double arrow

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ


 

 

Преподаватель знакомит студента с требованиями, предъявляемыми к курсовым работам; оказывает помощь в формулировании темы и плана работы; направляет работу студента при проведении исследований и обработке данных; осуществляет оперативное руководство работой; проводит регулярные консультации в ходе выполнения курсовой работы; подписывает работу и допускает студента к защите; составляет рецензию, протокол защиты.

Выполнение курсовой работы включает:  выбор темы курсовой работы, определение структуры и содержания, сбор информации, формулировка цели и задач исследования, выбор методов исследования, обработка информации, оформление работы, подготовка к защите и защита курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы.Примерная тематика курсовых работ рассматривается и утверждается на заседании кафедры, а затем предлагается студентам. Студенты выбирают тему курсовой работы самостоятельно, руководствуясь интересом к проблеме, практическим опытом, возможностью получения фактических данных, наличием специальной экономической литературы. Окончательный вариант формулировки темы курсовой работы обязательно должен быть согласован с руководителем. После этого составляется содержание, подбирается литература по теме исследования, а также согласовываются с руководителем сроки выполнения отдельных этапов работы. Тема курсовой работы должна быть актуальной, соответствовать специфике дисциплины «Финансы».




Определение структуры и содержания. После утверждения темы студент разрабатывает план курсовой работы и согласовывает его с научным руководителем. В дальнейшем план может уточняться под влиянием доступности информации, наличия программного обеспечения для обработки данных, осознанием студентом новых аспектов проблемы.

Сбор информации. Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Исследователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоречивости имеющихся в литературе понятий. В этом случае трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и те же понятия. Для нейтрализации этого факта студент должен изучить литературу по данной проблеме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется в литературе относительно интересующих его понятий и теорий. Если однозначности в определении понятий нет, приходится принять одну из возможных точек зрения и обязательно оговорить это в работе.

Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Студент, как правило, подбирает необходимую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в основном в рекомендациях и советах по отбору источников. При работе с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература и периодические издания, анализируются нормативные акты. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.



В первую очередь изучаются законы Российской Федерации, Постановления Правительства РФ, другие нормативные акты. Затем рассматривается специальная литература, причем целесообразно пользоваться наиболее поздними изданиями, отражающими окончательно сложившуюся точку зрения на проблему. Важную роль имеют научные статьи из периодических изданий, так как в них в сжатой форме содержатся результаты последних исследований по изучаемой проблеме.

Знакомиться с источниками следует в порядке, обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т.д. При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Консультант» и др. Подбор книг и статей следует производить с использованием систематических каталогов литературы в городских библиотеках, читальном зале вуза. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов, где есть указатель статей, опубликованных за год.



Известность автора также важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации маститых ученых. Как правило, малоизвестные авторы - это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения. Эти новые положения могут использоваться студентом в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике.

Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отражает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги исследователем должен быть направлен на поиск новых положений, которые следует оценивать критически.
Время издания отражает особенности того исторического периода, в которых писалась книга. В связи с этим книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрывает как «плюсы», так и «минусы» рынка.

Необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с правилами оформления списка литературы;

Формулировка цели и задач исследования.Анализ литературы дает возможность сформулировать цель и задачи исследования. Цель исследования – это решение, изучение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы. Задачи исследования конкретизируют ход достижения.

Выбор методов исследования. Для достижения поставленной цели подбирают методы и методики, адекватные задачам исследования. Методы исследования – это инструмент исследователя. Они помогают четко регламентировать процедуру исследования, достаточно четко фиксировать изучаемые явления, открывают путь к достижению цели и позволяют экономить силы и время. Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.

Обработка информации. Обработка результатов исследования и их интерпретация. На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц и графиков. Систематизация, анализ и обработка фактических материалов предлагают широкое использование в курсовой работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений. На этом заканчивается само исследование и начинается его оформление.








Сейчас читают про: