Примеры заданий в тестовой форме

Биология человека

 

Методические указания

для аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по специальностям

«Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия»

 

Тверь, 2012

 

 

УДК 575: 616-007

ББК 28.02

П 588

 

Биология человека. Методические указания для аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы студентов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия».

 

 

Методические указания составлены коллективом кафедры биологии и предназначены в помощь студентам I курса при подготовке и выполнении практических занятий дисциплины по выбору студента «Биология человека».

Авторы-составители:

профессор, доктор биологических наук М.Б.Петрова

доцент, кандидат биологических наук Е.А.Харитонова

доцент, кандидат медицинских наук Н.В.Павлова

доцент, кандидат биологических наук Н.В. Костюк

ст.преподаватель, кандидат химических наук Л.А.Курбатова

старший преподаватель, кандидат биологических наук Н.В.Ильяшенко

ассистент Н.В. Батулина

 

Рецензенты:

Иванов А.Г., доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины ТГМА;

Шестакова В.Г., доцент, кандидат биологических наук, зав. кафедрой гистологии, эмбриологии и цитологии ТГМА

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

                        

Значение экологии для медицины

Современные глобальные экологические проблемы. Радиационная безопасность

Экологическая безопасность и здоровье человека

Влияние звуков на организм человека.  Шумовое загрязнение

Экологическая культура человека. Экологический мониторинг окружающей среды

Биогеохимические провинции, экологически обусловленные и зависимые заболевания

Токсическая безопасность. Ядовитые морские беспозвоночные

Ядовитые членистоногие

Ядовитые позвоночные

Зоотоксины и их использование в современной медицине

Фитотоксины и алкалоиды, их влияние на человека. Растительные яды

Эпидемиологическая безопасность.

Болезни  XXI века

Биоритмы

Рубежный контроль по модулю «экология»

Генетическая безопасность

Генетически модифицированные организмы и продукты

Клонирование

Редкие генетические заболевания человека

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ СТУДЕНТОВ

 

Тема: ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

изучить основные понятия экологии, компоненты окружающей среды; виды экологических факторов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Вводное слово преподавателя

II. Экскурсия по биологическому музею кафедры.

III.Входной контроль в форме устного собеседования «Вопрос-аукцион ».       

IV. Работа в малых группах.

V. Заключительное слово преподавателя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

    I. «Вопрос-аукцион». Назовите одно понятие экологии, например: «Экология – это наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды» или «Термин «экология» впервые был введён Геккелем». Побеждает в аукционе студент, высказавший тезис последним. 

    II. Работа в малых группах. Разделитесь на три группы. Для удобства обсуждения сядьте ближе друг к другу, получите свою тему для обсуждения:

    1 группа – «Экология как наука»,

    2 группа - «Экологические проблемы»,

    3 группа – «Особо охраняемые природные территории».

    В течении 10 минут группам составить текст из 10-15 предложений, в которых намеренно допустить три ошибки. Другая группа студентов должна выявить ошибки и дать правильный ответ. Тему можно представить в виде: текста, небольшой сценки, в стихах и т.д. Обязательным является участие каждого члена команды в работе (активно слушать, формировать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

ЛИТЕРАТУРА

Http://elibrary.ru

Http://medart.komlog.ru

Http://www.liebertpub.com

4. www.biblioclub.ru Логин: tgmalibrary@mail.ru

Www.POLPRED.com.

Www.med.polpred.com

Тема: Современные глобальные экологические проблемы. Радиационная безопасность

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

изучить причины возникновения глобальных экологических проблем; рассмотреть виды загрязнения окружающей среды, их влияние на живые организмы и пути устранения.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Вводное слово преподавателя.  

II.Тестовый контроль и устное собеседование по теме занятия.

Заслушивание и обсуждение реферата.        

III. Просмотр фильма «Глобальные экологические проблемы».

IV.Заключительное слово преподавателя. Распределение заданий для внеаудиторной работы.

 

Информационный блок

Экология (от греческого οικος – дом, обиталище и λόγος – учение) наука о взаимоотношениях растительных и животных организмов и окружающей их неорганической средой.

По мере ускорения темпов научно-технического прогресса воздействие человечества на природу становится все более мощным. В настоящее время оно соизмеримо с действием природных факторов. Сегодня общую экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как критическую. Характерной особенностью нашего времени является интен­сификация и глобализациявоздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее негативными последствиями

Сегодня общую экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать близкой к критической. Уровень загрязнения приблизился к катастрофическому.   

     Отходы производственной дея­тельности все больше загрязняют литосферу, гидросферу и атмо­сферу Земли. Адаптационные механизмы биосферы не могут справиться с нейтрализацией увеличивающегося количества вред­ных для ее нормального функционирования веществ, и естествен­ные системы начинают разрушаться.

В опасности оказались такие реки, как Обь, Волга, Дон, Миасс. В городах Москва, Новосибирск, Липецк, Барнаул, Магадан, Самара, Тверь и еще в нескольких десятках городов загрязнение воздуха превысило допустимые нормы.

Другая проблема - использование Мирового океана. Сохранение его природного потенциала возможно путем его рационального использования, борьбы с загрязнением и запрещения испытаний различного оружия. Ухудшение качества воды обусловлено, прежде всего, недостаточностью и несовершенством очистки загрязненных природных вод в связи с ростом объемов промышленных, сельскохозяйственных и хозяйственно – бытовых стоков.

Энергетическая и сырьевая проблема связана с неравномерностью распределения минеральных ресурсов по территории земного шара. Известно, что большая часть минерального сырья располагается в развивающихся странах, а главными потребителями являются высоко развитые государства.

Почвенный покров определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Несовершенство сельскохозяйственных приемов и применение крайне вредных, но дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями растений и в целях повышения урожайности приводит к быстрому истощению почв.
     Сохранения биологического разнообразия - разновидностей растений, животных, микроорганизмов, экосистем в последнее время уделяется все большее внимание в мире. С каждым годом происходит исчезновение и уменьшение биологического разнообразия, что связано с разрушением среды их обитания в результате (в основном) антропогенной деятельности. Так, горнодобывающая промышленность, интенсивное рыболовство и другие виды деятельности человека приводят к широкомасштабным потерям мест обитания живых организмов. Важной экономической проблемой в сохранении биологического разнообразия является несовпадение глобальных и локальных выгод. То, что невыгодно, одной стране может оказаться жизненно важным для других стран.
   В энергосекторе гидроэлектростанции для своей деятельности сжигают ископаемое топливо, отходы которого разрушающе воздействует на окружающую среду, загрязняя воздушную оболочку Земли.

Из-за несбалансированного развития природы и общества на планете возникли и усугубились следующие глобальные экологические проблемы:
- потепление климата;
- разрушение озонового слоя;
- выпадение кислотных дождей;
- загрязнение всех оболочек Земли;
- сокращение генофонда растений и животных;
- гибель тропических лесов, образование пустынь и др..

     Численность населения растет быстрее, чем продовольственные ресурсы. По данным ООН, только треть населения обеспечена питанием, 50% населения Африки находится на пороге голода, от недоедания здесь умирает несколько миллионов человек. Решить эту проблему можно путем увеличения урожайности, продуктивности животноводства; совершенствования структуры отраслей земледелия; перераспределения продовольственных ресурсов между странами; рационального использования сельскохозяйственных угодий; снижения детской смертности, повышения продолжительности жизни, снижения неграмотности.          Демографическая проблема связана с естественной миграцией населения. Поэтому необходимо регулировать процесс переселения населения. Глобальные проблемы явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, а также неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.
       Главные задачи охраны биосферы сводятся к:

     1) сохранению качественного многообразия живых организмов на Земле;

     2) поддержанию на планете определенного количества живого вещества, необходимого для обеспечения нормального функционирования биосферы с целью сохранения качества вод, атмосферы, поддержанию плодородия почв, продуктивности океана, регулированию народонаселения на планете,

     3) важную роль в остановке разрушения природы должно иметь экологическое образование населения.

       Загрязнение окружающей среды в стране, несмотря на большой промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических нарушений уменьшаются.

     В условиях ухудшающейся экологической обстановки в стране необходим механизм совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности (ст.72 п. «д» Конституции РФ), а также защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания, путем экономической заинтересованности предприятий и организаций всех форм собственности в экологически более совершенных технологиях, в оздоровлении окружающей среды, что станет для производителей делом выгодным.
        По данным МЧС России в стране ежегодно происходит до 2000 серьезных чрезвычайных ситуаций. Около двух третей аварий имеют техногенное происхождение; из них более половины связано со сбросом нефти и нефтепродуктов; до одной трети – с авариями на железнодорожном транспорте; пятая часть – на магистральных трубопроводах. Прогнозируется, что негативное воздействие техногенных аварий на окружающую среду и население страны в ближайшие годы будет расти и увеличит ежегодные затраты на ликвидацию их последствий. В России впервые в мире разработан проект Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании».
        Чрезвычайно напряженная и неуклонно ухудшающаяся экологическая обстановка в РФ крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует все более значительного увеличения затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды.

    Пути решения экологических проблем.

     Каждая из обсуждающихся глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающей среды.

   Меры улучшения качества окружающей среды:

1.Технологические: разработка новых технологий, очистные сооружения, замена топлива, электрификация производства, быта, транспорта;

2.Архитектурно-Планировочные мероприятия: зонирование территории населенного пункта, озеленение населенных мест, организация санитарно-защитных зон;

3.Экономические и правовые: создание законодательных актов по поддержанию качества окружающей среды;

4.Инженерно-организационные: уменьшение стоянок автомобилей у светофоров, снижение интенсивности движения транспорта на перегруженных автомагистралях.

  За последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с экологическими проблемами. К числу таких способов можно отнести возникновение и деятельность разного рода “зеленых” движений и организаций. Кроме “Green Peace”, отличающегося размахом своей деятельности, существуют аналогичные организации, непосредственно проводящие природоохранные акции. Также есть другой тип экологических организаций, структуры, которые стимулируют и спонсируют природоохранную деятельность (Фонд дикой природы). Кроме того, существуют разного рода объединения в сфере решения экологических проблем, государственных и общественных природоохранных инициатив - это:

- природоохранное законодательство в России и других странах мира,

- международные соглашения и система “Красных книг”.

  В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей выделяет: внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий; строительство очистных сооружений; рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

 












ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Выберите один правильный ответ

1. Экология в классическом понимании – это наука, изучающая:
а) взаимоотношения человека с окружающей средой
б) взаимоотношение организмов с окружающей средой
в) взаимоотношение организмов друг с другом
г) взаимоотношения организмов друг с другом и средой обитания

2. Возрастающие человеческие потребности включают увеличение:
а) получения энергии

б) освоенных площадей
в) оплаченного отпуска

г) рабочего времени

 

3. Окружающее пространство, созданное руками человека называется:
а) биосферой

б) техносферой

в) ноосферой

г) зоосферой

4. Нарушение равновесия в экосистеме, вызывающее  её необратимые изменения и разрушения, называется:
а) экологической катастрофой

б) экологическим кризисом

в) экстремальной экологической ситуацией

г) чрезвычайной экологической ситуацией

5. Экологическая катастрофа может возникнуть в результате:
а) несчастного случая

б) техногенной катастрофы
в) экономического конфликта

г) социального конфликта

6. Экологическая безопасность – это:
а) гарантия комфортного состояния человека в окружающей среде
б) гарантия предотвращения экологических кризисов и катастроф

в) защита от неблагоприятных сил природы

г) гарантия экономического и социального равновесия людей
Эталоны ответов: 1г; 2а; 3б; 4б; 5б; 6б.

 














КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Глобальные экологические проблемы (ГЭП). Примеры.

2. Охарактеризуйте мировую экологическую ситуацию.

3. ГЭП России.

4. Проблема сохранения биологического разнообразия.

5. Охрана биосферы. Мероприятия, проводящиеся в этом направлении.

6. Перечислите основные экологические проблемы Твери и Тверской области. Пути улучшения экологической обстановки.

7. Просмотр и обсуждение учебного фильма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: