Нормативно-правовое регулирование использования и охраны водных объектов. Право собственности на водные объекты. Государственное управление водными отношениями

Воды как часть окружающей природной сре­ды - незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечивает естественные условия жизни на планете, существование животного и растительного мира, являются основой жизнеде­ятельности людей, экономического, социально­го и экологического благополучия общества.

Воды представляют собой возобновимый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, поэтому экологическое законодательство регу­лирует их рациональное использование и всесто­роннюю охрану.

Предметом правового регулирования явля­ются водные отношения, то есть отношения в об­ласти использования и охраны водных объектов.

Водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток или иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, которые имеют характерный признаки водного режима (изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте)..

Водные ресурсы – поверхностные, подземные воды, которые находятся в водном объекте и используются или могут быть использованы.

Законодательство, регулирующее водные от­ношения (водное законодательство), базируется на нормах Конституции РФ и состоит из Водного кодекса РФ 1995 г. и других нормативных актов РФ и ее субъектов. К числу наиболее важных сре­ди них относятся Федеральные Законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» 1998 г., «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г., «Об охране озера Байкал» 1999 г., «О плате за пользование водными объектами» 1998 г., Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов,

Статья 8 Водного Кодекса РФ. Право собственности на водные объекты

1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

4. Пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.

Государственное регулирование осуществляется посредством организационной, исполнительно-распорядительной деятельности соответствующих государственных органов, направленного на обеспечение рационального использования и охраны водных ресурсов, и достижения (установления) тем самым, правопорядка. Цель управления в области охраны и использование вод - обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство.

Управление водных отношений осуществляет свою деятельность в рамках реализации полномочий, предусмотренных статьей 25 Водного кодекса Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации, передаваемых органам государственной власти города Москвы в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:

- предоставление водных объектов и их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования и решений о предоставление водного объекта в пользование;

- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации;

- осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

Состоит из отдела по предоставлению водных объектов в пользование и отдела по охране водных объектов.

Управление осуществляет руководство, организацию и координацию деятельности по вопросам:

· проведения в установленном порядке политики рационального использования и охраны водных объектов, находящихся в собственности города Москвы, а также федеральной собственности, и расположенных на территории города Москвы, за исключением Химкинского водохранилища;

· контроля за целевым использованием субвенций из федерального бюджета субъекту РФ – городу Москве на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений.

Ведет и осуществляет контроль по вопросам:

· предоставления водных объектов или их частей, находящихся в собственности города Москвы, а также федеральной собственности, и расположенных на территории города Москвы, за исключением Химкинского водохранилища, в пользование и контроль за деятельностью водопользователей на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование;

· предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов или их частей, находящихся в собственности города Москвы и федеральной собственности, и полностью расположенных на территории города Москвы;

· охраны водных объектов или их частей, находящихся в собственности города Москвы и федеральной собственности, и расположенных на территории города Москвы;

· учета и расходования средств (субвенций), выделяемых из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений;

· выполнение водопользователем условий договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, принятых Департаментом, в части соблюдения требований, возникающих из гражданско-правовых отношений;

· разработки ставки за пользование водными объектами, находящимися в собственности города Москвы, порядка расчета и взимания такой платы;

· разработки Правил охраны жизни людей на водных объектах;

· осуществление резервирования источников питьевого водоснабжения.

24. Основания возникновения права пользования водными объектами.

Право пользования водными объектами возникает:

 - на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование;

- на основании договора водопользования.

Право пользования водным объектом означает, что пользователь получил от собственника водного объекта право на его использование, т.е. фактическое владение и извлечение из него полезных средств и коммерческой прибыли, в течении определенного периода и на условиях, установленных собственником водного объекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: