественный образ, естественно, также субъективный образ субъективного мира, но в этом отражена не вся его специфика.

 

2. Образконкретно-чувственное отражение конкретной действительности и конкретно-чувственное отражение каких-то идей, вообще субъективное отношение людей к жизни.

Однако такое определение также неполное, потому что такое отражение свойственно не только художественному образу, но и многим другим областям общественного сознания.

 

К конкретно-чувственным образам относятся иконические образы, или образы-знаки, то есть образы, обозначающие предметно нечто такое, что находится за пределами этого образа (икона, дорожный знак и т.д).

Х.О. нельзя свести только к знаку, так как его нельзя свести только к обозначению того, что находится в действительности. Он всегда является конкретно-чувственным воплощением особого, собственно художественного содержания – результата творческого освоения художником реальной действительности.

Есть также еще и фактографические образы. Сами по себе они не имеют художественной значимости, но могут приобретать такую значимость, если включаются в состав художественного произведения в качестве конкретно-чувственного материала для формирования и воплощения собственно художественного содержания. (Документализм в художественном произведении).

Ближе всего к Х.О. находится информационно- журналистский конкретно-чувственный образ.

В Х.О. реальная жизненная характерность предстает уже не сама по себе, не просто как предмет оценки, а в творческом синтезе с авторским отношением к ней, то есть как творчески преобразованная характерность и поэтому как часть особой, второй, художественной действительности.

Вновь созданная художественная реальность является составной частью реальной действительности, специфически художественной разновидностью творчески созидательной общественной деятельности.

 

3.С 20-х годов по наше время существуют в литературоведении два подхода к исследованию природы Х.О.

А. Х.О. - чисто речевое явление, свойство языка художественных произведений.

Б. Х.О.- система конкретно-чувственных деталей, воплощающих содержание художественного произведения, причем не толькодеталей внешней, речевой формы, но и внутренней, предметно-изобразительной и ритмически-выразительной.

4.В 50-е-60-е годы дискуссия по статье А.И.Ефимова «Образная речь в художественном произведении». Автор различал два вида образов:

А. Литературные образы (образ Татьяны, образ Онегина).

Б. Речевые образы, то есть изобразительно-выразительные 

Свойства национального языка: красочные выражения,

сравнения, тропы и т.д.

По Ефимову, образно-художественная речь определяет специфику литературных творений. Автор данной концепции не учитывал, что речевые образы, как и вообще речь приобретают художественную значимость только тогда, когда они становятся средством воплощения собственно художественного содержания, в частности, характеров героев эпических произведений как результата художественно-творческого освоения реальных характерностей жизни.

С Ефимовым вступили в полемику В.Назаренко, П.Палиевский, В.Турбин, Ю.Рюриков. Художественный образ не сводится к художественности языка, наряду с языком он включает и другие средства, выполняющие особую, собственно художественную функцию.

 В.Назаренко в качестве самостоятельных художественных образов выделил детали внешности, что столь же узко, как и отождествление художественного образа с элементами речевой образности. Нельзя смешивать образ и образные детали, из которых этот образ и складывается

П.Палиевский написал статью «Образ или «словесная ткань»?» («Внутренняя структура образа» в академическом издании «Теории литературы»). Палиевский рассматривает художественный образ как сложную взаимосвязь деталей конкретно-чувственной формы, как систему образных деталей находящихся в сложном взаимоотражении, благодаря чему создается нечто существенно новое, обладающее колоссальной содержательной емкостью. (В качестве простейшего примера можно привести мифологический образ кентавра –Человек плюс животное = новое существо, не существующее реально, но заключающее в себе всю сущность мира, какой она представлялась древнему художнику, в органическом единстве природы и человека).

 

Художественный образ – это система конкретно-чувственных средств, воплощающая собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности.

М.Б.Храпченко в статье «Горизонты художественного образа» дает итоговое определение художественного образа:

«Художественный образ – это творческий синтез общезначимых, характерных свойств жизни, духовного «я» человека, обобщение его представлений о существенном и важном в мире, воплощение совершенного, идеала, красоты. В структуре образа в тесном единстве находится синтетическое освоение окружающего мира, эмоциональное отношение к объекту творчества, установка на внутреннее совершенство художественного обобщения, его потенциальная впечатляющая сила».

Художественное содержание выявляется в том, что характерность реальной действительности, творчески освоенная, предстает в произведении искусства как нечто конкретное (характер человеческого индивида, характерное событие, переживание, настроение, явление природы), так и художественная форма приобретает определенность в том, что система конкретно- чувственных форм – речевых и воображаемых – образует нечто индивидуальное (образ человеческого индивида, образ какого-либо животного кентавра, сфинкса, образ какого-нибудь события, переживания, настроения, явления природы).

 Следовательно,

Художественно сотворенная индивидуальность представляет собой

 1. основную единицу художественного содержания - характер героя эпического произведения;

  2. основную единицу художественной формы – образ того же героя.

Анализируя содержание эпического произведения, мы раскрываем характеры (художественно типизированное и творчески освоенное содержание жизни). Анализируя форму эпического произведения, мы анализируем образы героев (то есть те конкретно-чувственные средства, которые воплощают, делают непосредственно воспринимаемыми характеры героев). При этом без этого анализа невозможно раскрыть и содержание эпического произведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: