Импрессионизм в литературе и живописи. Неоромантическая стилевая тенденция в литературе

            Импрессионизм сформировался во Франции во второй половине XIX ст. Название возникшее после проведение выставки в 1874 году, где была представлена картина К. Моне "Впечатление. Восход солнца" (1873). Представителями импрессионизма в живописи были К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега и др.; в музыке М. Равель, К. Дебюсси, М. Де Фалья, Дж. Пуччини, С. Скотт и др.; в литературе братья Гонкури, А. Доде, П. Верлен (Франция), С. Цвейг (Австрия), С. Жеромський (Польша), И. Бунин, К. Бальмонт (Россия), М. Коцюбинский, М. Вороной (Украина) и др.

Атомизация сознания и реальности, относительность и субъективизм характеризуют в целом импрессионистический взгляд на мир. 

Признаки импрессионизма в живописи: отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет отрывистыми штрихами, которые будто фиксируют каждое впечатление. При восприятии картины очевидным становится скрытое единство и связь частей.

Культ "первого впечатления" ощущается и в других видах искусства импрессионизма, в частности - в литературе. Писатели-импрессионисты в литературе считали, что истина приоткрывается человеку лишь в единый миг (фиксация мгновенных впечатлений).

Импрессионистическая техника письма в литературе, импрессионистические повествовательные приемы: отсутствие четкой линии действия (ослабленность функции фабулы), усиление лирического типа сюжета, фиксирующего динамику переживания повествователя, фрагментарность характеристик героев; не самостоятельная функция пейзажа, портрета, интерьера, т. к. главное -- впечатления героя от природы, внешности других персонажей и т.д.; нестандартный ракурс представления темы, человека; контрастность в картине мира (наличие бинарных оппозиций на всех ее уровнях); повышение функции изобразительных характеристик (цветов, оттенков, полутонов); разработка приема «остранения»: подача хорошо известных фактов и явлений как неизвестных, впервые увиденных. Русские формалисты в 20-х годах XX столетия рассматривали "остранение" (от рус. "странный") как ведущую стратегию современного им художественного творчества. 

Д. Мережковский в работе "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893) прямо отождествил остранение с импрессионизмом: "... Прекрасное должно несколько удивлять, казаться неожиданным и редким. Французские критики более или менее удачно назвали эту черту импрессионизмом".

 Импрессионистский культ мгновенного впечатления в единстве с принципом ассоциативного письма прокладывал путь литературе "потока сознания" (отдельные произведения И. Бунина, Дж. Джойса, М. Пруста и др.).

Воссозданием тончайших личностных переживаний отличался не только импрессионизм, но и неоромантизм. В культурном сознании кон -- Х1Х -- начала ХХ веков оживление неоромантических интенций связано с углублением конфликта между идеалом и действительностью. Не принимая принципы существования современного мира, некоторые писатели противопоставляли ему мир своей мечты (обычно экзотическое географическое пространство или экзотическую среду (бродяг, моряков т. д. – людей профессий риска). В центре внимания таких произведений – необычный герой, который, в отличии о героя-романтика, уже способен превратить желаемое в действительное. Уже современники М. Горького писали о Челкаше -- герое одноимённого рассказа писателя, что он производит впечатление человека не стремящегося к свободе, а обладающего ею. Если для романтического сознания характерен разрыв между идеалом и действительностью, то неоромантики стремились в творчестве этот разрыв преодолеть. Особенности поэтики неоромантических произведений: яркий и нестандартный герой, в поведении которого преобладает действенное начало, способность на поступок, динамичный сюжет с элементами риска, иногда с использованием компонентов фантастики; разработанный романтической поэтикой принцип контраста в неоромантизме проявляется на всех уровнях структуры художественного мира и текста. Представителями литературы неоромантизма: А. Конан Дойль, Кнут Гамсун, Ф. Гарсия Лорка, Джек Лондон, Р. Л. Стивенсон. В русской литературе неоромантизм проявился как стилевая тенденция в раннем творчестве М. Горького,. Актуализацию неоромантизм в американской и европейских литературах конца Х1Х - начала ХХ веков можно рассматривать и как проявление эстетической реакции на литературный натурализм, доминирующий в эпохе пафос декаданса.

В модернистской литературе часто наблюдается взаимодействие приемов разных направлений и течений. Модерные произведения, как правило, не характеризуются стилевой однозначностью. Так, текст с неромантическим сюжетом может включать компоненты других стилевых течений модернизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: