Достоин Нобелевской премии

Тот, кто знает, как нужно преподавать историю,

Из афоризмов Интернет-чатов

 

 

1. Из круга предложенных определений выберите подходящее ключевое слово и закончите определение:   

Структура общего образования - это 

система образования \ порядок, последовательность изучения \ содержание предмета \ комплекс целей и задач \ формы и способы деятельности учащихся и педагогов \ критерии качества результатов учебной работы

2. Про­ана­ли­зи­руй­те последний ва­ри­ант изу­че­ния ис­то­рии в советской шко­ле[1]  по линейной струк­ту­ре и про­дол­жи­те пе­ре­чень его пре­иму­ществ и недостат­ков в таблице 1.

 

Клас­сы Ис­то­ри­че­ские кур­сы Ко­ли­че­ство ча­сов в не­де­лю
V VI VII VIII   IX   X   XI Эпи­зо­ди­че­ские рас­ска­зы по ис­то­рии СССР Ис­то­рия древ­не­го ми­ра Ис­то­рия средних ве­ков Ис­то­рия СССР с древ­ней­ших вре­мен до кон­ца XVIII в. Но­вая ис­то­рия (1640—1870 гг.) Ис­то­рия СССР (XIX в.) Но­вая ис­то­рия (1870—1918 гг.) Ис­то­рия СССР (с на­ча­ла XX в. до 1936 г.) Но­вей­шая ис­то­рия за­ру­беж­ных стран (1917—1939 гг.) Ис­то­рия СССР (1936 г. — до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни) Но­вей­шая ис­то­рия за­ру­беж­ных стран             (1939 г. — до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни) 2 2 2   2   3   4   3

 

Таблица 1

 

Пре­иму­ще­ст­ва Не­до­стат­ки
· По­сле­до­ва­тель­но рас­кры­ва­ют­ся ос­нов­ные сту­пе­ни (эта­пы, формации) раз­ви­тия об­ще­ства; · фор­ми­ру­ет­ся достаточно четкое пред­став­ле­ние о при­чин­но-след­ст­вен­ных свя­зях и за­ко­но­мер­но­стях раз­ви­тия об­ще­ства; · · Изу­че­ние ран­них пе­ри­о­дов ис­то­рии в уп­ро­щен­ном, адап­ти­ро­ван­ном к воз­ра­сту школь­ни­ков V—VII клас­сов ва­ри­ан­те и не­воз­мож­ность вер­нуть­ся к ним поз­д­нее, на бо­лее вы­со­ком те­о­ре­ти­че­ском уров­не; ·  

 

  3. Про­ана­ли­зи­руй­те ва­ри­ант кон­цен­т­ри­че­ской струк­ту­ры школь­но­го ис­то­ри­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, предложенный в начале реформирования системы общего исторического образования в России в 1990-е гг. Продолжи­те пе­ре­чень его пре­иму­ществ и недо­стат­ков в таблице 2.

 

Кон­центры Исторические курсы Ко­ли­че­ство ча­сов в не­де­лю
I   II     На­чаль­ная шко­ла Ш – 1У классы. Про­пе­дев­ти­че­ские кур­сы                        ис­то­рии Ос­нов­ная шко­ла V класс. Ис­то­рия древ­не­го ми­ра VI класс. История средних веков         История России с древности до к. ХУ1 в. VII класс. История Нового времени          ХУ1 – ХУШ вв.          История России ХУП – ХУШ вв. УШ класс. История Нового времени Х1Х в.          История России Х1Х в. IX класс. Новейшая история и современность          Рос­сия в но­вей­шее вре­мя   Пол­ная сред­няя шко­ла X—XI клас­сы (базовый уровень). Всеобщая история с древнейших времен до современности. История России с древнейших времен до современности. X—XI клас­сы (профильный уровень). Всеобщая история с древнейших времен до современности. История России с древнейших времен до современности.   1   2 2   2     2   2     2 \ 2     4 \ 4

 

Таблица 2

 

Пре­иму­ще­ст­ва Не­до­стат­ки
· Возможность изучать историю в соответствии с уровнем развития возрастных познавательных возможностей учащихся · воз­мож­ность в пол­ной шко­ле от со­бы­тий­но-хро­но­ло­ги­че­ско­го прин­ци­па изу­че­ния про­шло­го пе­рей­ти к про­блем­но­му; · · Дуб­ли­ро­ва­ние со­дер­жа­ния ис­то­ри­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния во 1 и I1 кон­цен­т­рах, если не разработана четкая концепция концентров · со­кра­ще­ние тем и сю­же­тов в содержании учебного исторического материала ·  

 

  4. Проанализируйте структуру исторического образования в Концепции исторического образования в средней школе (2009 г.). Сравните ее с первоначальным вариантом (1990-е гг.), составьте новую таблицу, отражающую порядок изучения курсов истории в основной и старшей школе.

На основании источника выясните значение понятий: курс истории, пропедевтические знания по истории, региональная история, базовые курсы истории, модульные курсы истории, раздельные курсы истории, единый курс истории – и приведите соответствующие примеры.

 

Источник:

 Концепция исторического образования в средней школе \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. - № 6.

 

 5. Оз­на­комь­тесь с опы­том ор­га­ни­за­ции школь­но­го ис­то­ри­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния на кон­цен­т­ри­че­ской ос­но­ве во Франции, Великобритании и США. Начертите схемы, отражающие особенности национальных систем исторического образования. Какие ресурсы концентров использованы в том и другом вариантах?

 

Фран­ция

 

Од­ни и те же пе­ри­о­ды ис­то­рии ус­пеш­но изу­ча­ют­ся в на­чаль­ной шко­ле, в сред­ней и в ли­цее.

В на­чаль­ной шко­ле вни­ма­ние со­сре­до­то­че­но на на­ци­о­наль­ной ис­то­рии. В те­че­ние трех по­след­них лет (из пя­ти, от­ве­ден­ных на пред­ва­ри­тель­ную под­го­тов­ку) уче­ни­ки изу­ча­ют важ­ней­шие пе­ри­о­ды ис­то­рии Фран­ции: от пред­ысто­рии до со­вре­мен­но­сти, «в ев­ро­пей­ском и ми­ро­вом кон­тек­сте», ос­но­ван­ном на клю­че­вых со­бы­ти­ях и да­тах, сим­во­ли­че­ских ис­то­ри­че­ских фи­гу­рах и до­стоп­ри­ме­ча­тель­но­стях (на­при­мер, Лю­до­вик XIV, Вер­саль и т.д.) или глав­ных со­бы­ти­ях ци­ви­ли­за­ции.

К кон­цу обу­че­ния на этой сту­пе­ни школь­ни­ки дол­ж­ны уметь вы­де­лять глав­ные пе­ри­о­ды на­ци­о­наль­ной ис­то­рии по хро­но­ло­ги­че­ским гра­ни­цам раз­ных из­ме­ре­ний и свя­зы­вать пе­ри­о­ды с лич­но­стя­ми или глав­ны­ми до­сти­же­ни­я­ми, ко­то­рые изу­ча­лись в клас­се… Изу­че­ние ис­то­рии на этом уров­не вно­сит вклад в раз­ви­тие сле­ду­ю­щих об­щих уме­ний: устная и пись­мен­ная речь, па­мять, от­бор и организация ин­фор­ма­ции, спо­соб­ность чи­тать про­стые ди­аг­рам­мы и таб­ли­цы.

В сред­ней шко­ле (college), ко­то­рая за­вер­ша­ет ос­новное об­ра­зо­ва­ние всех бу­ду­щих граж­дан Фран­ции, изу­ча­е­мый пе­ри­од ис­то­рии фак­ти­че­ски тот же: от за­рож­де­ния сель­ско­го хо­зяй­ст­ва и пись­мен­но­сти до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Но здесь от­ли­чие — в мас­ш­та­бе и пер­с­пек­ти­ве. Он бо­лее ев­ро­пей­ский, струк­ту­ри­ро­ван­ный вок­руг гран­ди­оз­ных до­сти­же­ний ев­ро­пей­ско­го куль­тур­но­го на­сле­дия. Школь­ни­ки бли­же зна­ко­мят­ся с ис­то­ри­че­ски­ми до­ку­мен­та­ми раз­но­го ро­да и с по­ли­ти­че­ским, эко­но­ми­че­ским, со­ци­аль­ным и ре­ли­ги­оз­ным сло­ва­рем. Для каж­до­го го­да обу­че­ния учеб­ный план де­таль­но про­сле­жи­ва­ет про­грес­сию по­зна­ва­тель­ных уме­ний…

В пол­ной сред­ней шко­ле (lycee) «мо­мен­ты в ис­то­рии», ко­то­рые уже изу­ча­лись на пред­ыду­щем эта­пе, изу­ча­ют­ся вновь, но уже на бо­лее вы­со­ком, пре­тен­ци­оз­ном уров­не ана­ли­за и рас­суж­де­ний. Курс по­стро­ен на прин­ци­пах син­те­за и про­блем­но­сти и на­це­лен на по­ни­ма­ние со­вре­мен­но­го ми­ра. (Три чет­вер­ти цик­ла по­свя­ще­но то­му, что мы на­зы­ва­ем со­вре­мен­ной ис­то­рией: от ре­во­лю­ции 1789 г. до на­ших дней.)

В учеб­ных про­грам­мах нет боль­ше дат, ко­то­рые дол­ж­ны быть за­у­че­ны наи­зусть, вме­сто это­го обоз­на­че­ны воп­ро­сы, ко­то­рые дол­ж­ны быть изу­че­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны, про­цес­сы, ко­то­рые дол­ж­ны быть вы­де­ле­ны, срав­не­ния, ко­то­рые дол­ж­ны быть сде­ла­ны, и об­ла­сти зна­ний, ко­то­рые дол­ж­ны быть глу­бо­ко про­ана­ли­зи­ро­ва­ны…

Имен­но на этом эта­пе школь­ни­ки ре­аль­но на­чи­на­ют изу­чать ис­то­рию как на­у­ку, при­об­ща­ясь к но­вым те­о­ри­ям на­уч­ных изы­ска­ний и осо­бен­но­стям тру­да ис­то­ри­ков.

Gisele Dessieux. Objectives, standards and assessment in history teaching-France // National Stocktaking Conference on «The reform of history teaching in school in Russian Federation». — Suzdal, 1996.

Уэльс (Ве­ли­ко­бри­та­ния)

 

С 1995 г. школь­ное об­ра­зо­ва­ние ор­га­ни­зо­ва­но на трех уров­нях (key stages).

Пер­вый: пя­ти-ше­с­ти­лет­ние де­ти по­лу­ча­ют пред­став­ле­ние о про­шлом и его от­ли­чии от на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Они так­же уз­на­ют о пе­ре­ме­нах в своей соб­ст­вен­ной жиз­ни и жиз­ни своей семьи, ме­с­т­но­сти и зна­ме­на­тель­ных со­бы­ти­ях и лич­но­стях.

На вто­ром и треть­их эта­пах со­дер­жа­ние пред­ме­та раз­би­то на бло­ки, в ко­то­рых, од­на­ко, нет де­ле­ния на ис­то­рию Уэль­СА  и ис­то­рию Бри­та­нии.

Вто­рой уро­вень пред­наз­на­чен для се­ми—один­над­ца­ти­лет­них под­ро­ст­ков. По мень­шей ме­ре 60% про­грам­мы со­сре­до­то­че­но на ис­то­рии Уэль­са и Бри­та­нии: жизнь в ран­нем Уэль­се и Бри­та­нии; жизнь в Уэль­се и Бри­та­нии во вре­ме­на Тю­до­ров и Стю­ар­тов; жизнь со­вре­мен­ных Уэль­са и Бри­та­нии. 20% програм­мы сфо­ку­си­ро­ва­но на ло­каль­ной ис­то­рии и 20% — на исто­ри­че­ских те­мах, в ко­то­рых в ка­че­ст­ве при­ме­ров мо­гут быть исполь­зо­ва­ны на­ци­о­наль­ные, ев­ро­пей­ские и (или) ми­ро­вые сюжеты.

Тре­тий уро­вень: один­над­ца­ти­лет­ние—че­тыр­над­ца­ти­лет­ние подростки 60% учеб­но­го вре­ме­ни по­свя­ща­ют ис­то­рии Уэльса и Бри­тании, но уже в ми­ро­вом кон­тек­сте: Уэльс и Бри­та­ния в сред­не­ве­ко­вом ми­ре с 1000 по 1500 г.; Уэльс и Бри­тания в Ран­нее Но­вое вре­мя с 1500 по 1760 г.; Уэльс в ин­ду­ст­ри­аль­ной Бри­та­нии. 20% про­грам­мы от­во­дит­ся те­мам ми­ро­вой ис­то­рии ХХ в., 10% — ло­каль­ной ис­то­рии и 10% — ис­то­ри­че­ским те­мам, ко­то­рые так­же мо­гут быть со­пря­же­ны с сю­же­та­ми на­ци­о­наль­ной, ев­ро­пей­ской и (или) ми­ро­вой ис­то­рии.

 

Gary Brace. Criteria for selecting curriculum content and the balance between local, regional, national and world history — the example of the UK and, in paticular, Wales // National Stocktaking Conference on «The reform of history teaching in school in RF», Suzdal, 1996

Вирджиния (США)

Дошкольное образование:

   Введение в историю и социальные науки

1- 3 классы:

   Введение в историю и социальные науки

4-й класс:

   Вирджиния: 1607 – по настоящее время

5-й класс:

   История США до 1877 г.

Компьютерные технологии

6-й класс:

   История США: 1877 – по настоящее время

7-й класс:

      Граждановедение и экономика

 

8-й класс:

Мировая история до 1000 г.н.э.

 Компьтерные технологии

9-й класс:

Мировая история 1000 г.н.э. – по настоящее время

10-й класс:

География мира

11-й класс:

История США

12-й класс:

США и Вирджиния (политическая система)

 

                           History and Social Science Standards of Learning

                                                                for Virginia Public Schools.

   

Источники о системе и структуре исторического образования школьников в других странах мира:

 

А.Б. Соколов Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005 № 7;

Е.Центковский. Реформа школьного исторического образования в Польше \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2003 № 6;

Т.Мореш. Система школьного исторического образования в современной Польше \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005 № 8;

А.Наве. О преподавании истории в Израиле \\ Преподавание истории в школе. – 2004 № 3;

Р.Кушева. Модернизация исторического образования в Болгарии \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 5;

П.А.Пучков. История в системе школьного образования Великобритании \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - № 2;

А.С.Кан. Преподавание истории в гимназиях современной Норвегии \\ Преподавание истории в школе. – 2005. - № 7, 9;

М.Х.Идреш. Школьное историческое образование в Марокко \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - № 4;

О.Ю.Стрелова, М.Г.Цыренова. Школьное историческое образование в современной Монголии \\ Преподавание истории в школе. – 2009. - № 3.

 

6. Оп­ре­де­ли­те, о ка­кой струк­ту­ре школь­но­го ис­то­ри­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния идет речь в каж­дом  слу­ча­е и обоз­начь­те бук­вой «Л» ли­ней­ную струк­ту­ру; бук­вой «К»   кон­цен­т­ри­че­скую [i].

 

Вопросы Ответ
1 По­ря­док, при ко­то­ром ис­то­ри­че­ское про­шлое изу­ча­ет­ся в шко­ле дваж­ды (триж­ды), с уг­луб­ле­ни­ем и струк­тур­ной, кон­цеп­ту­аль­ной пе­ре­строй­кой учеб­но­го со­дер­жа­ния.  
2 По­ря­док, при ко­то­ром ис­то­ри­че­ские со­бы­тия изу­ча­ют­ся в стро­гой хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти на про­тя­же­нии всех лет обу­че­ния в шко­ле «от Ро­му­ла до на­ших дней».  
3 Струк­ту­ра, фор­ми­ру­ю­щая у школь­ни­ков чет­кое пред­став­ле­ние о по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ских со­бы­тий и явлений, о не­об­ра­ти­мо­сти и од­но­ли­ней­но­сти ис­то­ри­че­ско­го вре­ме­ни.  
4 Струк­ту­ра, по­зво­ля­ю­щая в стар­ших клас­сах вер­нуть­ся к ран­ним пе­ри­о­дам ис­то­рии и рас­смот­реть их на вы­со­ком про­блем­но-те­о­ре­ти­че­ском уров­не, не­до­ступ­ном уча­щим­ся млад­ших клас­сов.    
5 Струк­ту­ра, до­пу­ска­ю­щая уп­ро­щен­ный по­втор учеб­но­го ма­те­ри­а­ла на раз­ных эта­пах школь­но­го обу­че­ния ис­то­рии при не­вер­ном тол­ко­ва­нии ее спе­ци­фи­ки.    
6 Струк­ту­ра, лег­ко со­че­та­ю­ща­я­ся с ин­тег­ра­тив­ны­ми и мо­дуль­ны­ми кур­са­ми, предлагающая варианты для базового и проф­иль­но­го уровней изучения истории.    
7 Струк­ту­ра, позволяющая устанавливать  ба­лан­с меж­ду ло­каль­ны­ми, эт­норе­ги­о­наль­ны­ми, на­ци­о­наль­ны­ми и ми­ро­вы­ми компонентами в содержании ис­то­ри­че­ско­го образования.    
8 Струк­ту­ра, акцентирующая в содержании исторического образования знаниевый компонент (знание фактов и теории).    
9 Струк­ту­ра ис­то­ри­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния, су­ще­ст­во­вав­шая в мои школь­ные го­ды.    
10 Лич­но я — сто­рон­ник (-ца)... струк­ту­ры школь­но­го ис­то­ри­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния. (Объ­яс­ни­те по­че­му.)    

 

 

 7. Ниже перечисленные положения соотнесите с одной из структур исторического образования и впишите в подходящую графу таблицы 3. Возможно, что в некоторых случаях один и тот же ответ подойдет к обоим вариантам.

Таблица 3

 

Линейная структура Концентрическая структура
   

 

· Многообразие школьных учебников истории

· Плюрализм исторических концепций и взглядов

· Большой объем учебников

· Формационный подход к изучению истории

· Модульные курсы истории

· Интегрированные курсы «Россия и мир»

· Государственный образовательный стандарт

· Дублирование учебного материала в основной и старшей школах

· Сокращение учебных часов на учебный предмет «История»

· Развернутые учебно-методические комплексы

· Национально-региональный компонент содержания образования

· Логичность и целостность изложения учебного материала

· Адаптация содержания образования к возрастным познавательным возможностям учащихся

· Самостоятельная работа с первоисточниками

· Однократное «прохождение» истории, отсутствие возможностей вернуться к ранним периодам прошлого на более высоком теоретическом уровне[2].

8. Проведите дискуссию о достоинствах линейной и концентрической структуры исторического образования.

 

Примерные вопросы для проблемного обсуждения:

1) «Концентры – это хождение по кругу». Как вы думаете, почему в обществе сложилось такое представление о концентрической структуре образования?

2) Как вы считаете, проблема концентров – это проблема «Истории» и ли других учебных предметов тоже?

3) Почему, на ваш взгляд, проблеме концентров уделяется столько внимания? Какова реальная роль структуры образования в повышении его качества? На какие факторы процесса обучения: (1) цели, (2) содержание, (3) познавательные возможности учащихся, (4) формы и способы преподавания и учения, (5) результаты - влияет порядок изучения курсов истории?

4) В первом концентре (основная школа) изучения истории организовано по линейному принципу, однако педагоги жалуются на низкий уровень исторической подготовки школьников. Почему забывается «история первого концентра»? Почему школьники теряют к ней интерес? Что в этой ситуации зависит от структуры образования, а что от каких-то иных параметров?

5) Как вы оцениваете возможность и целесообразность перехода к линейной структуре исторического образования в Российских школах? Уточните, какую модель «линейки» вы имеете в виду: советскую или модернизированную.

6) С чем, на ваш взгляд, в первую очередь связаны проблемы современного исторического образования в России: с его структурой или концепцией?

 

 

Примерные вопросы

для социологического опроса учащихся, их родителей и преподавателей

1. Какая структура школьного исторического образования вас устраивает:

    А) линейная

Б) концентрическая

В) не вижу между ними принципиальной разницы

Г) не устраивает ни одна из них

2. Почему вы склоняетесь к той или иной структуре исторического образования или не поддерживаете ни одну из них? Кратко назовите основные причины.

3. Как вы относитесь к идее вернуться к линейной структуре исторического образования школьников? Кратко объясните свой ответ.

Источники для подготовки к дискуссии

 

1. Федеральный Закон «Об образовании» (статья 19 п.3)

2. Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях \\ Решение коллегии МО РФ от 28.12. 1994 г.

3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по истории в основной и старшей школах (2004 г.)

4. Концепция исторического образования в средней школе \\ Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. - № 6. – С.27 – 31.

5. Вяземский Е.Е. Система школьного исторического образования в современной России: становление, развитие, модернизация. –М., 2004. – С.82 – 83, 149 – 151.

6. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.. 2003. – С. 87 – 97.

7. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М., 1999 – 2001. – С.51 -53.

8. Круги и линии. О структуре школьных курсов истории \\ История: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1994, № 31.

9. За концентры: Почему примерные программы предусматривают концентрическую систему как единственно возможную? \ М.В.Пономарев \\ http://school.edu.ru/faq.asp?ob_no=21398

10. Против концентров \\ http://ps.1september.ru/articlef.php?ID+2003200013

11. За линейную структуру \\ http://liceum.tamb.ru/students.htm

12. Обыкновенная история: как преподавать историю в начале ХХ1 века? \ А.Венедиктов и В.Болотов \\ http://www.mn.ru/issue.php?2003-2-192

13. Фурсенко попал в историю: министр готов переделать школьную программу \\ http:// www.rg.ru/2005/07/06/a70264.html

На досуге. В каком времени живет история?

 

История – наука о прошлом

 

История – это не только прошлое, прошлое – это еще не история

 

История – это наука о том, чего уже нет и не будет

Поль Валери

История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися

Эдмунд Берк

 

История – это прошлое и будущее, опрокинутые в настоящее Х.Агнесс

История – наука будущего

К.Кушнер

 


[1] По­след­ний по вре­ме­ни раз­ра­бот­ки ва­ри­ант, при­ня­тый на ос­но­ве Ос­нов­ных на­прав­ле­ний ре­фор­мы об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной и про­фес­си­о­наль­ной шко­лы в 1984 г. (Ежо­ва С.А. и др. Ме­то­ди­ка пре­по­да­ва­ния ис­то­рии в сред­ней шко­ле. — М.: Про­све­ще­ние, 1986).

 

[2] Данный перечень может быть продолжен или частично изменен. В содержание теста включаются положения, на которые указывали участники дискуссии при обсуждении плюсов и минусов двух структур исторического образования. Во время проверки результатов теста выясняется, что только два положения могут быть строго причислены к определенной структуре. К линейной - «Однократное «прохождение» истории, отсутствие возможностей вернуться к ранним периодам прошлого на более высоком теоретическом уровне», а «Дублирование учебного материала в основной и старшей школах» - к концентрической, если не проработана ее концепция. Все остальные положения реализуются (или не реализуются) в обеих структурах, т.к. напрямую не зависят от порядка изучения в школе курсов всемирной и отечественной истории.

 


 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: