ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
С. В. Власова
ТЕСТовые материалы для промежуточного
и итогового контроля знаний и умений
по курсу общей физики
Часть 2. электростатика и постоянный
электрический ток. Электромагнетизм
Методические материалы для студентов
очной формы обучения по направлениям:
140100 «Теплоэнергетика»; 140200 «Электроэнергетика»;
190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»;
190500 «Эксплуатация транспортных средств»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" Кафедра физики ТЕСТовые материалы для промежуточного и итогового контроля знаний и умений по курсу общей физики Часть 2. электростатика и постоянный электрический ток. Электромагнетизм Методические материалы для студентов очной формы обучения по направлениям: 140100 «Теплоэнергетика»; 140200 «Электроэнергетика»; 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»; 190500 «Эксплуатация транспортных средств» Мурманск 2009 | УДК 53(076.1) ББК 22.3я73 Автор – Власова Светлана Васильевна, канд. техн. наук, доктор философ. наук, профессор кафедры физики Мурманского государственного технического университета Тестовые материалы рассмотрены и одобрены кафедрой физики 24 ноября 2009 г., протокол № 3 Рецензент – Никонов Олег Александрович канд. философ. наук, доцент кафедры физики Мурманского государственного технического университета Электронное издание подготовлено в авторской редакции Мурманский государственный технический университет 183010, Мурманск, ул. Спортивная д. 13 тел. (8152) 25-40-72 Уч.-изд. л. 1,0 Заказ 90 Ó Мурманский государственный технический университет, 2009 |
Введение
C 2005 г. в высших учебных заведениях России начался эксперимент по введению Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования, сокращённо ФЭПО. Как заявлено на сайте ФЭПО, эта инициатива Национального аккредитационного агентства в сфере образования предпринята с целью оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки. Одной из задач, которую был призван решить Интнернет-экзамен, была задача формирования единых требований к оценке качества подготовки специалистов.
Несмотря на многие недостатки, ФЭПО имеет одно неоспоримое достоинство: он задаёт хоть какие-то, но главное, единые требования для вузов всей Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день проведение ФЭПО – это реальность учебного процесса в вузе, с которой надо считаться. Эта реальность ставит перед преподавателями задачу – приучать студентов к тестовой форме контроля знаний. Это означает, что необходимо разрабатывать различные тестовые измерительные материалы, которые можно использовать как для промежуточной, так и для итоговой оценки знаний и умений учащихся по изучаемому курсу. Очевидно, что эти тестовые материалы должны разрабатываться под конкретные рабочие программы и для решения конкретных задач обучения.
Цель данного издания – представить контрольные измерительные материалы по разделу курса общей физики «Электростатика и постоянный электрический ток. Электромагнетизм». Эти материалы могут быть использованы преподавателями для промежуточного и итогового контроля знаний, а также студентами при подготовке к промежуточной или итоговой аттестации. Отмечаю, что предложенные тестовые материалы могут также быть использованы в системе внутривузовской оценки качества обучения.
Автор предлагаемого читателю издания использовал эти материалы на протяжении ряда лет для контроля знаний студентов направлений: 140100 «Теплоэнергетика»; 140200 «Электроэнергетика»; 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство».
Содержание обучения
Раздел курса общей физики «Электростатика и постоянный электрический ток. Электромагнетизм» изучается студентами направлений 140100 «Теплоэнергетика»; 140200 «Электроэнергетика»; 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство»; 190500 «Эксплуатация транспортных средств» в третьем семестре (на втором курсе). Студентам всех названных направлений выделяется, согласно учебному плану, одинаковое число часов на лекции (34 часа), практические (17 часов) и лабораторные (17 часов[1]) занятия. Итоговой формой контроля является экзамен. Вместе с тем, содержание курса, представленное в виде перечня разделов, внесённое в Государственные образовательные стандарты (ГОС) второго поколения по указанному разделу физики, отличается.
Так для направления 140100 (Теплоэнергетика) в ГОСе указано лишь общее название изучаемых разделов, без какой-либо детализации, именно: «электричество и магнетизм».
Для направления 140200 (Электроэнергетика) в ГОСе написано больше: «электричество и магнетизм; электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике; явления сверхпроводимости, полупроводники».
В ГОСе для направления 190601 (Автомобили и автомобильное хозяйство) и 190500 («Эксплуатация транспортных средств») написано следующее: «электричество и магнетизм; электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике; постоянный ток».
Из приведённых текстов видно, что ГОС не детализируют содержание обучения. Учитывая, что в настоящее время отсутствует такой документ, как «типовая рабочая программа» по общему курсу физики, каждое высшее учебное заведение и каждый преподаватель имеет возможность составлять рабочую программу по своему усмотрению, исходя из ресурса учебного времени.
Учитывая, что все рассматриваемые нами направления объединены в единый лекционный поток и, кроме того, в семестре студентам этих направлений отведено одинаковое аудиторное число часов для изучения физики, содержание рабочей программы одинаково для всех названных выше направлений. Оно приведено ниже.
Электрический заряд и его свойства. Виды зарядов, дискретность, инвариантность, закон сохранения электрического заряда. Заряд нуклонов и кварков. Заряд атомов и заряд тел. Электростатическое (эл.ст.) поле и его напряженность. Закон Кулона в векторной форме. Вектор напряженности. Силовые линии. Принцип суперпозиции. Напряженность поля от равномерно заряженной прямой нити.
Теорема Гаусса для эл.ст. поля в вакууме. Поток вектора напряженности (Е). Теорема Гаусса и ее применение к расчету эл.ст. полей: поле равномерно заряженной бесконечной плоскости, поле двух бесконечных параллельных разноименно заряженных плоскостей, поле равномерно заряженной сферической поверхности, поле равномерно заряженного бесконечного цилиндра, поле равномерно заряженного по объему шара.
Работа сил эл.ст. поля. Работа сил эл.ст. поля по перемещению точечного заряда. Потенциальность эл.ст. поля. Работа по замкнутому контуру. Циркуляция вектора напряженности. Теорема о циркуляции вектора напряженности эл.ст. поля. Разомкнутость линий напряженности эл.ст. поля. Потенциальная энергия эл.ст. поля точечного заряда и системы точечных зарядов. Потенциал. Потенциал поля точечного заряда и системы точечных зарядов. Принцип суперпозиции для потенциала. Связь работы сил эл.ст. поля и потенциала. Связь потенциала с напряженностью эл.ст. поля (интегральная и дифференциальная). Эквипотенциальные поверхности. Вычисление потенциала по напряженности поля: потенциал поля равномерно заряженной бесконечной плоскости; потенциал поля заряженной сферической поверхности, потенциал поля равномерно заряженного по объему шара.
Эл.ст. поле в диэлектриках. Диполь. Электрический момент диполя. Напряженность эл. ст. поля на оси диполя и на перпендикуляре, восстановленном из середины плеча. Потенциальная энергия диполя в эл. поле. Механический момент, действующий на диполь в эл. поле. Поляризация диэлектриков. Типы диэлектриков. Виды поляризации диэлектриков. Поляризованность P. Зависимость поляризованности от напряженности поля. Связь поляризованности и поверхностной плотности связанных зарядов. Относительная диэлектрическая восприимчивость и проницаемость вещества. Напряженность поля в диэлектрике.
Теорема Гаусса для эл.ст. поля в диэлектрике. Вектор электрического смещения D. Связь векторов E, D и P. Сторонние и связанные заряды. Теорема Гаусса для вектора D. Применение т. Гаусса в диэлектрике для расчета силовых полей. Граничные условия для векторов E и D на границе раздела 2-х диэлектриков: поведение тангенциальных и нормальных составляющих. Преломление силовых линий. Уравнение Пуассона. Проводники в электростатическом поле. Связь вектора D и поверхностной плотности зарядов. Электростатическая индукция. Электростатическая защита.
Электрическая емкость. Энергия эл.ст. поля. Электроемкость уединенного проводника. Электрическая емкость сферы, системы плоских электродов. Конденсаторы и их строение. Соединение конденсаторов. Пробой диэлектриков. Энергия заряженного конденсатора, эл. ст. поля. Объемная плотность энергии электростатического поля.
Сегнетоэлектрики. Свойства сегнетоэлектриков: зависимость относительной диэлектрической проницаемости от температуры и напряженности эл поля, спонтанная поляризация, диэлектрический гистерезис. Объяснение свойств сегнетоэлектриков. Пироэлектрики. Применение сегнетоэлектриков. Пьезоэлектрики. Прямой и обратный пьезоэлектрический эффект и их объяснение, применение пьезоэлектриков.
Постоянный электрический ток. Условия существования эл. тока. Сила тока. Плотность тока. Сила тока через поверхность. Зависимость плотности тока от параметров носителей тока. Условие существования эл. тока. Источник тока. Э.д.с. источника. Сторонние силы. Напряжение на участке цепи
Электрическая проводимость и электрическое сопротивление. Закон Ома для однородного участка цепи. Электрическое сопротивление. Электрическая проводимость. Удельная электрическая проводимость и удельное электрическое сопротивление. Закон Ома в дифференциальной форме. Зависимость удельной электрической проводимости вещества от характеристик носителей тока. Электрическое сопротивление однородного линейного и нелинейного проводника.
Работа и мощность тока. Работа электрического тока. Мощность, выделяемая в проводнике. Закон Джоуля-Ленца. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Закон Ома для замкнутой цепи. Мощность источника, мощность потерь и полезная мощность: зависимость от силы тока и сопротивления. Коэффициент полезного действия источника тока. Правила Кирхгофа для разветвленных цепей.
Электрический ток в металлах. Основные положения классической теории электропроводности металлов и их экспериментальное обоснование (опыты Рикке, Толмена и Стюарта, Милликена). Противоречия классической теории электропроводности металлов. Контактные явления. Работа выхода электронов из вещества. Контактная разность потенциалов, причины ее возникновения, зависимость от работы выхода, концентрации носителей, температуры, координаты. Законы Вольта и их объяснение. Термоэлектрические явления Зеебека, Пельтье. Термопары и их применение.
Электропроводность полупроводников (п/п). Образование носителей тока в п/п. Общие сведение о зонной диаграмме п/п. Собственные и примесные полупроводники. Зависимость концентрации носителей заряда от величины энергии уровня Ферми, температуры. Температурная зависимость удельной электрической проводимости и сопротивления.
Эмиссионные явления и их применение. Термоэлектронная эмиссия. ВАХ вакуумного диода. Закон 3/2. Формула Ричардсона-Дэшмана. Автоэлектронная эмиссия. Электрические свойства газов. Несамостоятельный газовый разряд. Энергия ионизации. Методы ионизации газов. Кривая ионизации. Самостоятельный газовый разряд (тлеющий, искровой, дуговой и коронный).
Магнитное поле токов в вакууме. Магнитные явления. Вектор магнитного момента рамки с током. Вектор магнитной индукции B и его силовые линии. Вектор напряженности магнитного поля H. Закон Био-Савара-Лапласа и его применение к расчету магнитых полей прямого и кругового тока, отрезка провода с током.
Действие магнитного поля на движущиеся заряды и токи. Сила Лоренца (электрическая и магнитная составляющие). Движение заряженных частиц в магнитных полях. Ускорители заряженных частиц. Закон Ампера. Взаимодействие параллельных токов.
Вихревой характер магнитного поля. Циркуляция вектора магнитной индукции в вакууме. Закон полного тока для магнитного поля в вакууме. Замкнутость силовых линий магнитного поля. Магнитное поле соленоида и тороида. Механическая работа в магнитном поле. Поток вектора магнитной индукции. Теорема Гаусса для магнитного поля. Работа по перемещению проводника и контура с током в магнитном поле.
Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции Фарадея-Максвелла. Правило Ленца. Токи Фуко. Явления самоиндукции и взаимной индукции. Индуктивность контура, соленоида. Э.д.с. самоиндукции. Взаимная индуктивность контуров. Трансформаторы. Энергия магнитного поля. Энергия магнитного поля, связанная с контуром. Объемная плотность энергии магнитного поля.
Магнитные свойства вещества. Гипотеза Ампера. Магнитные моменты электронов (орбитальный и собственный) и атомов. Магнетон Бора. Намагниченность. Зависимость намагниченности от напряженности магнитного поля. Магнитная восприимчивость вещества и относительная магнитная проницаемость вещества, их взаимосвязь. Связь векторов магнитной индукции, напряженности магнитного поля и намагниченности. Диа- и парамагнетики. Ферромагнетики.
Основы теории Максвелла для электромагнитного поля. Первая гипотеза и первое уравнение т. Максвелла. Вторая гипотеза Максвелла. Ток смещения в вакууме и диэлектриках. Полный ток. Второе уравнение т. Максвелла. Система уравнений т. Максвелла в интегральной и дифференциальной форме. Значение теории Максвелла.
Несмотря на отсутствие детализации содержания обучения в ГОС, разработчики Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО) предлагают перечень вопросов, который выносится на итоговый контроль по рассматриваемому нами разделу физики. Этот перечень представлен в кодификаторе элементов содержания дисциплины «Физика» цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин высшего профессионального образования[2]. Он содержит контролируемое содержание дисциплины и перечень контролируемых учебных элементов, которые используются для проведения Интернет-экзамена в сфере профессионального образования. В дисциплине «Физика» предложено выделить три группы обучающихся: 1 группа – изучает дисциплину от 100 до 279 часов, 2 группа – от 280 до 699 часов, 3 группа – от 700 до 1000 часов.
Все интересующие нас направления попадают во вторую группу. Согласно кодификатору, учащиеся 2-ой группы по рассматриваемому разделу курса «Физика» должны знать и уметь следующее:
№ | Название темы | Перечень контролируемых учебных элементов Студент должен … |
1 | Электростатическое поле в вакууме | знать: поток вектора напряженности электростатического поля через поверхность; теорема Гаусса для электростатического поля в вакууме; характер электростатического поля точечного заряда, диполя, равномерно заряженной сферической поверхности, равномерно заряженной бесконечной плоскости; связь напряженности поля и потенциала; дипольный электрический момент; момент сил, действующий на диполь в электростатическом поле; работа по перемещению заряда в электростатическом поле; энергия и объемная плотность энергии электростатического поля. уметь: анализировать представленную информацию из графиков и диаграмм; применять теорему Гаусса в условиях конкретной задачи; находить направление напряженности электростатического поля точечного заряда, диполя, заряженной сферы, бесконечной плоскости в произвольной точке; используя связь напряженности и потенциала, находить направление градиента потенциала; находить направление момента сил, действующего на диполь в электростатическом поле; определять знак и величину работы по перемещению заряда в электростатическом поле; определять характер изменения энергии (объемной плотности энергии) электростатического поля при изменении параметров. |
2 | Законы постоянного тока | знать: плотность и сила тока; действие электрического тока; закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи. Закон Ома в дифференциальной форме. Закон Джоуля-Ленца. ЭДС и работа источника тока. Мощность во внешней цепи. Правила Кирхгофа. уметь: находить работу, мощность тока из графиков характеристик электрических цепей; по графику вольтамперной характеристики оценивать величину сопротивления |
3 | Магнитостатика | знать: характер магнитного поля проводников с током; принцип суперпозиции полей; закон Био- Савара-Лапласа; сила Ампера, сила Лоренца; магнитный поток; магнитный дипольный момент; момент сил, действующий на диполь в магнитном поле; работу сил поля по перемещению проводника с током. уметь: находить направление вектора магнитной индукции поля проводника с током в произвольной точке; применять принцип суперпозиции в условиях конкретной задачи; определять величину и направление сил Ампера и Лоренца; определять величину и направление момента сил, действующего на диполь в магнитом поле; определять величину работы сил поля по перемещению проводника с током; определять размерности физических величина на основе законов магнитостатики. |
4 | Явление электромагнитной индукции | знать: величину магнитного потока через проводящий контур; характер изменения величины магнитной индукции от расстояния до бесконечно длинного проводника с током; закон электромагнитной индукции и самоиндукции, правило Ленца. уметь: анализировать информацию, представленную в виде графиков; определять знак и величину изменения магнитного потока, пронизывающего проводящий контур; определять условия возникновения ЭДС индукции и самоиндукции, направление индукционного тока; определять размерности физических величина на основе законов электромагнетизма. |
5 | Электрические и магнитные свойства вещества | знать: классификация диэлектриков (полярные, неполярные диэлектрики; сегнетоэлектрики); электрические свойства атомов и молекул диэлектриков; поведение образца диэлектрика во внешнем электрическом поле; зависимость диэлектрической восприимчивости полярных и неполярных диэлектриков от температуры; особенности свойств сегнетоэлектиков; классификация магнетиков (диа-, пара- и ферромагнетики); магнитные свойства атомов и молекул магнетиков; поведение образца магнетика во внешнем магнитном поле; зависимость магнитной проницаемости (восприимчивости) диа- и парамагнетиков от температуры; особенности свойств ферромагнетиков. уметь: анализировать информацию, представленную в графической форме. |
6 | Уравнения Максвелла | знать: общий вид системы уравнений Максвелла для электромагнитного поля; физический смысл каждого уравнения системы. уметь: анализировать информацию, представленную в виде системы уравнений Максвелла, записанной для частного случая. |
Сравнение рабочей программы дисциплины, используемой нами, и элементов содержания кодификатора свидетельствует о том, что разработанная нами рабочая программа по содержанию полностью перекрывает содержание кодификатора.
Как мы писали ранее, на сегодняшний день проведение ФЭПО – это реальность учебного процесса в вузе, с которой надо считаться. Эта реальность ставит перед преподавателями задачу – приучать студентов к тестовой форме контроля знаний. Это означает, что необходимо разрабатывать различные тестовые измерительные материалы, которые можно использовать как для промежуточной, так и для итоговой оценки знаний и умений учащихся по изучаемому курсу [1].
В связи с тем, что в третьем семестре итоговой формой контроля по курсу физики является экзамен, тестовую форму контроля можно использовать в качестве допуска к экзамену. Очевидно, что в этом случае следует использовать критериально-ориентированный тест [2]. Цель данного тестирования – выяснить, обладает ли студент необходимым минимумом знаний и умений по курсу, чтобы получить положительную оценку.
В следующих разделах будет дано описание характеристик теста, которые могут быть использованы для достижения сформулированной цели.
Описание теста
1. Цель тестирования – выяснить, обладает ли студент необходимым минимумом знаний и умений по разделу курса физики «Электростатика и постоянный электрический ток. Электромагнетизм», чтобы получить положительную оценку. Если студент не выполнит тест, то ему будет выставлена оценка «неудовлетворительно» за экзамен. Если он справится с тестом, то далее ему будет предложено тянуть билет и сдавать экзамен.
Таким образом, тест должен показать, обладает ли студент минимальными знаниями и умениями по изучаемому разделу курса физики, необходимыми для дальнейшего изучения физики в вузе.
2. Детализация целей обучения. Анализ рабочей программы и кодификатора элементов содержания дисциплины «Физика» цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин высшего профессионального образования позволяет выделить минимум содержания, владение которым является, с нашей точки зрения, необходимым условием для дальнейшего изучения курса физики в техническом вузе. В таблицах, расположенных ниже, приведена детализация минимума содержания обучения с необходимыми пояснениями. Детализация проведена по отдельным темам: электростатика, постоянный электрический ток, основные законы электромагнетизма, магнитные свойства вещества, уравнения Максвелла, энергия электромагнитного поля.
Таблица 1.
Электростатика
N | Содержание тестового задания (в виде формул) или текста | Перечень контролируемых учебных элементов Студент должен … |
1 | Источник электростатического поля | называть источник электростатического поля |
2 | знать закон сохранения электрического заряда и уметь провести по нему расчёты | |
3 | знать закон Кулона и уметь провести по нему расчёты | |
4 | знать определение напряжённости электрического поля и уметь провести расчёт | |
5 | знать формулу напряжённости электрического поля, создаваемого точечным зарядом, и уметь провести по ней расчёты | |
6 | уметь использовать принцип суперпозиции электрических полей для решения простейших задач | |
7 | знать определение потока вектора Е (для E = const) и уметь выполнить расчёт | |
8 | знать определение линейной и поверхностной плотности заряда и уметь установить связь между ними | |
9 | знать теорему Гаусса и уметь рассчитать величину заряда по известному потоку вектора Е и величину потока вектора Е по известному заряду | |
10 | знать определение потенциала электростатического поля и уметь выполнить по нему расчёты | |
11 | Знать формулу потенциала поля, создаваемого точечным зарядом и уметь провести по ней расчёты | |
12 | Знать принцип суперпозиции для потенциала и уметь выполнить по нему расчёты | |
13 | Знать формулу интегральной связи между разностью потенциалов и напряжённостью электрического поля и уметь выполнить по ней расчёты | |
14 | Знать формулу дифференциальной связи между напряжённостью и потенциалом и уметь провести расчёты либо вектора , либо его проекции на одну из координатных осей | |
15 | Знать формулы работ сил электростатического поля и уметь определить знак выполненной работы и её величину | |
16 | Знать теорему о циркуляции вектора напряжённости электростатического поля | |
17 | Типы диэлектриков и виды их поляризации | Знать типы диэлектриков (неполярные, полярные, ионные кристаллы) и виды поляризации, которые для них характерны |
18 | Свойства диэлектриков | Знать, что электрическое поле внутри диэлектрика ослабляется |
19* | * | *Знать связь напряжённости электрического поля в плоском конденсаторе и поверхностной плотности свободных зарядов на его пластинах и уметь выполнить расчёт |
29* | * | *Знать определение вектора поляризованности и уметь его вычислить, используя определение |
30 | Знать определение вектора электрического смещения и уметь его рассчитать по известной напряжённости электрического поля | |
31 | Знать теорему Гаусса для вектора и уметь рассчитать поток по известному заряду, его порождающему | |
32 | Знать формулу для объёмной плотности энергии электростатического поля и уметь провести расчёт по известной напряжённости | |
33 | Знать связь между зарядом, ёмкостью и напряжением на платинах конденсатора и уметь вычислить любую из входящих в формулу величин | |
34 | Знать формулу емкости батареи из параллельно соединённых конденсаторов и уметь выполнить по ней расчёт | |
35 | Знать выражение для энергии конденсатора через заряд и напряжение на пластинах и вести по ней расчёты |
Примечание к табл.1, табл.2, табл.3, табл.4. Звёздочкой отмечены те задания, которые являются более сложными. Таких заданий в любом тесте должно быть не более двух.
Таблица 2.
Постоянный электрический ток
№ | Содержание тестового задания (в виде формул) или текста | Перечень контролируемых учебных элементов Студент должен … |
1 | Знать определение силы тока и уметь выполнить расчёт | |
2 | Знать интегральное соотношение между зарядом и силой тока и уметь выполнить расчёт заряда по известной зависимости силы тока от времени | |
3* | *Графическое определение заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника | *Уметь по графику зависимости силы тока от времени рассчитать заряд, прошедший через поперечное сечение проводника |
4 | Знать формулу закона Ома для однородного участка цепи и уметь выполнить по ней расчёт | |
5 | Знать зависимость плотности тока от параметров носителей тока в проводнике и уметь выполнить расчёт | |
6 | Знать закон Ома в дифференциальной форме и уметь выполнить расчёт | |
7* | *Графическое представление и анализ закона Ома в дифференциальной форме | *Уметь по наклону графика определить, какая из двух зависимостей соответствует большей удельной электрической проводимости |
8 | Знать закон Джоуля-Ленца и уметь выполнить расчёт | |
9 | Знать выражение мощности электрического тока, выделяемой на сопротивлении и уметь выполнить расчёт | |
10 | Знать закон Ома для замкнутой цепи и уметь выполнить по нему расчёт | |
11 | Мощность в цепи постоянного тока | Знать, что максимальная мощность выделяется во внешней части замкнутой цепи, если внутреннее сопротивление источника равно сопротивлению нагрузки и уметь использовать это при решении задачи |
12* | * | *Уметь рассчитать сопротивление однородного нелинейного проводника (примеры были рассмотрены на лекции) |
13 | Знать связь удельной электрической проводимости с подвижностью и концентрацией носителей в проводнике и уметь вести по ней расчёты | |
14 | Зависимость удельного электрического сопротивления проводника от температуры | Знать характер зависимости удельного электрического сопротивления проводника от температуры |
15 | Иметь представление о зонной диаграмме полупроводника и уметь вычислить ширину запрещённой зоны по известной величине энергии вершины валентной зоны и энергии дна зоны проводимости |
16 | Зависимость удельного электрического сопротивления полупроводника от температуры | Знать характер зависимости удельного электрического сопротивления полупроводника от температуры |
17 | Донорные и акцепторные полупроводники | Иметь представление о соотношении концентрации носителей в донорном и акцепторном полупроводнике |
18 | Иметь представление о термопаре и уметь рассчитать термо э.д.с. по известной дифференциальной термо э.д.с. и разности температур | |
19 | Контактная разность потенциалов | Иметь представление о том, как влияет работа выхода материала на направление контактного электрического поля (рассмотрено на лекции) |
Таблица 3.