Методические рекомендации

Методические рекомендации

Проблема периодизации психического развития в трудах Д. Б. Эльконина (социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, возрастные психологические новообразования и др.). Закон периодичности развития.

Д.Б. Эльконин писал, что проблема периодизации имеет важное теоретическое значение, ибо через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому может быть решена проблема движущих сил психического развития. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит построение системы воспитания и обучения детей.

Обратить внимание на основные подходы, определенные Д.Б. Элькониным, к проблеме периодизации:

· исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов детства в ходе исторического развития человечества;

· подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития ребенка;

· представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

· выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

· выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

По мнению Д.Б. Эльконина, деятельность ребенка внутри систем "ребенок-общественный предмет" и "ребенок-общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором формируется его личность. В каждый возрастной период эта деятельность специфична.

 

Вопросы для обсуждения

1. Основания для возрастной периодизации в концепции Д.Б. Эльконина.

2. Системы отношений и типы ведущих деятельностей.

3. Периодизация Д.Б.Эльконина. Краткая характеристика периодов: социальной ситуации развития, ведущей деятельности и возрастного новообразования.

4. Закон периодичности развития.

Семинар 5. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии и ее перспективы.

 

Методические рекомендации

Разработанная отечественными исследователями под руководством Л.И. Божович возрастная периодизация, основанная на теории культурно-исторической развития Л.С.Выготского, предусматривает такой этап онтогенетического развития ребенка, как старший школьный возраст. Однако более поздние исследования вскрыли закономерности протекания т.н. переходного периода от подросткового к старшему школьному возрасту в становлении личности; дали характеристику этого этапа, социальной ситуации развития и сопутствующих переходному периоду кризисов, процессов роста сознания и самосознания старшего школьника

А.В. Петровский рассматривает процесс развития с позиции интеграции человека в различные социальные группы. На каждой стадии развития ребенок входит в определенную социальную группу, приспосабливаясь и усваивая ее нормы. Выделяются три стадии развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой стадии человек максимально ориентирован на усвоение свойственных группе норм, особенностей (стать, как другие, быть в общей массе), на второй — активизируется потребность в проявлении своей индивидуальности (быть самим собой), на третьей стадии возникают противоречия между стремлениями быть, как все, и сохранить индивидуальность — и происходит интеграция личности в общности. На этой стадии формируются определенные новообразования, позволяющие личности состояться в группе, не теряя своей индивидуальности.

Источником развития личности, согласно мнению А.В. Петровского, выступает противоречие между потребностью индивидуума в персонализации (быть личностью) и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Для успешной адаптации к новой общности на каждом возрастном этапе важна успешная интеграция на предыдущей стадии.

В эпохе детства преобладают процессы адаптации, в подростковом периоде — индивидуализации, в старшем школьном возрасте — интеграции.

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

 

Вопросы для обсуждения

1. Концепция возрастного развития Л.И.Божович.

2. Концепция возрастного развития А.В. Петровского.

3. Концепция возрастного развития Д.И. Фельдштейна.

4. Различие оснований в построении концепций возрастного развития Л.И.Божович, А.В. Петровского и Д.И. Фельдштейна.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: