Капитал как фактор производства

Тема 7. Фирма в системе рыночных отношений

 

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.

Первоначально слово "фирма" (итал. firma - подпись) означало "торговое имя" коммерсанта.

Под фирмой понимается самостоятельная предпринимательская единица с правами юридического лица, которая в качестве собственника или владельца распоряжается своим имуществом и нематериальными ценностями.

Фирма- это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы (ФП) для производства товара или услуги с целью получения максимальной прибыли. (или социального эффекта, например для НКО).

Понятия "фирма" и "предприятие" не тождественны, хотя в экономической литературе эти понятия употребляются иногда как синонимы. Предприятием называют производственную организацию, осуществляю­щую однородную деятельность (например, выпуск продукции или оказание услуг). Фирма же может производить разнородную продукцию, занимаясь разнообразными видами деятельности, как правило, совершенно не связан­ными между собой (производственной, торговой, финансовой). Подавляющее большинство современных предприятий входят в состав тех или иных фирм. В том случае, если фирма имеет только одно предприятие, то понятия "фир­ма" и "предприятие" могут совпадать.

Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы. По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес. В современной мировой экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых.

Организация малого бизнеса

Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товара, приобретении оборудования, кредитов и т.д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контакты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону, а корпорации экономят деньги на реализации собственной продукции и регулярные платежи.

Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Может также заниматься консалтингом фирм, обладающими этими новшествовами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют прогореть, если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам.

Аутсорсинг - передача неключевых бизнес-процессов фирмы сторонним исполнителям (аутсорсерам).

Средний бизнес играет менее заметную роль. Ему приходится конкурировать как с малым бизнесом, так и с крупным бизнесом. В результате этой конкуренции средний бизнес, как правило, либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще.

Крупный бизнес отличается от малого и среднего бизнеса большей прочно­стью. Его доминирующее положение на рынке дает ему возможность произ­водить относительно дешевую и массовую продукцию. Поэтому основной задачей крупного бизнеса является массовое (серийное) производство това­ров для широкого круга потребителей.

Различают вертикально и горизонтально интегрированные фирмы. Это вопрос собственности и контроля.

Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса,  охватывающем смежные стадии, объединенные стержневой технологией.

Например, крупнейшие нефтяные компании разных стран (добычи нефти) занимаются строительством и покупкой нефтеперерабатывающих заводов, супертанкеров, включались в строительство бензоколонок по всему миру. Самый яркий пример - строительство ЛУКойлом сети бензоколонок в США.

Горизонтальная интеграция предполагает приобретение одной фирмой других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом, включения в фирменную структуру предприятий, которые занимаются тем же самым, чем и наша фирма. пример успешной горизонтальной интеграции - слияние двух фармацевтических гигантов “Киба-Гейджи” и “Сандоз”, в результате которого образовался гигант, входящий в десятку мировых компаний по общей капитализации (рыночной стоимости акций), - “Новартис”. “Даймлер - Бенц” и “Крайслера”.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация. Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологические не связанные между собой отрасли. (не хранить яйца в одной корзине-  диверсифицировать риски). Условный пример диверсификации - охват нефтяной компанией других видов деятельности, связанных с производством, реализацией иных энергетических ресурсов (газ, уголь, гидроэнергия, уран), или превращение ее в диверсифицированный энергетический концерн за счет, например, производства энергетического оборудования.

“Плюсы” кажутся очевидными и лежат на поверхности: либо обретение монополистической силы, дающей возможность регулировать деятельность в той или иной отрасли, либо повышение эффективности бизнеса за счет снижения издержек (экономия на трансакционных издержках, ликвидация “узких мест”, снижение потерь на “стыках” технологической цепи и т. д.). “Минусы”. Прежде всего, фирма может пройти порог оптимального размера бизнеса, за которым следует не рост эффективности, а снижение. Второе - усложнение структуры управления, что может вызвать к жизни “дремлющий вирус” бюрократизации. Третье - потеря динамизма и снижение восприимчивости к НТП. Четвертое - возможность стать объектом антимонополистического преследования со стороны государства.

Капитал как фактор производства

Капитал (лат. capitais – главный). К – ФП. Понятие «капитал» имеет много значений и в настоящее время нет однозначной трактовки понятия капитала:

· Капитал – это блага длительного использования, с помощью которых производятся товары производственного и потребительского назначения;

· Капитал – это средства производства;

· Капитал – это навыки, знания, умения и опыт людей (человеческий капитал);

· Видные представители неоклассического направления в экономической теории И. Фишер, Ф. Найт полагают, что главный признак капитала - приносить доход его владельцу. (Д-Т-Д’)

По функциональной принадлежности капитал подразделяют:

· Промышленный капитал, т.е. тот капитал, который функционирует в отраслях материального производства (Д-Т…П…Т’-Д’);

· Торговый капитал – капитал, функционирующий в сфере обращения (торговля) (Т-Д-Т’);

· Ссудный капитал – капитал, функционирующий в финансовой сфере и предоставляемый в ссуду на время и с условием выплат процента. (Д-Т-Д’).

Под капиталом на рынке ФП понимается как физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т.п. в их стоимостном измерении так и денежный капитал.

Промышленный (производственный) капитал делится на основной и оборотный капитал.

Основной капитал – это часть промышленного капитала, которая может функционировать в процессе производства несколько раз и свою стоимость переносит на готовую продукцию постепенно.




double arrow
Сейчас читают про: