Понятия и определения (система и признаки, экономическая система, макропредставление, микропредставление, структура системы)
Система - это совокупность элементов взаимосвязанных так, что они работают, как единое целое. При этом система обладает свойствами, отсутствующими у составляющих ее элементов в отдельности.
Признаки системности:
- Признак внешней целостности, т.е. обособленность или относительная обособленность системы в окружающем мире.
- Признак внутренней целостности, т.е. свойства системы зависят от свойств элементов и взаимодействия между ними.
- Принцип иерархичности. В системе можно выделить подсистемы. И сама система может быть частью более крупной системы.
Экономическая система – система производительных сил и производственных отношений в процессах производства, потребления и распределения материальных благ.
Макропредставление – представление внешней структуры предприятия.
Микропредставление – представление о внутренней структуре предприятия.
|
|
Структура системы – это множество ее элементов и устойчивые взаимосвязи между ними.
Управление – воздействие на объект с целью достижения желаемых изменений в его поведении.
Предприятие (фазы планирования, виды анализа, решения на предприятии, информация на предприятии, этапы развития информационной системы на предприятиях)
Предприятие является частным случаем иерархичной системы, т.е. в управлении предприятием можно выделить уровни. К задачам верхнего уровня относится координация нижнего уровня. Типовые уровни –
- оперативное управление,
- тактическое управление,
- стратегическое управление.
Также у предприятия существуют определенные фазы управления:
- Планирование.
- Учет.
- Анализ.
- Регулирование.
Итак, планирование бывает:
- Долгосрочное (3-5лет)
- Среднесрочное (1 год)
- Оперативное (1 сутки)
Когда планы сформируются, нужно учесть влияние внутренних и внешних факторов на работу предприятия, т.е. собрать данные и зафиксировать их (использование ресурсов, выпускание продуктов, финансы и т.д.). На фазе анализа формируются выводы о различных сторонах работы предприятия. Рассмотрим следующие виды анализа:
- Анализ выполнения планов.
- Анализ сравнения с другими подобными предприятиями.
- Анализ работы предприятия с другими периодами времени.
- Анализ влияния различных факторов на деятельность предприятия.
А регулирование состоит в выработке и реализации решений с целью достижения плановых показателей.
Решения на предприятии:
- организационные (реорганизация предприятия и бизнес-процессов). Характеризуется тем, что происходит в течении длительного времени и обуславливают эффективную деятельность предприятия в целом.
|
|
- по планированию (учитывают сложившуюся организацию бизнес-процессов на предприятии и определяют решения, которые будут приниматься приниматься на нижних уровнях).
- оперативно-управленческие (применяются для воздействия на объект управления с целью удержания плановых показателей). Существует 2 вида:
· Решения плановых работ
· Решение внештатных ситуаций
Виды информации в ИС на предприятии:
- информация о ресурсах,
- информация о законодательных условиях деятельности,
- информация о способах управления,
- информация о выполнении плана,
- информация о внешних системах,
- информация о виде документов.
ИС – система, связанная совокупностью средств, методов и персонала используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленных целей.
Этапы развития ИС на предприятии:
- 50-е годы – оборонная промышленность, использовалась для расчетов.
- 60-е годы – информация, полученная в ИС, применялась для периодичной отчетности.
- 70-80-е годы – ИС используется в качестве средства управления контроля, ускоряющих процессы принятия решения.
- конец 80-х – ИС становится стратегическим источником информации на всех этапах предприятия.
Процессы, происходящие в информационных системах
Процессы:
- Ввод-вывод информации из внешних или внутренних устройств.
- Обработка информации и предоставление ее в удобном виде.
- Вывод информации для предоставления потребителям или передачи в другую ИС.
Подходы к разработке ИС:
- Функциональный подход – каждая задача организуется и решается отдельно. Но есть недостаток – убыточность информации.
- Системный подход – ИС проектируется как комплекс функций управления, связанных между собой как последовательными и параллельными связями.
Классификация корпоративных ИС
По характеру использования ресурса:
1. Локальные, работающие на одном электронном устройстве, не взаимодействующем с сервером или другими устройствами
2. Распределенные, децентрализованные системы в гетерогенной многосерверной сети
По месту на предприятии:
- Автоматизированное рабочее место специалиста.
- Автоматизированное рабочее место руководителя.
- Автоматизированное рабочее место внешнего контролера.
По степени автоматизации:
- Автоматические (без участия человека) выполняют все операции по переработке информации без участия человека, различные роботы.
- Автоматизированные (с участием человека) – наиболее популярный класс ИС. Предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру.
- Ручные (только человек) характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной ИС.
По характеру информатизации:
1. Информационно-поисковые – программная система для хранения, поиска и выдачи интересующей пользователя информации.
2. Информационно-решающие – системы, осуществляющие переработку информации по определенному алгоритму.
· Управляющие
· Советующие
По сфере использования:
- Интегрированные – обеспечение автоматизации большинства функций предприятия.
- Организационного управления – обеспечение автоматизации функций управленческого персонала.
- Управление техническими процессами – обеспечение управления механизмами, технологическими режимами на автоматизированном производстве.
- САПР (информационные системы автоматизированного проектирования) – программно-технические системы, предназначенные для выполнения проектных работ с применением математических методов.
|
|
Корпоративные ИС – это интегрированные системы, обеспечивающие совместную деятельность работников на различных местах.
По степени полноты и сложности:
- Среднеинтегрированные.
- Крупноинтегрированные.
- Локальные.