Пример оценки практической, творческой работы

Лекция 2.3.4 Оценка знаний и умений школьников по изобразительномуискусству.

Школа традиционно основывалась главным образом на авторитарном стиле руководства детьми, где ученика «подгоняли» под определенные рамки поведения, мышления, мировоззрения. В такой школе работа велась по принципу: «если ты не сделаешь этого, то я …».Ученик был объектом воздействия.  Отметка в этом случае была не только показателем уровня знаний ребенка, но также служила средством наказания школьника за его поведение на уроке.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания осуществляется человеком.

Отметка – результат этого процесса, этой деятельности, их условное отображение.

Вопрос об отметке на уроках искусства до сих пор остается открытым.

Вспомним, что ныне действующая пятибалльная система отметок родилась в немецкой классической гимназии и пришла в Россию из Германии (только наоборот: лучшая отметка – «1»); что чаще всего с помощью отметки закладываются основы ложной мотивации и самооценки ребенка. Отметки с одной стороны ухудшают отношения учитель — ученик, рождая взаимное недоверие и т.п. С другой стороны – определенный балл в системе отметок это мнение учителя о труде школьника, стимул к соревнованию, сигнал для родителей и пр.

Можно отметить, что в настоящее время система оценки от «1» до «5» перестала себя оправдывать во многих учебных заведениях. Так как из пяти баллов часто пользуются только тремя, эквивалентным таким понятиям как «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Современная практика показала необходимость иного подхода к ученику.

Школа в современных условиях должна существовать по другому принципу: «если ты не сделаешь таким образом, то ты …». В данном случае некоторая часть ответственности за результат определенного дела перекладывается на ребенка, то есть он тоже принимает участие в воспитательно-образовательном процессе, и результат в не меньшей степени зависит от него самого. Таким образом, ребенок из объекта воздействия превращается в субъекта действия. В этом, проявляется одна из сторон личностно-ориентированного образовательного процесса.

Диалогичность обучения способствует созданию благоприятного морально-психологического климата на уроках ИЗО, а также меняет акценты в оценке: оценка становится взаимооценкой и самооценкой.

На сегодняшний день в процедуре оценивания присутствуют следующие составляющие:

- контроль (обратная связь учитель-ученик);

- оценка (как оценка процесса, приводящего к определенному результату);

- отметка (условно-формальное знаковое выражение результатадеятельности школьника).

Как правило, на уроках ИЗО учитель поощряет и положительно оценивает любую инициативу учащегося в выборе средств выразительности, техники исполнения, передачи индивидуальных ощущений. При этом основные методы стимулирования ученика - качественная оценка деятельности учащихся, похвала, поощрение, восхищение "Очень красиво!", "Молодец!", "Умница!" и т.д. К ошибкам следует относиться с сопереживанием, без назидательных интонаций, в случаях их затруднений обращаться к классу: "Помогите найти ошибку". Основные отметки "5" и "4" появляются, как итоговые по завершению работы, отметки "3" и "2" практически отсутствуют.

Ребенок в начальной школе стремиться получать «5» по всем предметам и по изобразительному искусству тоже. А для этого он должен хорошо рисовать не только то, что ему хочется, но и то, что в данный момент требуется в классе. Это трудно для ученика как физически (задания бывают сложными, рассчитанными на хорошо поставленную руку), так и психологически (не хочется подчиняться). Если же родители причисляют рисование к второстепенным предметам, то их отношение неминуемо передается и ребенку. Психологически он готов к тому, что не будет художником – ведь об этом постоянно твердят родители, – а значит, можно не очень стараться и на уроке, и дома. Такая позиция родителей порой приводит к непоправимым последствиям. Уметь рисовать – значит уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и создавать красоту. «Изобразительное искусство» помогает ребенку стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет ему проявить творческие способности.

Для того чтобы проверить уровень знаний учащихся, недостаточно оценить детские рисунки. При выполнении практической работы ребенок наглядно применяет те знания, умения и навыки, которым научился во время предварительных упражнений. Однако не все дети одинаково успешно овладевают новыми для них основами изобразительной грамоты. Также всегда существует группа школьников, которая не имеет ярко выраженных способностей к рисунку. Поэтому нельзя оценивать работы только по внешним показателям.

 

Учителя ИЗО находятся в очень трудном положении при оценке знаний. Где взять критерии, по которым можно судить о результативности обучения? Надо ли восхищаться природными способностями учащихся, которые без усилий прекрасно рисуют? Как объективно оценивать несостоятельные рисунки учеников, которые стараются изо всех сил? Какой рисунок считать удачным, а какой нет?

 

Оценка каждой работы должна быть объективной.

Система оценивания результатов должна быть не только объективной, но предельно простой и понятной для учеников, а также их родителей; рассчитанной на весь временной процесс обучения в школе. Какие же единые требования могут быть отмечены при проверке творческих результатов школьников разного возраста?

 

Пример критериев оценки устного ответа, теория:

- Активное участие в беседе;

- Умение найти нужное, выразительное слово;

- Умение высказывать свое суждение;

- Умение делать выводы;

- Использование в беседе домашних наблюдений.

 

Пример оценки практической, творческой работы

 

1. Отношение ученика к выполнению учебного задания (изобразительного, декоративного или конструктивного)

- степень интереса

- проявление целеустремленности

- стремление к новизне

- сознательное применение изученных средств художественной выразительности

- способность творчески перерабатывать иллюстрированный материал

2) Образная выразительность учебных работ (изобразительных, декоративных и конструктивных):

- оригинальность образов, творческого замысла;

- проявление фантазии, творческого воображения;

- создание настроения в работе, эмоциональной характеристики образов;

- степень декоративного обобщения образов, обусловленная поставленной задачей.

3) Грамотность изображения:

- грамотная передача пространства, формы, объема и общей пропорциональности объектов;

- применение знаний по перспективе, конструкции, цветоведению, гармоничных цветовых сочетаний;

- умение выбрать размер листа бумаги и его расположение в соответствии с замыслом;

- умение правильно выбрать размер изображения на плоскости или в пространстве;

- умение передать форму, конструкцию и пропорции объекта;

- применение композиционных приемов, правил и средств;

- умение выбрать наиболее выразительные для воплощения замысла художественные материалы и правильно работать с ними;

- применение изученных средств художественной выразительности для раскрытия содержания сюжета.

 

Задание групповое, метод мозгового штурма (20 мин), 3 группы

 

1.Разработать критерии оценки детских художественных работ (по возможности, наиболее обобщённые): живописная работа, графическая работа, декоративная работа

2. Кратко записать на листе бумаги, доске.

3. Выступить группой с продуктом мозгового штурма.

4. Обобщить выступление групп,

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow