Тема 7. Фирма в системе рыночных отношений
Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.
Первоначально слово "фирма" (итал. firma - подпись) означало "торговое имя" коммерсанта.
Под фирмой понимается самостоятельная предпринимательская единица с правами юридического лица, которая в качестве собственника или владельца распоряжается своим имуществом и нематериальными ценностями.
Фирма- это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы (ФП) для производства товара или услуги с целью получения максимальной прибыли. (или социального эффекта, например для НКО).
Понятия "фирма" и "предприятие" не тождественны, хотя в экономической литературе эти понятия употребляются иногда как синонимы. Предприятием называют производственную организацию, осуществляющую однородную деятельность (например, выпуск продукции или оказание услуг). Фирма же может производить разнородную продукцию, занимаясь разнообразными видами деятельности, как правило, совершенно не связанными между собой (производственной, торговой, финансовой). Подавляющее большинство современных предприятий входят в состав тех или иных фирм. В том случае, если фирма имеет только одно предприятие, то понятия "фирма" и "предприятие" могут совпадать.
Для классификации фирм берут разные признаки. Главными из них являются два: форма собственности и величина фирмы. По признаку величины фирмы различают: малый бизнес, средний бизнес и крупный бизнес. В современной мировой экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых.
Организация малого бизнеса
Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товара, приобретении оборудования, кредитов и т.д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контакты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону, а корпорации экономят деньги на реализации собственной продукции и регулярные платежи.
Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Может также заниматься консалтингом фирм, обладающими этими новшествовами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют прогореть, если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам.
Аутсорсинг - передача неключевых бизнес-процессов фирмы сторонним исполнителям (аутсорсерам).
Средний бизнес играет менее заметную роль. Ему приходится конкурировать как с малым бизнесом, так и с крупным бизнесом. В результате этой конкуренции средний бизнес, как правило, либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще.
Крупный бизнес отличается от малого и среднего бизнеса большей прочностью. Его доминирующее положение на рынке дает ему возможность производить относительно дешевую и массовую продукцию. Поэтому основной задачей крупного бизнеса является массовое (серийное) производство товаров для широкого круга потребителей.
Различают вертикально и горизонтально интегрированные фирмы. Это вопрос собственности и контроля.
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса, охватывающем смежные стадии, объединенные стержневой технологией.
Например, крупнейшие нефтяные компании разных стран (добычи нефти) занимаются строительством и покупкой нефтеперерабатывающих заводов, супертанкеров, включались в строительство бензоколонок по всему миру. Самый яркий пример - строительство ЛУКойлом сети бензоколонок в США.
Горизонтальная интеграция предполагает приобретение одной фирмой других фирм, занимающихся одним и тем же бизнесом, включения в фирменную структуру предприятий, которые занимаются тем же самым, чем и наша фирма. пример успешной горизонтальной интеграции - слияние двух фармацевтических гигантов “Киба-Гейджи” и “Сандоз”, в результате которого образовался гигант, входящий в десятку мировых компаний по общей капитализации (рыночной стоимости акций), - “Новартис”. “Даймлер - Бенц” и “Крайслера”.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация. Она означает проникновение фирмы в разнообразные, технологические не связанные между собой отрасли. (не хранить яйца в одной корзине- диверсифицировать риски). Условный пример диверсификации - охват нефтяной компанией других видов деятельности, связанных с производством, реализацией иных энергетических ресурсов (газ, уголь, гидроэнергия, уран), или превращение ее в диверсифицированный энергетический концерн за счет, например, производства энергетического оборудования.
“Плюсы” кажутся очевидными и лежат на поверхности: либо обретение монополистической силы, дающей возможность регулировать деятельность в той или иной отрасли, либо повышение эффективности бизнеса за счет снижения издержек (экономия на трансакционных издержках, ликвидация “узких мест”, снижение потерь на “стыках” технологической цепи и т. д.). “Минусы”. Прежде всего, фирма может пройти порог оптимального размера бизнеса, за которым следует не рост эффективности, а снижение. Второе - усложнение структуры управления, что может вызвать к жизни “дремлющий вирус” бюрократизации. Третье - потеря динамизма и снижение восприимчивости к НТП. Четвертое - возможность стать объектом антимонополистического преследования со стороны государства.
Капитал как фактор производства
Капитал (лат. capitais – главный). К – ФП. Понятие «капитал» имеет много значений и в настоящее время нет однозначной трактовки понятия капитала:
· Капитал – это блага длительного использования, с помощью которых производятся товары производственного и потребительского назначения;
· Капитал – это средства производства;
· Капитал – это навыки, знания, умения и опыт людей (человеческий капитал);
· Видные представители неоклассического направления в экономической теории И. Фишер, Ф. Найт полагают, что главный признак капитала - приносить доход его владельцу. (Д-Т-Д’)
По функциональной принадлежности капитал подразделяют:
· Промышленный капитал, т.е. тот капитал, который функционирует в отраслях материального производства (Д-Т…П…Т’-Д’);
· Торговый капитал – капитал, функционирующий в сфере обращения (торговля) (Т-Д-Т’);
· Ссудный капитал – капитал, функционирующий в финансовой сфере и предоставляемый в ссуду на время и с условием выплат процента. (Д-Т-Д’).
Под капиталом на рынке ФП понимается как физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и полуфабрикатов и т.п. в их стоимостном измерении так и денежный капитал.
Промышленный (производственный) капитал делится на основной и оборотный капитал.
Основной капитал – это часть промышленного капитала, которая может функционировать в процессе производства несколько раз и свою стоимость переносит на готовую продукцию постепенно.






