Трубопроводный транспорт

Преимущества трубопроводного транспорта:

· низкая себестоимость;

· высокая производительность из-за непрерывности процесса транспортировки;

· перемещается только сам груз;

· процесс сравнительно легко поддается автоматизации;

· исключаются погрузочно-разгрузочные работы;

· не требуется тара;

· не зависит от особенности погоды;

· прокладка трубопроводов не требует отвода больших земельных площадей, их строительство обходится дешевле, чем строительство железнодорожных линий и автомобильных дорог;

· не загрязняет окружающую среду.

В Украине первый трубопровод был построен в 1924 г. в Прикарпатье (это был газопровод Дашава-Стрий-Дрогобыч).

На сегодняшний день общая длина трубопроводов Украины составляет до 44 тыс. км.

Трубопроводный транспорт состоит из:

(1) нефтепроводов;

(2) газопроводов;

(3) продуктопроводов.

Нефтепроводный транспорт включает 12 нефтепроводов, общей протяженностью почти 4,5 тыс. км. Диаметр труб – 72 см (для сравнения: упомянутый выше Бакинский нефтепровод имел диаметр труб 20 см). Наиболее известный – нефтепровод "Дружба", по которому нефть транзитом из России поставляется в Европу. Он действует, начиная с 1963 г. и проходит через территорию западных областей (Волынскую, Львовскую, Закарпатскую). Его протяженность по Украине – 680 км. Важное значение для Украины имеют также нефтепроводы Приднепровья, поставляющие нефть на нефтеперерабатывающие заводы.

Недавно завершилось строительство нефтепровода Одесса-Броды, который фактически объединил эти нефтепроводные системы в единую сеть.

Всего украинскими нефтепроводами было перекачано 55 млн. т нефти и нефтепродуктов (2004 г.).

Что касается газопроводного транспорта, то общая протяженность газопроводов составляет более 37 тыс. км. (в т. ч. 23 тыс. км магистральных газопроводов и 14 тыс. км газопроводов-отводов). Наиболее известен газопровод "Союз", по которому Россия экспортирует газ в Западную Европу. Также крупными являются газопроводы из Шебелинки в Харьков, Днепропетровск, Кривой Рог, Одессу и т. д.

Неотъемлемой частью газотранспортной системы Украины являются подземные хранилища газа (всего их 13), общим объемом более 33 млрд. м3, которые обеспечивают бесперебойность в поставках газа для населения и индустрии.

Всего по газотранспортной системе Украины ежегодно перекачивается около 190 млрд. м3 газа, из них около 120 млрд. м3 российского газа для Европы (по данным за 2004 г.).

В Украине действуют и продуктопроводы, перемещающие аммиак, этилен и пр. Известным является аммиакопровод Тольятти – Одесса.

В 2004 г. их удельный вес трубопроводного транспорта в общем объеме грузоперевозок составил 13%, из которых 74% пришлось на транспортировку российского газа через территорию Украины. Поэтому на сегодняшний день это самый перспективный вид транспорта, поскольку транзит энергоносителей приносит значительные вливания в бюджет Украины.

Но, к сожалению, в условиях газового конфликта между Украиной и Россией имеют место планы России, связанные с уменьшением транзита нефти и газа через территорию Украины. Россией уже реализуются альтернативные варианты транзита энергоносителей в Европу в обход Украины, Польши и пр.

Также имеет место физическое устаревание трубопроводов Украины, так как их основная масса была сооружена в 60-е гг. ХХ века.

Для решения этой и ряда других проблем предлагалась частичная приватизация газотранспортных систем, но ряд украинских законов запрещает это.

 

5. МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

Имеет ряд преимуществ перед сухопутным, а именно:

· дешевизна;

· способность перевозить грузы любых размеров и конфигураций;

· готовые природные пути;

· использование течения воды;

· возможность одновременно перевозить большие грузы и пассажиров.

Недостатком перевозки морским транспортом является низкая скорость доставки.

В мире большая часть грузооборота морским транспортом приходится на нефть. В качестве средства перевозки используются танкеры, рудовозы, рефрижераторы, лесовозы. Самыми крупными судовладельческими странами мира являются Греция, Япония, США, Россия, Норвегия, Великобритания, Китай, Сингапур и Либерия (государство, не имеющее выхода в море, но под его флагом плавает значительное количество судов).

Развитию морского транспорта в Украине способствует наличие связанных между собой Черного и Азовского морей, которые практически не замерзают. Черное море соединяются проливом Босфор с Мраморным морем, и далее – через пролив Дарданеллы – с Эгейским и Средиземным морями. Общая длина морской береговой линии Украины – более 2000 км.

Уже в Х-ХIII веках у Киевской Руси были налажены морские связи с Византией. Известны походы Киевских князей на Константинополь. Но регулярные морские перевозки Черным и Азовским морями начались только в конце ХVIII века. После победы над Турцией и перехода к Российской империи Северного Причерноморья и Приазовья здесь были построены порты Херсон (1778), Севастополь (1788), Одесса (1794), Мариуполь (1779). 

С 1978 года в Украине действует одна из самых больших в мире паромных переправ – Ильичевск-Варна протяженностью 435 км.

После развала СССР Украине достались 3-и крупнейшие судоходные компании:

(1) Черноморское морское пароходство. Порты Одессы и Ильичевска осуществляют наибольшее количества международных перевозок (нефть, уголь, хлебные грузы, сахар, цитрусовые и т.д.). Порты Херсона и Николаева специализируются на грузоперевозках (железные и марганцевые руды, стройматериалы).

(2) Азовское морское пароходство. Крупнейшие порты – Мариуполь, Бердянск и Керчь, через которые осуществляются как международные перевозки, так и внутренние (т. н. каботажные).

(3) Украинско-Дунайское морское пароходство (Измаил, Рени) служит для связей со странами Европы, в которые экспортируются уголь, руда, цемент, сахар и другие товары.

Всего же Украина располагает 18 морскими портами (из них 17 осуществляют как грузо- так и пассажироперевозки).

На сегодняшний день в Украине зарегистрировано около 300 судоходных компаний, на которые приходится всего около 230 морских судов. Подавляющая часть этих судов малотоннажные. Среднее водоизмещение украинских судов в 3-5 раз меньше аналогичного показателя в США, Японии, Греции.

Средний возраст украинских судов превышает 15 лет, что не позволяет им заходить в некоторые крупные зарубежные порты (куда не разрешается заходить судам, возраст которых превышает 5 лет). Поэтому флот следует обновить. Потребности Украины составляют около 120 новых судов большой грузоподъемности (это не считая танкеров и метановозов) и более 10 пассажирских суден.

Еще один из вопросов, требующих решения – отсутствие в Украине портов третьего поколения. Имеющиеся в наличии требуют реконструкции и модернизации.

6. РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ

Он развит в тех странах, где есть крупные водные артерии (США, Бразилия, Россия и др.).

Существенным недостатком речного транспорта в Украине является сезонность перевозок.

В Украине широкое развитие речной транспорт получил после строительства каналов, связавших ее реки между собой, а также с водными артериями других стран (Белоруссии и Польши).

 Общая длина судоходных рек в Украине – 4,4 тыс. км. Самая длинная внутренняя водная артерия – Днепр (1,2 тыс. км) с притоками Десна и Припять (знаменитые путешествия "из варяг в греки", т.е. из стран Скандинавии в страны Средиземноморья, проходили именно по Днепру). Кроме того, известны реки Днестр, Южный Буг, Северский Донец, Дунай. Общая длина судоходных речных путей общего пользования – более 2 тыс. км.  

Крупные речные порты: Киев, Черкассы, Кременчуг, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Николаев, Измаил.

Речной транспорт является недорогим и удобным для перевозятся строительных материалов, угля, руды, продукции АПК. Но в настоящий момент в Украине по показателям грузо- и пассажирооборота этот вид транспорта находится на последнем месте (около 1% перевозок Украины), хотя во времена СССР этот вид транспорта был очень популярен: постоянно циркулировали "ракеты", существовало такое понятие как "речной трамвай" и т. д..

Сегодня негативным фактором, влияющим на использование транзитного потенциала речного транспорта является недостаточное наличие судов типа "река-море", которые способствуют развитию внешнеэкономических связей (они служат для транспортировки грузов по рекам Украины, Черному морю и далее в речные порты Румынии, Болгарии, Германии и т.д.).

Также, как в случае с морским транспортом, в речном имеет место значительный физический и моральный износ судов и погрузочно-разгрузочного оборудования. Но поскольку "Укрречфлот" представляет собой АО, то процесс обновления основных фондов стал ее внутренней проблемой, на решение которой влияет только рентабельность работы и окупаемость инвестиций.

 

7. ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Его основными преимуществами являются:

· высокая скорость доставки грузов и пассажиров;

· комфортность для пассажиров;

· незаменимость для связи с труднодоступными регионами, санитарных перевозок, борьбы с пожарами, в сельском хозяйстве для разбрасывания минеральных удобрений, средств защиты растений и т.п.

Недостатки:

· высокая себестоимость перевозок;

· сезонная неравномерность спроса на услуги воздушного транспорта;

· сильная зависимость от погодных условий.

Во времена бывшей УССР воздушный транспорт интенсивно развивался. В 1990 г. им было перевезено 15 млн. чел., а в годы независимости этот показатель снизился до 1-2 млн. чел. в год.      

В настоящее время в Украине воздушный транспорт не играет существенной роли в общем объеме грузовых и пассажирских перевозок вследствие его дороговизны. Так, в 2004 г. с его помощью было перевезено менее 1% всех грузов и пассажиров. Но в последние время этот вид транспорта восстанавливать свою былую популярность: в 2004 г. темпы роста по показателю перевозки пассажиров составили почти 40%.

В мире, в отличии от железных дорог, обычно принадлежащих только государству, авиационный транспорт может быть собственностью частных компаний (США), государства (Франция), либо делиться в какой-либо пропорции между ними (как это имеет место в Украине). Так, на сегодняшний день в Украине действуют до 100 авиакомпаний, которые в основном являются негосударственными. Главная государственная компания – "Авиалинии Украины".

На территории нашей страны функционируют 36 аэропортов, из которых 16 открыты для международных перелетов и в наличии имеется около 1,5 тыс. самолетов, которые помимо внутренних рейсов, совершают полеты в более чем 35 стран мира.

В связи с постепенной интеграцией Украины в мировое воздушное пространство, где наблюдается жесткая конкуренция со стороны мощных зарубежных авиакомпаний, к техническим характеристикам отечественных самолетов предъявляются высокие требования. Степень же их износа очень высока – до 70%. Именно поэтому были введены ограничения на полеты этих самолетов в аэропорты западных стран (имеет место курьезная ситуация: из Борисполя в США летают узбекские авиаперевозчики, т. к. у них есть машины нужного класса). Вот почему комплектация парка самолетов их конкурентоспособными украинскими моделями имеет первоочередное значение для развития авиатранспорта Украины.

Однако практически ни одно авиапредприятие не в состоянии закупать самолеты за реальные деньги. Выход был найден в использовании системы лизинга (долгосрочной аренды дорогостоящих машин и оборудования), но, к сожалению, отечественные авиакомпании обычно берут в аренду не новые самолеты, а использованные "иномарки", что не лучшим образом сказывается на качестве и конкурентоспособности перевозок.

Кроме того, немаловажную роль в повышении качества авиаперевозок играют реконструкция аэропортов и инфраструктуры, совершенствование сервисного обслуживания и системы обработки грузов, упорядочение таможенного контроля.

 

 

8. ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

В 2004 г. более половины удельного веса перевозок городским транспортом пришлось на автобусы (хотя это самый топливоемкий и экологически вредный вид транспорта), более 20% – на троллейбусы (они используются в 47 городах Украины), 14% – на трамваи (используются в 24 городах) и 11% – на метрополитены (имеются только в 3-х городах).

Городской транспорт в Украине практически повсеместно нерентабелен, а "прибыльность" транспортных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, достигается за счет дополнительного финансирования их из городского бюджета. Это ведет к тому, что городские АТП становятся нечувствительными к качеству своей работы, совершенствованию перевозочного процесса.

Значительная часть парка изношена или подлежит списанию, но чтобы уменьшить амортизационные отчисления АТП стараются приобретать менее дорогой подвижной состав, что не способствует повышению качества пассажирских перевозок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: