IV.1. Методы воспитания и их роль в воспитательном процессе

Метод воспитания не придумывается, но создается произвольно, он даже не является продуктом творчества субъекта. В выборе метода субъект полностью зависит от того, каким он предвидит результат.

Предвосхищение воспитательного результата в сознании педагога создает предпосылки для мысленного конструирования пути (путей) достижения предполагаемого результата. "Категория метода воспитания отражает двойное предвосхищение: "знаю чего хочу получить, знаю и как этого достичь". Метод воспитания - это модель организации взаимообусловленной деятельности педагога и ребенка, конструируемая с целью формирования у него ценностного отношения к миру и к самому себе".1

Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1998г. - С.462

Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1998г. - С.462

Следовательно, метод вводится в процесс осознания природы поставленной цели, он жестко диктуется ходом производимого мыслительного анализа.

По количеству методов не может быть ни много, ни мало - ровно столько, сколько необходимо для программируемого результата, исходя из природы данного результата.

Методика педагога как система методов целиком определяется мерой осознанности результата: чего хочет педагог сейчас, когда организует воздействие на детей? Что планирует педагог получить в качестве итогового результата? "Предположим, педагог желает воспроизвести в воспитаннике свое второе "Я". Методика будет следующей: показ - приказ - контроль - оценка. Допустим, педагог считает, что главное в детях - послушание. Тогда методика выстраивается иначе: знание - требование - контроль - оценка. Примитивная задача обеспечивается примитивными методами. Но и они существуют в наборе: ни больше, ни меньше. А также составляют систему: последовательность, зависимость, взаимообусловленность".2

См.: там же. - С.463

Система методов воспитания сложна, так как цель воспитания многопланова, многомерен человек, противоречивы взаимоотношения его с миром. Данная сложность добавляется традиционно укрепившимся смешением понятий "методы воспитания" и "методы воздействия".

В связи с этим, отметим, что " методами воспитания называют способы (пути) реализации целей, задач и организации целостного педагогического процесса".3

Макаев В.В. Педагогика: Курс лекций для студентов. Ч.1. - Пятигорск, 1992г. - С.174

Ряд педагогов отмечает, что " методы воспитания - это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность".4 Известные факторы воспитания (социальная оценка в адрес субъекта, внутренний контроль субъекта) являются базой для выбора методов. "Следовательно, остается произвести проекцию этих факторов на реальность воспитательного процесса и обозначить факторные (объективно-обусловленные) влияния как способы воспитания личности. Педагог задает им определенное направление (социально-ценностный вектор), сопровождая происходящее педагогическим комментарием, инициируя социально-ценностную реакцию детей".

Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1998г. - С.464

Оперируя факторами формирования, педагог уже и владеет способами воспитания. Отметим данные факторы.

"Фактор социальной среды в личностном формировании трансформируется в воспитательной практике в метод организации воспитывающей среды, то есть в метод организованного взаимодействия детей со средой.

Фактор собственной активности человека, решительным образом влияющий на развитие человека, проходит педагогическую трансформацию и получает название метода организации воспитывающей деятельности.

Фактор возвратно-оценочного влияния взрослых на ребенка проецируется на воспитательную действительность, трансформируясь в организованное осмысление ребенком разворачивающейся жизни".5

См.: там же. - С.466

Самая разнообразная деятельность организуется в школе - именно такое разнообразие вовлекает детей в разносторонние отношения к жизни. Педагоги постоянно апеллируют к сознанию детей, помогая осмыслить важное в жизни человека, раскрывая социальную сущность того или иного явления, участниками, либо наблюдателями которого становятся дети.

Методы воспитания в своем разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов. Наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием в жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Для этого педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только методы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. "Методы эффективны, когда педагогом учитывается содействие самих детей его усилием, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному освоению и присвоению духовных ценностей".6

См.: там же. - С.465-466

Действенность приемов обусловлена постоянной практической опорой на психологию ребенка. Школьник реагирует на воздействия, проявляясь во взаимодействии не функционально, а как цельная личность, в единстве сознания, воли, ценностных установок, потребностей, интересов, чувств, инстинктов и привычек. "Метод воспитания должен быть психологически проникающим, опирающимся одновременно на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферы личности. Ребенок легко осваивает социально-ценностные формы поведения, убеждаясь в их полезности, приобретая личные мотивы усвоения. Успешность выработки у детей иммунитета против безнравственного поведения во многом обусловлена одновременным формированием у них вербальных понятий и пробуждением переживания чувства стыда, мучений совести. Воспитатель становится педагогически "влиятельным человеком" в детской среде, если в своем взаимодействии с учащимися находит место и юмору, и печали, и смеху, и сарказму, и искреннему проявлению восторга от прекрасного, возмущения безобразным, сочувствия трагическому".7 Сила личностного влияния педагога на детское сознание во многом определяется психологической эстетикой отношений. Педагогический эффект возникает только через эффект психологическго состояния, переживания, волевого напряжения. В живом общении с детьми, благодаря применяемым методам, педагог получает богатейшие сведения о детях, эффективности педагогического процесса, состоянии воспитательной работы в целом. Поэтому педагогическая ценность методов воспитания не только в их непосредственной организационной, воспитательной результативности, но и в том, что они являются источником важнейшей обратной информации, позволяющей педагогу диагностировать состояние воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития коллектива и личности.

Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. - М., 1998г. - С.169

Делая вывод, следует отметить, что "природа методов воспитания общественна. Они выбираются из системы способов организации общественных отношений. Общественные взаимодействия и воздействия, будучи педагогически преобразованными, становятся способами отношений воспитателей с детьми в детской среде, организации всех сфер детской жизни, формирования нравственно-эстетической сущности детской личности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: