Индивидуальное занятие №6

Тема: Мировое хозяйство.

1. Ответить на следующие вопросы:

1. Закрытая и открытая экономика.

2. Основные положения теории абсолютных преимуществ А.Смита.

3. Основные положения теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо.

4. Сущность экономической политики протекционизма. Принципы свободной торговли.

5. Структура платежного баланса.

6. Неравномерность развития национальных экономик.

7. Плавающий валютный курс. Факторы, влияющие на его изменение.

8. Влияние изменения курса национальной валюты на экономику страны.

2. Дать следующие определения:

· импорт;

· экспорт;

· платежный баланс;

· дефицит платежного баланса;

· счет текущих операций;

· счет операций с капиталом и финансовыми инструментами;

· отток и приток капитала;

· валютный рынок;

· валютный курс;

· девальвация;

· ревальвация;

· паритет покупательной способности (ППС);

· плавающий валютный курс;

· обменный курс;

· эффективный валютный курс;

· резервные активы.

Выполнить следующие задания

Задание 1

На графике даны кривые производственных возможностей двух стран до начала специализации и международной торговли. Показать, как будет выглядеть линия торговых возможностей стран после начала международной торговли.

Задание 2

Показать на графике плавающий и фиксированный валютные курсы:

а) плавающий курс;

б) вынужденная покупка доллара;

в) вынужденная продажа доллара.

Задание 3

Затраты рабочего времени на производство товаров в России и США представлены в таблице 6.1 (цифры условные):

Таблица 6.1

Затраты рабочего времени на производство товаров

Товары США Россия
Компьютеры 200 1200
Самолеты 300 600
Автомобили 50 90
Текстиль 5 8
Бумага 7 6
Древесина 15 10

 

а) По каким товарам США имеет наибольшее и наименьшее абсолютное преимущество перед Россией? Есть ли у России абсолютное преимущество перед США по каким-то товарам?

б) Если зарплата в США в 10 раз выше российской, какие товары выгоднее производить в США, а какие в России?

в) Как изменится ситуация, если разница в зарплате составит 5 раз?

Задание 4

Телевизоры - относительно трудоемкий товар, требующий для своего производства 20 часов труда и 4 га земли. Рис - товар, требующий больших затрат земли. На производство 1 т риса требуется 1 час труда и 4 га земли. В России 120 млн. работников и 200 млн. га земли, а во Вьетнаме 40 млн. работников и 50 млн. га земли.

а) Определить фактороинтенсивность товаров и факторонасыщенность стран.

б) В каком направлении в соответствии с теорией соотношения факторов производства должна происходить торговля двумя товарами между Россией и Вьетнамом?

в) Почему специализация в реальной торговле может быть иной, чем следует из теории соотношения факторов производства (парадокс Леонтьева)?

Комплексная задача по вариантам

Задача 1.

Функции спроса и предложения на идентичный товар в двух странах представлены в таблице 6.2 (P - цена товара).

Таблица 6.2

Спрос и предложение по странам

Вариант

Страна I

Страна II

Спрос (D) Предложение (Q) Спрос (D) Предложение (Q)
1 DI = 50 - P QI = -10 + 2P D II = 120 - P D II = -20 + P
2 DI = 55 - P QI = -11 + 2P D II = 130 - P D II = -25 + P
3 DI = 60 - P QI = -12 + 2P D II = 140 - P D II = -30 + P
4 DI = 65 - P QI = -13 + 2P D II = 150 - P D II = -35 + P
5 DI = 70 - P QI = -14 + 2P D II = 160 - P D II = -40 + P
6 DI = 75 - P QI = -15 + 2P D II = 170 - P D II = -45 + P
7 DI = 80 - P QI = -16 + 2P D II = 180 - P D II = -50 + P
8 DI = 85 - P QI = -17 + 2P D II = 190 - P D II = -55 + P
9 DI = 90 - P QI = -18 + 2P D II = 200 - P D II = -60 + P
10 DI = 95 - P QI = -19 + 2P D II = 210 - P D II = -65 + P
11 DI = 100 - P QI = -20 + 2P D II = 220 - P D II = -70 + P
12 DI = 105 - P QI = -21 + 2P D II = 230 - P D II = -75 + P

а) Предположим, что торговли между странами нет. Определить рыночные цены и объемы продаж в каждой стране.

б) Предположим, что между странами осуществляется международная торговля товаром. Транспортные издержки ничтожны и в расчетах не учитываются. Определить:

мировую цену на товар и общий объем продаж в мире.

объем экспорта и импорта товара в каждой стране.

Задача 2

Две страны А и Б производят два товара - грузовые автомобили и велосипеды. Обе страны используют общую валюту. Затраты труда на производство (часов на ед.) представлены в таблице 6.3.

Таблица 6.3

Вариант

Страна А

Страна Б

Грузовые автомобили Велосипеды Грузовые автомобили Велосипеды
1 600 300 1200 400
2 300 150 600 200
3 150 75 300 100
4 900 600 1500 900
5 1200 900 2000 1000
6 1500 1200 4000 900
7 600 150 1200 200
8 900 300 1200 600
9 1000 600 1500 400
10 900 300 1500 600
11 600 400 1200 900
12 900 150 1000 400

а) Какая страна обладает абсолютным преимуществом и почему?

б) Рассчитать для каждой страны альтернативные издержки производства велосипедов, выраженные в грузовых автомобилях, и альтернативные издержки производства грузовых автомобилей, выраженные в велосипедах. Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве велосипедов и почему? Какая страна обладает сравнительным преимуществом в производстве грузовых автомобилей и почему?

в) Предположим, что между странами А и Б отсутствует международная торговля. Каждая страна имеет 3000 работников, занятых 40 часов в неделю. Первоначально в каждой стране половина работников занята в производстве велосипедов, а другая - в производстве грузовых автомобилей. Рассчитать объемы производства велосипедов и грузовых автомобилей в каждой стране по отдельности и вместе.

г) Предположим, что между странами начался процесс торговли. Специализация между странами осуществляется следующим образом. Страна, обладающая сравнительным преимуществом в производстве велосипедов, выпускает только велосипеды. Другая страна производит грузовые автомобили на уровне суммарного объема производства, имевшего место при отсутствии торговли (пункт в), направляя оставшиеся трудовые ресурсы на выпуск велосипедов. Определить объем производства велосипедов и автомобилей в каждой стране по отдельности и в целом по двум странам. Объяснить, какие выгоды могут иметь обе страны от международной торговли.

 

Рекомендуемая литература:

1.Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Макроэкономика. СПб.,2007.

2. Киселева Е.А. Макроэкономика. Курс лекций.M., 2007.

3. Макроэкономика: теория и российская практика / Под редакцией А.Г.Грязновой и А.Ю. Юданова. М., 2007.

4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Учебник - М.: 2006.

5. Курс экономической теории / Учебник. МГУ. Под ред. А.В.Сидоровича. М.,2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: