double arrow

Методы и теоретико-методологическая база дипломной работы

3

Методология исследования - это совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

       Исследование не может быть научным, а его результаты достоверными, если они не основаны на последовательном использовании методов и методик научного познания. Этот в полной мере относится и к дипломным работам.

Методы относятся к числу важнейших элементов любого научного исследования, поскольку случат основным инструментом сбора и анализа эмпирического и теоретического материала.

Научный метод — это совокупность основных способов получения новых знаний в рамках любой науки. Общенаучные методы (которые иногда называют формально-логическими, теоретико-эмпирическими) используются в теоретических и эмпирических исследованиях. Они включают в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ и формализацию, гипотетический и аксиоматический методы, создание теории, наблюдение и эксперимент, лабораторные и полевые исследования, контент-анализ.

           

    3.1.4. Эмпирическая база, новизна и практическая ценность работы




    Во введении рекомендуется охарактеризовать эмпирическую базу дипломной работы, которую могут составлять официальные документы и другие материалы организации, включая корпоративные издания, статистические данные, материалы социологических, маркетинговых, культурологических и исследований, материалы СМИ, результаты экспертных опросов и т.п.

    Важно отразить вклад автора в формирование эмпирической базы своего исследования, например, участие в опросах, проведение интервью, разработка анкеты, регистрационных документов для наблюдения и т.п.

    Научная новизна работы состоит, прежде всего, в открытии новых законов, закономерностей, зависимостей, свойств, явлений, методов исследований, новых технологий, их обосновании и т.п. Даже если в формулировании таких научных положений присутствует хотя бы частично новое, можно говорить о научной новизне работы.

    Элементы новизны исследования могут заключаться в самых простых формах: впервые поставленная и рассмотренная задача или новая постановка известной задачи; создание на основе известных положений нового обобщения с разработками прикладного характера; новая постановка известных проблем или задач; новые результаты теории и эксперимента, их следствия; новые или усовершенствованные критерии, показатели; формулировка термина и т.д.

    Новизна может быть связана и со старыми идеями, теориями, концепциями, методами, если имеет место их углубление, конкретизация, дополнительная аргументация, показ возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики.



    Однако заявляя о научной новизне, нужно иметь в виду, что она должна быть доказана, т. е. теоретически обоснована, а еще лучше также подтверждена практически и экспериментально.

Практическая ценность или практическое значение дипломной работы состоит в том, каким образом, где, для кого будут иметь интерес полученные в ходе работы теоретические и практические результаты, собранные сведения, подготовленные предложения, рекомендации, проекты; в деятельности каких организаций, предприятий, учреждений могут быть найти практическое применение дипломные материалы.

Оценку практического значения дипломной работы, как правило, должен дать руководитель или специалист организации, на базе которой выполнялась данная работа, или официальный рецензент в своем заключении.

    Заключительным элементом введения является описаниеструктуры дипломной работы: название глав (разделов), количество параграфов в главах, указание на наличие в работе списка использованной литературы и приложений. Это описание дается в соответствии с разделом «содержание» дипломной работы.

 

    3.2. Основная часть работы

Первая главадипломного исследования традиционно посвящается методологическим и теоретическим вопросам избранной темы. Здесь важно сформулировать или уточнить ключевые понятия и термины, базовые для работы идеи, теории и концепции; описать имеющиеся различные подходы или точки зрения на проблему, заявленную в исследовании, соответствующие аргументы и т.д. Важно высказать и обосновать собственный научный подход, свое видение и оценку. Только таким образом автор дипломной работы может продемонстрировать свое собственное исследовательское «Я», свой вклад в изучение и раскрытие изучаемой проблемы.



       В дипломном исследовании надо стремиться найти причинно-следственные и иные закономерные связи и отношения, чтобы понять, объяснить и предсказать развитие исследуемого объекта. В теоретической главе можно  продемонстрировать не только свою общую осведомленность по теме работы, но и свой исследовательско-аналитический уровень, методологическую и профессиональную культуру.

Типичной ошибкой теоретической части работы является желание автора  по максимуму включить в нее все интересное, что он нашел в литературе. Это совершенно не нужно. Более того, это говорит о том, что автор не разобрался в специфике своей темы и проблемной ситуации, плохо поставил или не уяснил цель и задачи исследования. Надо учесть, что работа оценивается не по количеству страниц, а по принципу логической структурированности мысли и необходимой достаточности материала.

Теоретическая глава (главы) должна содержать выводы, которые являются логическим переходом к следующим частям вашей дипломной работы. Так, например, выводы по теоретической главе дают представление о том, какую точку зрения вы избираете в качестве основной для применения ее к исследовательским главам.

Вторая главадипломного исследования – «практическая» (прикладная, проектная). Эта часть работы содержит, главным образом, собранный студентом материал. Данная глава показывает, как дипломник умеет самостоятельно собирать, описывать, классифицировать, интерпретировать эмпирический материал и делать выводы; насколько он умеет проектировать, планировать, консультировать, рекомендовать, творчески решать практические задачи в сфере связей с общественностью. Эта часть работы непременно должна содержать качественные и количественные показатели, что наглядно представляется в виде созданных диаграмм и графиков по исследуемой проблеме. Исследовательская часть позволяет оценить креативность при решении проблемы и технологию подачи материала. Поэтому здесь уместны и даже порой необходимы таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы и т.п. Правда, их количеством не стоит злоупотреблять, и все, что не является крайне необходимым в основном тексте дипломной работы, можно перенести в приложение.

Все главы дипломной работы завершаются краткими выводами.

 

3.3. Заключение

Текст заключения должен поэтапно, в краткой форме констатировать решение задач и достижение цели дипломной работы, заявленных во введении. Заключение не должно быть формальным и столь же кратким, как выводы по главам; оно должно быть развернутым, содержать выводы по основным направлениям или аспектам исследования и общие результаты дипломной работы.

     Готовя текст заключения, надо абстрагироваться от мелочей, от второстепенных вопросов и промежуточных результатов. Напротив, надо увидеть и выразить главное, сущностное, принципиальное, что было сделано; а также показать то новое, оригинальное, что отличает данную работу от других подобных.

 3.4. Приложение

    Приложение является желательным компонентом дипломной работы, поскольку содержит вспомогательные или дополнительные материалы, которые иллюстрируют и дополняют основной текст работы.

    Приложениями могут быть различные материалы: опросные анкеты, данные социологических опросов, ксерокопии статей, таблицы, схемы, графики, диаграммы, копии документов, договоров и т.д. В качестве приложений могут выступать анализируемые или упоминаемые в тексте дипломной работы сценарии радио- и телепрограмм, распечатки Интернет-материалов, расшифровка радио- и телетекста.

    Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом "Приложение". Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, "Приложение 5") и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

    Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4. Приложения не засчитываются в заданный объем дипломной работы.



3




Сейчас читают про: