Тот, кто знает, как нужно преподавать историю,
Из афоризмов Интернет-чатов
1. Из круга предложенных определений выберите подходящее ключевое слово и закончите определение:
Структура общего образования - это
система образования \ порядок, последовательность изучения \ содержание предмета \ комплекс целей и задач \ формы и способы деятельности учащихся и педагогов \ критерии качества результатов учебной работы …
2. Проанализируйте последний вариант изучения истории в советской школе[1] по линейной структуре и продолжите перечень его преимуществ и недостатков в таблице 1.
Классы | Исторические курсы | Количество часов в неделю |
V VI VII VIII IX X XI | Эпизодические рассказы по истории СССР История древнего мира История средних веков История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Новая история (1640—1870 гг.) История СССР (XIX в.) Новая история (1870—1918 гг.) История СССР (с начала XX в. до 1936 г.) Новейшая история зарубежных стран (1917—1939 гг.) История СССР (1936 г. — до настоящего времени) Новейшая история зарубежных стран (1939 г. — до настоящего времени) | 2 2 2 2 3 4 3 |
|
|
Таблица 1
Преимущества | Недостатки |
· Последовательно раскрываются основные ступени (этапы, формации) развития общества; · формируется достаточно четкое представление о причинно-следственных связях и закономерностях развития общества; · | · Изучение ранних периодов истории в упрощенном, адаптированном к возрасту школьников V—VII классов варианте и невозможность вернуться к ним позднее, на более высоком теоретическом уровне; · |
3. Проанализируйте вариант концентрической структуры школьного исторического образования, предложенный в начале реформирования системы общего исторического образования в России в 1990-е гг. Продолжите перечень его преимуществ и недостатков в таблице 2.
Концентры | Исторические курсы | Количество часов в неделю |
I II | Начальная школа Ш – 1У классы. Пропедевтические курсы истории Основная школа V класс. История древнего мира VI класс. История средних веков История России с древности до к. ХУ1 в. VII класс. История Нового времени ХУ1 – ХУШ вв. История России ХУП – ХУШ вв. УШ класс. История Нового времени Х1Х в. История России Х1Х в. IX класс. Новейшая история и современность Россия в новейшее время Полная средняя школа X—XI классы (базовый уровень). Всеобщая история с древнейших времен до современности. История России с древнейших времен до современности. X—XI классы (профильный уровень). Всеобщая история с древнейших времен до современности. История России с древнейших времен до современности. | 1 2 2 2 2 2 2 \ 2 4 \ 4 |
|
|
Таблица 2
Преимущества | Недостатки |
· Возможность изучать историю в соответствии с уровнем развития возрастных познавательных возможностей учащихся · возможность в полной школе от событийно-хронологического принципа изучения прошлого перейти к проблемному; · | · Дублирование содержания исторического образования во 1 и I1 концентрах, если не разработана четкая концепция концентров · сокращение тем и сюжетов в содержании учебного исторического материала · |
4. Проанализируйте структуру исторического образования в Концепции исторического образования в средней школе (2009 г.). Сравните ее с первоначальным вариантом (1990-е гг.), составьте новую таблицу, отражающую порядок изучения курсов истории в основной и старшей школе.
На основании источника выясните значение понятий: курс истории, пропедевтические знания по истории, региональная история, базовые курсы истории, модульные курсы истории, раздельные курсы истории, единый курс истории – и приведите соответствующие примеры.
Источник:
Концепция исторического образования в средней школе \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. - № 6.
5. Ознакомьтесь с опытом организации школьного исторического образования на концентрической основе во Франции, Великобритании и США. Начертите схемы, отражающие особенности национальных систем исторического образования. Какие ресурсы концентров использованы в том и другом вариантах?
Франция
Одни и те же периоды истории успешно изучаются в начальной школе, в средней и в лицее.
В начальной школе внимание сосредоточено на национальной истории. В течение трех последних лет (из пяти, отведенных на предварительную подготовку) ученики изучают важнейшие периоды истории Франции: от предыстории до современности, «в европейском и мировом контексте», основанном на ключевых событиях и датах, символических исторических фигурах и достопримечательностях (например, Людовик XIV, Версаль и т.д.) или главных событиях цивилизации.
К концу обучения на этой ступени школьники должны уметь выделять главные периоды национальной истории по хронологическим границам разных измерений и связывать периоды с личностями или главными достижениями, которые изучались в классе… Изучение истории на этом уровне вносит вклад в развитие следующих общих умений: устная и письменная речь, память, отбор и организация информации, способность читать простые диаграммы и таблицы.
В средней школе (college), которая завершает основное образование всех будущих граждан Франции, изучаемый период истории фактически тот же: от зарождения сельского хозяйства и письменности до настоящего времени. Но здесь отличие — в масштабе и перспективе. Он более европейский, структурированный вокруг грандиозных достижений европейского культурного наследия. Школьники ближе знакомятся с историческими документами разного рода и с политическим, экономическим, социальным и религиозным словарем. Для каждого года обучения учебный план детально прослеживает прогрессию познавательных умений…
|
|
В полной средней школе (lycee) «моменты в истории», которые уже изучались на предыдущем этапе, изучаются вновь, но уже на более высоком, претенциозном уровне анализа и рассуждений. Курс построен на принципах синтеза и проблемности и нацелен на понимание современного мира. (Три четверти цикла посвящено тому, что мы называем современной историей: от революции 1789 г. до наших дней.)
В учебных программах нет больше дат, которые должны быть заучены наизусть, вместо этого обозначены вопросы, которые должны быть изучены и прокомментированы, процессы, которые должны быть выделены, сравнения, которые должны быть сделаны, и области знаний, которые должны быть глубоко проанализированы…
Именно на этом этапе школьники реально начинают изучать историю как науку, приобщаясь к новым теориям научных изысканий и особенностям труда историков.
Gisele Dessieux. Objectives, standards and assessment in history teaching-France // National Stocktaking Conference on «The reform of history teaching in school in Russian Federation». — Suzdal, 1996.
Уэльс (Великобритания)
С 1995 г. школьное образование организовано на трех уровнях (key stages).
Первый: пяти-шестилетние дети получают представление о прошлом и его отличии от настоящего времени. Они также узнают о переменах в своей собственной жизни и жизни своей семьи, местности и знаменательных событиях и личностях.
На втором и третьих этапах содержание предмета разбито на блоки, в которых, однако, нет деления на историю УэльСА и историю Британии.
|
|
Второй уровень предназначен для семи—одиннадцатилетних подростков. По меньшей мере 60% программы сосредоточено на истории Уэльса и Британии: жизнь в раннем Уэльсе и Британии; жизнь в Уэльсе и Британии во времена Тюдоров и Стюартов; жизнь современных Уэльса и Британии. 20% программы сфокусировано на локальной истории и 20% — на исторических темах, в которых в качестве примеров могут быть использованы национальные, европейские и (или) мировые сюжеты.
Третий уровень: одиннадцатилетние—четырнадцатилетние подростки 60% учебного времени посвящают истории Уэльса и Британии, но уже в мировом контексте: Уэльс и Британия в средневековом мире с 1000 по 1500 г.; Уэльс и Британия в Раннее Новое время с 1500 по 1760 г.; Уэльс в индустриальной Британии. 20% программы отводится темам мировой истории ХХ в., 10% — локальной истории и 10% — историческим темам, которые также могут быть сопряжены с сюжетами национальной, европейской и (или) мировой истории.
Gary Brace. Criteria for selecting curriculum content and the balance between local, regional, national and world history — the example of the UK and, in paticular, Wales // National Stocktaking Conference on «The reform of history teaching in school in RF», Suzdal, 1996
Вирджиния (США)
Дошкольное образование:
Введение в историю и социальные науки
1- 3 классы:
Введение в историю и социальные науки
4-й класс:
Вирджиния: 1607 – по настоящее время
5-й класс:
История США до 1877 г.
Компьютерные технологии
6-й класс:
История США: 1877 – по настоящее время
7-й класс:
Граждановедение и экономика
8-й класс:
Мировая история до 1000 г.н.э.
Компьтерные технологии
9-й класс:
Мировая история 1000 г.н.э. – по настоящее время
10-й класс:
География мира
11-й класс:
История США
12-й класс:
США и Вирджиния (политическая система)
History and Social Science Standards of Learning
for Virginia Public Schools.
Источники о системе и структуре исторического образования школьников в других странах мира:
А.Б. Соколов Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005 № 7;
Е.Центковский. Реформа школьного исторического образования в Польше \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003 № 6;
Т.Мореш. Система школьного исторического образования в современной Польше \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005 № 8;
А.Наве. О преподавании истории в Израиле \\ Преподавание истории в школе. – 2004 № 3;
Р.Кушева. Модернизация исторического образования в Болгарии \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 5;
П.А.Пучков. История в системе школьного образования Великобритании \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - № 2;
А.С.Кан. Преподавание истории в гимназиях современной Норвегии \\ Преподавание истории в школе. – 2005. - № 7, 9;
М.Х.Идреш. Школьное историческое образование в Марокко \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - № 4;
О.Ю.Стрелова, М.Г.Цыренова. Школьное историческое образование в современной Монголии \\ Преподавание истории в школе. – 2009. - № 3.
6. Определите, о какой структуре школьного исторического образования идет речь в каждом случае и обозначьте буквой «Л» линейную структуру; буквой «К» концентрическую [i].
№ | Вопросы | Ответ |
1 | Порядок, при котором историческое прошлое изучается в школе дважды (трижды), с углублением и структурной, концептуальной перестройкой учебного содержания. | |
2 | Порядок, при котором исторические события изучаются в строгой хронологической последовательности на протяжении всех лет обучения в школе «от Ромула до наших дней». | |
3 | Структура, формирующая у школьников четкое представление о последовательности исторических событий и явлений, о необратимости и однолинейности исторического времени. | |
4 | Структура, позволяющая в старших классах вернуться к ранним периодам истории и рассмотреть их на высоком проблемно-теоретическом уровне, недоступном учащимся младших классов. | |
5 | Структура, допускающая упрощенный повтор учебного материала на разных этапах школьного обучения истории при неверном толковании ее специфики. | |
6 | Структура, легко сочетающаяся с интегративными и модульными курсами, предлагающая варианты для базового и профильного уровней изучения истории. | |
7 | Структура, позволяющая устанавливать баланс между локальными, этнорегиональными, национальными и мировыми компонентами в содержании исторического образования. | |
8 | Структура, акцентирующая в содержании исторического образования знаниевый компонент (знание фактов и теории). | |
9 | Структура исторического образования, существовавшая в мои школьные годы. | |
10 | Лично я — сторонник (-ца)... структуры школьного исторического образования. (Объясните почему.) |
7. Ниже перечисленные положения соотнесите с одной из структур исторического образования и впишите в подходящую графу таблицы 3. Возможно, что в некоторых случаях один и тот же ответ подойдет к обоим вариантам.
Таблица 3
Линейная структура | Концентрическая структура |
· Многообразие школьных учебников истории
· Плюрализм исторических концепций и взглядов
· Большой объем учебников
· Формационный подход к изучению истории
· Модульные курсы истории
· Интегрированные курсы «Россия и мир»
· Государственный образовательный стандарт
· Дублирование учебного материала в основной и старшей школах
· Сокращение учебных часов на учебный предмет «История»
· Развернутые учебно-методические комплексы
· Национально-региональный компонент содержания образования
· Логичность и целостность изложения учебного материала
· Адаптация содержания образования к возрастным познавательным возможностям учащихся
· Самостоятельная работа с первоисточниками
· Однократное «прохождение» истории, отсутствие возможностей вернуться к ранним периодам прошлого на более высоком теоретическом уровне[2].
8. Проведите дискуссию о достоинствах линейной и концентрической структуры исторического образования.
Примерные вопросы для проблемного обсуждения:
1) «Концентры – это хождение по кругу». Как вы думаете, почему в обществе сложилось такое представление о концентрической структуре образования?
2) Как вы считаете, проблема концентров – это проблема «Истории» и ли других учебных предметов тоже?
3) Почему, на ваш взгляд, проблеме концентров уделяется столько внимания? Какова реальная роль структуры образования в повышении его качества? На какие факторы процесса обучения: (1) цели, (2) содержание, (3) познавательные возможности учащихся, (4) формы и способы преподавания и учения, (5) результаты - влияет порядок изучения курсов истории?
4) В первом концентре (основная школа) изучения истории организовано по линейному принципу, однако педагоги жалуются на низкий уровень исторической подготовки школьников. Почему забывается «история первого концентра»? Почему школьники теряют к ней интерес? Что в этой ситуации зависит от структуры образования, а что от каких-то иных параметров?
5) Как вы оцениваете возможность и целесообразность перехода к линейной структуре исторического образования в Российских школах? Уточните, какую модель «линейки» вы имеете в виду: советскую или модернизированную.
6) С чем, на ваш взгляд, в первую очередь связаны проблемы современного исторического образования в России: с его структурой или концепцией?
Примерные вопросы
для социологического опроса учащихся, их родителей и преподавателей
1. Какая структура школьного исторического образования вас устраивает:
А) линейная
Б) концентрическая
В) не вижу между ними принципиальной разницы
Г) не устраивает ни одна из них
2. Почему вы склоняетесь к той или иной структуре исторического образования или не поддерживаете ни одну из них? Кратко назовите основные причины.
3. Как вы относитесь к идее вернуться к линейной структуре исторического образования школьников? Кратко объясните свой ответ.
Источники для подготовки к дискуссии
1. Федеральный Закон «Об образовании» (статья 19 п.3)
2. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях \\ Решение коллегии МО РФ от 28.12. 1994 г.
3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по истории в основной и старшей школах (2004 г.)
4. Концепция исторического образования в средней школе \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. - № 6. – С.27 – 31.
5. Вяземский Е.Е. Система школьного исторического образования в современной России: становление, развитие, модернизация. –М., 2004. – С.82 – 83, 149 – 151.
6. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.. 2003. – С. 87 – 97.
7. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 1999 – 2001. – С.51 -53.
8. Круги и линии. О структуре школьных курсов истории \\ История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1994, № 31.
9. За концентры: Почему примерные программы предусматривают концентрическую систему как единственно возможную? \ М.В.Пономарев \\ http://school.edu.ru/faq.asp?ob_no=21398
10. Против концентров \\ http://ps.1september.ru/articlef.php?ID+2003200013
11. За линейную структуру \\ http://liceum.tamb.ru/students.htm
12. Обыкновенная история: как преподавать историю в начале ХХ1 века? \ А.Венедиктов и В.Болотов \\ http://www.mn.ru/issue.php?2003-2-192
13. Фурсенко попал в историю: министр готов переделать школьную программу \\ http:// www.rg.ru/2005/07/06/a70264.html
¶ На досуге. В каком времени живет история?
История – наука о прошлом
История – это не только прошлое, прошлое – это еще не история
История – это наука о том, чего уже нет и не будет
Поль Валери
История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися
Эдмунд Берк
История – это прошлое и будущее, опрокинутые в настоящее Х.Агнесс
История – наука будущего
К.Кушнер
[1] Последний по времени разработки вариант, принятый на основе Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы в 1984 г. (Ежова С.А. и др. Методика преподавания истории в средней школе. — М.: Просвещение, 1986).
[2] Данный перечень может быть продолжен или частично изменен. В содержание теста включаются положения, на которые указывали участники дискуссии при обсуждении плюсов и минусов двух структур исторического образования. Во время проверки результатов теста выясняется, что только два положения могут быть строго причислены к определенной структуре. К линейной - «Однократное «прохождение» истории, отсутствие возможностей вернуться к ранним периодам прошлого на более высоком теоретическом уровне», а «Дублирование учебного материала в основной и старшей школах» - к концентрической, если не проработана ее концепция. Все остальные положения реализуются (или не реализуются) в обеих структурах, т.к. напрямую не зависят от порядка изучения в школе курсов всемирной и отечественной истории.