Танцевально-двигательная терапия как новая форма самовыражения и самопознания человека

Танец, мимика и жест, как и музыка являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний, танцевальная терапия ведёт своё происхождение от творческого танца. На раннем этапе танец стал средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он - досуг и спорт, он зрелищность и релаксация. Танец является эффективным средством инкультуризации человека, универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека. Все чаще употребляется и сочетание слов - танцевально-двигательная терапия (ТДТ). Употребляется в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия и др.[4].

Танцевально-двигательная терапия  является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии (АТДТ) в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше. ТДТ - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

Основными источниками ТДТ следует считать:

 -  развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З. Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З. Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы: - Психоанализ З.Фрейда; - Индивидуальную психологию А.Адлера; - Аналитическую психологию К.Г.Юнга. К 40-50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов. ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления.

- Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не создала своей школы. Основание новых танцевальных форм, танцевальной педагогики связано с другими именами. И прежде всего стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца. Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ.

- Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первым среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и прежде всего, как он говорит. Райх считал, что невыраженные эмоциональные переживания не исчезают, а остаются в мышцах и "застревают" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов, годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и структуру характера, сформировавшуюся под их действием. В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавшими эти чувства и переживания. ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированному В. Райхом, но практически не использует его методов работы.

- Нельзя не упомянуть о полностью утерянном в современной цивилизации изначальном предназначении танца и о древних целительских практиках, где танец был неотъемлемым атрибутом. У первобытных людей еще до появления языка движение, жесты были средством коммуникации. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальный способ выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способ передачи культурного наследия.

На развитие танцевально-двигательной терапии оказали влияние следующие личности и их теории в психологии, а также изучение невербального языка, восточной и экзистенциальной философии, различные творческие методики.

Так, Зигмунд Фрейд использовал чисто вербальный метод, но также осознавал значение невербального языка. Согласно Фрейду: «Я — это прежде всего телесное Я». Он был близок к тому, чтобы рекомендовать телесное самовыражение, как лечебную методику.

Вильгельм Райх ввел понятие мышечного панциря, как способа защиты от чувств. «Распуская» его, он помогал пациенту высвободить чувства и напряжения в теле, понять природу психосоматических проявлений.

Александр Лоуэн большое внимание уделял дыханию, считая, что затрудненное дыхание блокирует движение энергии в теле и мешает спонтанным проявлениям человека.

Карл Густав Юнг автор аналитической психологии, в своей теории «активного воображения», доказал, что творчество и фантазия производят исцеляющий эффект. Он предположил, что существует два уровня, коллективное и личное бессознательное, ввел понятие архетипов и символов. «Чувства, для которых не хватает слов, имеют символический язык выражения — живопись, рисунок, танец».

Альфред Адлер утверждал, что человек креативен, ответственен и силен. Используя его концепцию в танцевальной терапии, мы учимся быть самодостаточными, управлять своими эмоциями, анализировать и не бояться их выразить.

Дональд Вуд Винникот углубил теорию креативности и важности творчества в человеческой природе[1;2].

Танцевальная терапия не имеет своей структуры личности, потому вы можете соединить танец с любым вербальным терапевтическим подходом, наложить ее на ту структуру личности, которая вам ближе и понятнее. По определению Тарасовой Е.Г «цель танцетерапии - самоформирование и самосовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением»[3, стр.37]. Данную цель раскрывают и конкретизируют следующие задачи: свободное самовыражение с помощью телесного языка; выплеск эмоций; выражение чувств; построение взаимоотношений между телом и разумом, сознанием и подсознанием; создание собственного телесного имиджа; физические разгрузки; постижение искусства владения своим телом; физическое и психическое раскрепощение, «снятие» комплексов; усиление жизненного потенциала; коррекция стрессов, невротических реакций; раскрытие творческих способностей; формирование физической культуры; управление своими состояниями[3, стр.38].

Таким образом, танец может быть безопасным и творческим способом выражения и принятия сложных эмоций и чувств, раскрытием новых возможностей и качеств личности, увлекательным путешествием к самому себе. Танцтерапия позволяет лучше понять взаимосвязь внутренней жизни человека и ее воплощения в танце.

 

 

Литература:

1. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевально-двигательная терапия. Теория. Практика. Методика. / Э. Гренлюнд., Н.Ю. Оганесян. С-Пб «Речь», 2004. -  384c.

2. Старк Арлин. Танцевально-двигательная терапия. / перевод И.В. Бирюковой, Москва, 2005.

3. Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приёмы. / Е.Г. Тарасова. Методическое пособие. / Под общей редакцией С.В. Федотовой, к.ф.н, доцента кафедры ГСЭД ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2006. – 49с.

4. Гиршон Александр. Танец, психотерапия и танцевально-двигательная терапия: различия и общность. http://girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/tanec-psixoterapija-i-tancevalno-dvigatelnaja-terapija-razlichija-i-obschnost.html

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: